Медицина как наука и этика науки

Учебно-методическое пособие

(для преподавателей и студентов)

по дисциплине «Этика и деонтология»

Специальности: 060101 «Лечебное дело»

060109 «Сестринское дело»

060105 «Стоматология»

Подготовили преподаватели

Кондакова Екатерина Аскольдовна

Лопанова Ирина Михайловна

Обсуждено на заседании

предметно-цикловой

комиссии

« 20 » сентября 2007 г.

Протокол 1 .

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
Пояснительная записка  
Глава 1. Лекционный материал  
Лекция 1. Этика и деонтология: ее предмет, статус и круг проблем  
Лекция 2. Модели взаимоотношения врач-пациент. Моральные принципы и правила проведения исследований на человеке и животных.  
Лекция 3. Проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике. (Часть 1).  
Лекция 4. Проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике. (Часть 2).  
Лекция 5. Особенности медицинской этики при различных заболеваниях  
Лекция 6. Врачебная тайна. Врачебные ошибки  
Глава 2. Материалы семинарских занятий  
Приложение 1. Глоссарий  
Приложение 2. Литература в помощь студенту (статьи, эссе…)  
Приложение 3. Нормативно-правовая база дисциплины  
Приложение 4. Дидактический материал (исторические источники)  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными целями курса «Этика и деонтология» является следующее: познакомить учащихся с учебной дисциплиной и помочь разобраться: какую роль играет профессиональная этика, биоэтика и деонтология в жизни и работе медика; показать, что этика не только способствует человеку при общении, но и помогает разбираться в различных рабочих ситуациях.

Для реализации данной цели, следует поставить ряд задач:

· дать представление учащимся о биоэтике, деонтологии, профессиональной этике, основных ее аспектах, ее зарождении и развитии;

· дать представление учащимся о роли профессиональной этики в жизни человека вообще и медицинского работника – в частности;

· дать представление учащимся об общечеловеческих ценностях, и какую роль они играют в жизни и деятельности медицинского работника;

· дать представление учащимся о вопросах жизни и смерти;

· рассмотреть и проанализировать гуманность эвтаназии, правовые проблемы трансплантологии и реаниматологии;

· рассмотреть и проанализировать с учащимися нравственные нормы регулирования отношений между медицинским работником и пациентом;

· ознакомиться с ситуативными проблемами биоэтики и деонтологии;

· познакомится с законодательными документами и нормативными актами, которые утверждают профессиональную этику медицинского работника.

По окончании курса «Этика и деонтология» студент должен знать:

- основные понятия в рамках дисциплин «Деонтология», «Медицинская этика»;

Данное учебное пособие является авторской разработкой, которая согласована с требованиями и стандартами министерства высшего и среднего специального образования. За основу взяты курсы лекций ведущих преподавателей, профессоров МГУ, МГСУ, Государственного университета Санкт-Петербурга, МГГА. Согласовано со стандартом преподавания философских и этико-психологических дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях.

В данном пособии учитывается связь не только с другими общественными дисциплинами, но и темы учитывают связь с медициной как с будущей профессиональной деятельностью учащихся. В подготовке данного пособия, в качестве вспомогательной литературы, были использованы не только учебные пособия ведущих ВУЗов России, но и монографии видных исследователей, источники по психологии, этике, социологии, научные статьи из современных журналов общественно-политического и этического направлений, а так же специальные официальные ресурсы ИНТЕРНЕТ.

В выборе тем учитывался уровень подготовленности учащихся: учащиеся проходят довольно высокий конкурс, имеют законченное среднее образование, имеют довольно высокую заинтересованность в получении знаний по данной тематике.

Глава 1. Лекционный материал

Лекция 1. Этика и деонтология: ее предмет, статус и круг проблем

План

Введение. О предмете и методах медицинской этики.

1. Медицина как наука и этика науки.

2. Особенности современной науки и современной медицины.

3. Периодизация истории профессиональной врачебной этики.

Исторические и логические модели биомедицинской этики.

3.1. Модель Гиппократа и принцип “не навреди”.

3.2. Модель Парацельса и принцип “делай добро”.

3.3.Деонтологическая модель и принцип “соблюдения долга”.

3.4. Биоэтика и принцип “уважения прав и достоинства человека”.

Заключение.

Введение. О предмете и методах биомедицинской этики.

Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность называется этикой.

Медицина как наука и этика науки - student2.ru Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ.

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией.

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н.Петров, распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Особенности деонтологии в педиатрии обусловлены своеобразием детской психики, а также необходимостью контакта в работе не только с детьми, но и с их родителями.

Аспектами медицинской деонтологии являются:

 взаимоотношения медицинских работников с больными;

 взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

 взаимоотношения медицинских работников между собой.

Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней.

Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.

Реализация этических начал в медицине включает:

· информирование пациента о его правах;

· информирование пациента о состоянии его здоровья;

· гуманное отношение к пациенту;

· уважение человеческого достоинства пациента;

· недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

· уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;

· Медицина как наука и этика науки - student2.ru уважение автономии пациента;

· уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

· проявление бережного отношения к умирающему больному(дистрибутивная справедливость);

· хранение профессиональной тайны;

· поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

· защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;

· поддержание уважения к своей профессии;

· уважительное отношение к своим коллегам;

· участие в медико-санитарном просвещении населения.

Медицина как наука и этика науки.

Медицина как наука и этика науки - student2.ru Во второй половине XX века медицина окончательно расстается с такими характеристиками как ремесло, искусство, превращаясь, все более в типично научно-исследовательскую экспериментальную деятельность. Известно, что получение достоверных результатов требует подтверждения, причем не единичного, а статистически полномерного, массового. Начало существования медицины в статусе экспериментальной науки было весьма трагичным. Первыми массовыми медицинскими исследованиями стали опыты нацистских медиков над узниками концлагерей в 40-е годы.

Нюрнбергский процесс 1-ого Военного Трибунала США (1946-1947 г.г.) вскрыл факты чудовищных по своей жестокости и по своему размаху медицинских экспериментов на человеке, когда огромное число узников концентрационных лагерей, в основном не германского происхождения, использовались для научно-исследовательских целей и медицинских опытов. Именно эти “исследования” и “опыты” вошли неотъемлемой частью в понятие “преступление против человечности”. В ходе судебного разбирательства было собрано множество документов, в том числе протоколы о проведении экспериментов над людьми с целью исследования влияния на человеческий организм переохлаждения, действия ядов. Миллионы людей специально заражались интересующими “экспериментаторов”- медиков болезнями и “при минимальных затратах времени и усилий” исследовались методы лечения и достижения иммунитета к малярии, инфекционной желтухе, сыпному тифу. Стали известны всему миру эксперименты по стерилизации, регенерации костей, мышц, нервной ткани и по пересадке костей и т.д. и т.п. В конце августа 1947 года 1-ый Военный Трибунал США, действующий по договоренности с союзниками и по приказу американской администрации в Германии, вынес Приговор по делу “медиков”. Нюрнбергский Кодекс - это первый в истории международный “Свод правил о проведении экспериментов на людях”, который возник в результате осознания принципиального несоответствия некоторых видов медицинских экспериментов на человеке этическим принципам медицинской профессии, базовым принципам этики и человеческой морали.

Медицина как наука и этика науки - student2.ru Первые массовые научно-медицинские исследования в США и Европе также проводились на так называемом уязвимом контингенте - заключенных, психически больных и пожилых людях, содержащихся в домах престарелых. Широкую известность приобрели исследования в США по естественному течению нелеченного сифилиса у четырехсот чернокожих больных из бедных слоев общества. Не менее известен эксперимент по применению жидкой формы сульфаниламида, включающей в качестве растворителя этиленгликоль, унесший жизнь 110 детям. Известна и катастрофа с талидомидом, результатом которой стало появление детей с врожденной аномалией развития - фокомелией - “тюленьи конечности”. Многие дети, рожденные с фокомелией, умерли, но на сегодняшний день насчитывается около 10 000 больных с деформациями конечностей, ушных раковин, дефектами сердца и т.п. Известно, в 50-60 годы контингентом испытуемых в США становятся заключенные с обещаниями улучшения условий содержания и досрочного освобождения.

Сегодня биомедицинские исследования с участием человека продолжают оставаться необходимой формой существования медицины и здравоохранения. Масштабы проведения исследований с участием человека бурно и неуклонно расширяются. Например, “клинические исследования с участием человека в качестве его объекта, проводимых с целью открыть или подтвердить клинические или фармакологические и (или) другие фармакодинамические эффекты исследуемого продукта, определить его нежелательные реакции, изучить всасывание, распределение, метаболизм и экскрецию для установления безопасности и (или) эффективности, становится с каждым годом все больше. Если в 2000 году в России проводилось 241 КИ из них 129 международных многоцентровых, то в 2001 их было 263, а международных многоцентровых КИ - 154. Увеличилось и количество пациентов, участвующих в исследованиях (12 340 и 18 230 соответственно)” (см. Г.И. Сторожаков, Е.А.Малышева. Этические комитеты: их роль в проведении клинических исследований./ Медицинское право и этика. №4, 2002, с.16.).

В отчетах о деятельности клинических больниц все чаще фигулируют цифры, за которыми стоит значительное число врачей, работающих над кандидатскими и докторскими диссертациями. Это означает, что основной контингент пациентов - и взрослых, и детей, становятся объектами биомедицинских исследований. Но участие человека в научных исследованиях может создавать угрозу для его здоровья, жизни, для его прав, достоинства, благополучия и т.п. Возникает задача - защиты испытуемого от риска, который неизбежно сопровождает экспериментальную науку. Цивилизация и общество начинает поиск форм этой защиты. Сегодня мы можем сказать, что искомая форма защиты найдена. Это - биоэтика (или биомедицинская этика) в ее теоретической и практической формах. Теоретической формой является та система знания, с которой мы с вами сейчас начинаем знакомство. Практической формой биоэтики является существование и деятельность этических комитетов (или комиссий). Данная практическая форма биоэтики, приемлемая для европейской культуры и медицинского сообщества, была найдена членами Всемирной Медицинской Ассоциации. В 1964 году эта организация принимает Хельсинскую Декларацию Всемирной Медицинской Ассоциации. Ее основные положения становятся правовыми нормами многих национальных законодательств, например, для отечественного законодательства (см. ст.16 “Основ законодательства об охране здоровья граждан РФ”). В Хельсинской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации в разделе “Основные принципы”, позиция 2, говорится: ”Общая схема и план проведения каждого типа исследования должны быть четко описаны в протоколе, который представляется на рассмотрение и утверждение специальной комиссии. Члены комиссии должны быть независимы от лиц, проводящих исследование и спонсора исследования. Состав комиссии формируется в соответствии с законодательством страны, в которой проводится исследование”.

Наши рекомендации