Вопрос 8. Философские основания науки.

Научные концепции на что-то опираются.

- философские основания науки – общие мировоззренческие установки, формируемые в рамках методологии научного познания, а также научная картина мира и стиль мышления, составляющие социокультурную основу мировоззрения.

- но! Не идеалогия. В естественной науке она как правило приносит только вред.

- существуют также общенаучные методологические принципы тесно связанные с философскими. Среди них: принцип соответствия (сохранение старой теории в условиях появления новой, более общей. Прежняя теория сохраняет значение для частной области), принцип дополнительности (получение информации б одних физических величинах микрообъекта, мы теряем информацию о других), принцип наблюдаемости (теория должна иметь эмпирическое обоснование), принцип инвариантности (данные пэксперимента повторяются при тех же условиях).

- Аристотель сформулировал проблему: разделил физику (наблюдение + изучение природы) и метафизику (более общее понятие о природе); т.е. физика опирается на метафизику, которая изучает общие причины и начала всех вещей. Физика изучает конкретные вещи, например, движение стрелы – цель ее и т.д., а метафизика изучает целевую причину (Нус – общая цель и источник движения).

- Платон: если знать общие принципы, то можно разобраться в каждом конкретном случае.

- Ф. Аквинский: все частнонаучные знания должны быть подведены под общий (религиозный) принцип.

- Маркс опирался на принципы исторического материализма.

- Кун: включает совокупность философских и методологических предписаний в структуру парадигмы

- Лакатос: жесткое ядро исследовательской программы составляет научная метафизика, т.е. совокупность философских утверждений о структуре реальности

- Поппер: трактовал философию как набросок теории. фаллибилизм (ложность любого утверждения, которая рано или поздно обнаружится) – метафизический принцип, на нем все основывается. Указывает, что философские категории не могут фальсифицироваться (а значит не научны) и становяться таковыми только в контексте исследований частных наук.

- Этому противостоит позитивизм: нужны конкретные исследования, метафизика только обобщает результаты и методы других наук (а до этого философия считалась царицей наук).

- существует связь между понятийным аппаратом теории и универсальными категориями философии, кот. Оформляют результаты познания

Т.о. философские основания дают возможность осмыслить результаты опытных исследований конкретных наук

- Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Например: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей с ссылками на принципы единства материи и силы. В фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте. Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Следовательно, научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. Ее обеспечивают философские основания науки. В ее состав входят обосновывающие постулаты, идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику (новизну) поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых антологий и новых представлений о методе.

- Философские основания науки, что не исключает их системной организации. Можно выделить как минимум две взаимосвязанные подсистемы:

1). Онтологическая подсистема, представленная сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов – вещь, свойства, отношения, состояния, причинность.

2). Эпистемологическая подсистема, выраженная категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат – понимание истинны, метода, доказательства факта.

Вопрос: «Включать или не включать философские основания науки во внутреннюю структуру науки?». Ответы:

1). Позитивисты. Не включать: влияние философии на процесс научного познания является чисто внешним, и если включить философские основания в структуру научного знания, то науке грозит рецидив натурфилософствования, подчинение ее различным философским спекуляциям, от которых наука с трудом избавилась к началу XX века.

2) Натурфилософы и сторонники влиятельной метафизики (в т.ч. марксистко-ленинской философии) – включать. Т.к. они служат обоснованию ее теоретических конструкций, расширяют ее когнитивные ресурсы и познавательный горизонт.

3) В моменты научных революций, в период становления новых фундаментальных знаний философские основания науки входят в структуру научного знания, однако после того, как научная теория достигла необходимой ступени зрелости, философские основания науки удаляются из ее структуры.

Учебник Лебедева: Каково основное содержание и специфика различных типов философских оснований науки? Онтологическиеоснования науки представляют собой принятые в той или иной науке общие взгляды о картине мира, типах материальных систем, характере их детерминации, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов. Гносеологические основания науки суть принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношении чувственного и рационального, теории и опыта, статусе теоретических понятий. Логические основания науки — принятые в науке правила абстагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила вывода. Методологические основания науки представляют собой принимаемые врамках той или иной науки положения о методах открытияи получения истинного знания, способах доказательстваи обоснования отдельных компонентов теориии теорий в целом.Наконец, ценностные, или аксиологические, основания науки представляют собой принятые утвержденияо практической и теоретической значимостинауки в целом или отдельных наук в системе духовнойи материальной культуры, о целях науки, о научномпрогрессе, его связи с общественным прогрессом, обэтических и гуманистических аспектах науки.

Вопрос 9. Сциентизм и антисциентизм.

- возникновение двух альтернативных философско-мировоззренческих установок в к. 19. – н. 20 века. Критерий – оценка НТП и в целом роли науки в жизни современного общества.

Сциентизм – абсолютизирует значение науки.

Культ науки и провозглашение ее как наивысшей ценности развития человеческой цивилизации привел к утверждению в XX в. сциентистского мировоззрения.

1) Наука - культурно-мировоззренческий образец и рассматривался сторонниками этого мировоззрения как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки».

2) Управление государством, стандарты образования и другие социальные сферы ориентируются на научную методологию.

3) Общественный прогресс отождествляется с НТП

4) Наука – это прежде всего естествознание. Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, точное математизированное естествознание и распространял критерии научности на все виды человеческих взаимоотношений с миром, на все типы знания и человеческое общение. В связи с этим, области знания, не подпадающие под стандарты естествознания, подвергаются жесткой дискредитации. Поставленная позитивизмом проблема демаркации, предполагающая поиск твердых критериев отличия науки от ненаучного знания зафиксировала уничижительное сциентистское отношение к псевдонауке.

Одновременно возник и антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки, характеризующийся весьма пессимистическим отношением к возможностям науки. Антисциентизм исходил из негативных последствий НТР и требовал ограничения экспансии науки, возврата к традиционным ценностям и способам деятельности – искусство, здравый смысл, религия. Обращает внимание на негативные процессы порожденные НТП и естественно-научных мировоззрением.

Причины возникновения сциентизма.

1) Стимулом развития науки следует признать растущие потребности человека. Однако оценка новых знаний не может оставаться в узко-профессиональных рамках, без учета социальных последствий их использования. Пример, эксперименты на человеке (Бучилло, Исаев). Необходимо обратить внимание на нравственной, этической стороне такого рода исследования. Проблема этического нигилизма.

2) Растущее отчуждение и абсурдность жизни человека. Человек – винтик в огромном механизме.

3) Экологические проблемы

Антисциентизм неоднороден. Выделяют:

1) Умеренный антисциентизм – против крайностей сциентизма, абсолютизирующего роль науки и принижении других форм духовной деятельности (искусство, философия, религия, этика). Критика осуществляется с позиций гуманизма

2) Агрессивный антисциентизм – отрицает науку как таковую, противостоит прогрессу.

В целом – проблема антисциентизма и сциентизма отражает раскол современной культуры на научно-техническую и художественно-гуманитарную.

Сциентизм.

- Марбургская школа неокантианства (Коген, Наторп, Кассирер): философия должна быть наукой и строиться по образцу науки.

- Феноменология Гуссерля: хотел возродить философию как строгую науку и найти основания остальных наук.

- Позитивизм (Конт): после религиозной и философской стадии развития человеческого духа наступает научная стадия.

- Прагматизм (Пирс, Дьюи, Джемс): философия должна быть практичной и помогать человеку во всех жизненных ситуациях.

- Аналитическая философия: Л. Витгенштейн (ученик Б.Рассела): в качестве эталона науки выступает формальная логика, задающая общие критерии научности, эмпирическое знание дано человеку в чувственном восприятии и обеспечивает абсолютно достоверное познание, а теоретическое познание сводится к эмпирическому; любое высказывание можно свести к атомарным предложениям. Пришли к принципу верифицируемости. Р. Карнап: есть осмысленные высказывания (теоретическая часть науки) и общие (философские).

- Критический рационализм: принцип фальсифицируемости К. Поппера (теория научна, только если потенциально может быть опровергнута).

- Структурализм: окружающий мир как совокупность зашифрованных истин, задача – найти языковые структуры, лежащие в основе всего.

Антисциентизм.

- Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) – познание нельзя оторвать от культуры, наука не должна доминировать.

- «Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей) – абсолютизация интуитивного, внерационального.

- Экзистенциализм: Хайдеггер: наука выражает ограниченное знание по сравнению с философией. Экзистенциалист Серен Кьеркегор противопоставляет науку как неподлинную экзистенцию вере – как подлинной экзистенции и совершенно обесценивает науку.

- Персонализм: постижение иррационального.

- антисциентист Герберт Маркузе выразил свое негодование против сциентизма, сформулировав концепцию «одномерного человека», в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, свидетельствуют о ненормальности самого общества. Ситуация осложняется тем, что узкий специалист, который крайне перегружен, заорганизован и не принадлежит себе, - это не только представитель технических профессий, в подобном измерении может оказаться и гуманитарий.

- Известный ученый-логик Бертран Рассел в поздний период своей деятельности стал сторонником антисциентизма. Он видел основной порок цивилизации в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинно гуманистических ценностей и идеалов.

- Автор концепции личностного знания Майкл Полани подчеркивал, что современный сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых, неадекватных терминов.

Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчёркивая исключительную роль науки в обществе, жизни, марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с другими формами обществ, сознания и показывает сложный, многосторонний характер этой связи. С этой точки зрения, наука выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем – как один из главных источников и стимуляторов исторического прогресса самой культуры, материальной и духовной. Отсюда глубокая взаимосвязь науки с мировоззрением, огромное влияние, которое оказывают общественные науки на весь ход обществ, развития, на борьбу идей в современном мире. В марксистско-ленинской философии оценка социальной роли науки даётся в реальном контексте конкретных социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль научного знания в жизни общества.

Ещё материал из других ответов:

Сущность науки и ее роль в обществе. Сциентизм и антисциентизм.

Наука -это вид человеческой деятельности,направленный на выработку и систематизацию объективного,рационально обоснованного,воспроизводимого и проверяемого знания. (Новая философская энциклопедия, 2010,ИФ РАН)

Наука – это общественный институт,который занимается обеспечением и воспроизводством научной деятельности. (Новая философская энциклопедия, 2010,ИФ РАН)

Сущность науки заключается в том,что наука занимается выработкой и систематизацией объективного,рационального обоснованного,проверяемого и воспроизводимого знания.Т.е.продуцирует научное знание.Критерии научности:

1)Объективность знания.Познание должно быть нацелено на реальные объекты без привнесения в процесс познания чего-либо субъективного и сверхприрдного.Философские построение не всегда можно называть мировоззренческими системами,нацеленными на получение,построенными на объективных знания.

2)Рациональность,рационалистическая обоснованность,доказательность знания.Некоторые философские системы,например,философия жизни.

3)Эссенциалистская направленность.Т.е.направленность науки на воспроизведение закономерностей функционирования и развития объекта,выражается в воспроизводимости научного результата.

4)Особая организация,особая системность знания;не просто упорядоченность,как в обыденном знании,а упорядоченность по осознанным принципам;упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5)Проверяемость;здесь и обращение к научному наблюдению,к практике,и испытание логикой,логическим путем;научная истина характеризует знания,которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными.Проверяемость научных истин,их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости.

В этом плане научное мировоззрение,построенное на оперировании научным знанием,отличатся от мифологического,обыденного,религиозного и философского (хотят тут есть разные мнения,так не считает Петр Алексеев,который приравнивает философское знание и научное).

Функции науки в обществе (Философия:Энциклопедический словарь):

1)Производство новых знаний

2)Прогностическая функция

3)Объяснительная функция

4)Наука как основа мировоззрения и коллективной саморефлексии человечества

5)Наука как производительная сила общества (естественные науки)

6)Наука как социальный фактор развития общества (в большей степени обществоведческие и гуманитарные науки)

Сциентизм и Антисциентизм.

Сциентизм (лат. scientiaнаука,знания)— сис-ма убеждений,утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний о мире.Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику.Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.

Антисциентизм:возможности науки в решении проблем человеч-ва ограничены;крайнее проявл.:наука враждебна человеческому существованию.Наука утилитарна,не способна понять истинные проблемы мира и человека.

СциентизмАтисциентизм

Достижения науки – это благо и прогрессДостижения науки – это угрозы миру

Знание – это наивысшая культурная ценностьЗнание – это один из результатов человеческой деятельности,не самый главный

Знание может сделать человечество счастливее и лучше управляемым.Знание не может сделать человечество счастливым.Знание не есть мудрость.

Антропогенные катастрофы – это результат человеческого факторы и неполноты наших знанийАнтропогенные катастрофы – это результат развития науки.

Просвещение:усиливается поток предостережений против науки.Ж.-Ж.Руссо:в научных исследованиях возникает множество опасностей и ложных путей,перед тем,как достичь пользы,которую принесёт истина,приходится пройти множество ошибок.

Н.Бердяев:«Вера в бога науки ныне пошатнулась,доверие к абсолютной науке,к возможности построить научное мировоззрение,удовлетворяющее природу человека,подорвано… Науки нет,есть только науки [=дисциплины]. <…>Наука есть лишь частная форма приспособления к частным формам бытия».

Позицию интисциентизма занимает экзистенциализм (реакция на позитивизм,на мировую войну),экологисты,франкфуртская школа (апофеоз точного знания привел к созданию атомной бомбы,торжеству нацизма).

Г.Маркузе (франкф.шк.),«Одномерный человек»:современный человек,в частности технический специалист,подвержен большому кол-ву перегрузок и напряжений,не принадлежит себе,эти обстоятельства указывают на болезненное и ненормальное состояние совр.общ-ва.Не только специалисты технических специальностей,но и гуманитарии сдавлены тисками нормативности и долженствования.

Вопрос 10. Проблема рациональности. Научная рациональность.

(Лекция Л.И. Яковлевой) Научная рациональность: в широком смысле - стиль мышления, в узком - логико-методологические представления. Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект → важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.

Рациональность (А. И. Ракитов) – система правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей (и ценностей).

Компоненты рациональности:

1) идеалы и нормы обоснования, объяснения и описания;

2) идеалы организации знания.

В. С. Шевырев: два вида рациональности. Закрытая (с одной научной картиной мира, школа) и открытая (рациональная постановка цели, выход за пределы устоявшегося). Непонятно, почему ставится каждая новая цель и признается рациональной → обращение к культуре (Кун, Лакатос; Пуанкаре – принцип конвенционализма). У Куна – мистический скачок. Шевырев – связь типов рациональности с рассудочным мышлением (со строгими правилами, по заданной схеме) и разумным (регулируется идеями, то есть менее жестко).

Рассудочная рациональность лежит в основе западной цивилизации (цивилизация – схема, культура – другое, она может выйти за пределы существующего). На рассудочной рациональности основана жизнь общества: каждого человека можно и нужно научить профессии, определенным навыкам. Нет рациональных цивилизаций без религиозной основы; религия – первооснова познания.

(Лекция Шестаковой) Мишель Фуко: 1) Возрождение, 2) классический рационализм (16 – 18 вв.), 3) современный (с 19 в.). Разница между классическим и современным: в классическом все знание искало порядок, связи, стройность; в современном – отсутствие однородности; три измерения: физико-математические науки, философия (ищет общий принцип) и науку о языке, жизни и производстве; они пересекаются.

(Учебник Степина): Типы научной рациональности: 1) классическая (концентрация на объекте исследования и исключение всего, что относится к субъекту и его действиям, цель – получить объективное знание); 2) неклассическая (учитывает связи между знаниями об объекте и средствами получения знания, но не изучает эти связи специально); 3) постнеклассическая (учитывает и рассматривает все связи, в том числе соотносит познание с ценностями и целями). Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Подробнее о неклассическом типе научной рациональности - Глава 4 настоящей работы.

Постнеклассический тип рациональностирасширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

Межкультурные контакты нередко заканчиваются сильным влиянием взаимодействующих культур друг на друга. Посредством заимствований происходит проникновение культурных новаций из одних культур в другие, где подобные новации по объективным причинам возникнуть не могли. Для любого общества подобные культурные контакты имеют как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, они способствуют взаимообогащению культур, сближению народов, демократизации общества. С другой, — интенсивное и слабо контролируемое заимствование повышает потенциальную опасность утратытой или иной общностью своей культурной самобытности. Одним из проявлений подобных процессов являются изменения культурной идентичности. В социальных науках под идентичностью преимущественно понимается либо осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социальной группе, общности, позволяющее ему определить свое место в данном социокультурном пространстве, либо как самотождественность социокультурного образования (в частности при социологическом, политологическом подходах). В этом случае самотождественность может рассматриваться в аспекте социальных и культурных изменений. В основе существования и развития любой культуры, общества лежат базовые системы ценностей — выступающие связующим ядром культуры, а также связанные с ними традиции, нормы, правила, стандарты поведения, культурные коды, символы и образцы. Тесно связанные между собой, они формируют единое поле культуры, которое делает социальные взаимодействия понятными, упорядоченными и предсказуемыми; среди прочих, ценности определяют приоритеты и векторы дальнейшего развития. Идентичность формируется непосредственно через социализацию (если говорить исключительно о культуре, то здесь больше подходит термин «аккультурация»), путем усвоения и принятия господствующих в данном обществе элементов сознания, вкусов, привычек, норм, ценностей.

Вопрос 11. Научное, вненаучное, донаучное знание. Наука и псевдонаука. Критерии демаркации. 


- знание – результат познавательного процесса. В широком смысле – вся информация, получаемая о предмете познания.

- античная традиция определяла знание по сравнению с мнением. Мнение – строится на чувстве, касается единичных предметов, изменчиво и относительно. Знание – рационально, всеобъемлюще и неизменно. Знание трактуется как истина.

- средневековая философия – сравнение знания и веры. Вера не требует доказательств.

- Новое время – знание отождествляется научному знанию

- на современном этапе выделяют: философское, религиозное, мифологическое, художественно-образное и обыденное знание

Наука – важнейшая форма развития познания. Наука – познавательная деятельность, выраженные в научных трудах результаты этой деятельности в виде некой совокупности имеющихся в данный исторический момент знаний, образующих научную картину мира.

- критерии научности полученного знания:

1) логические критерии: реализовались в требованиях к формализации и матемизации знания

- непротиворечивость – запрет на одновременное доказательство двух противоречащих концепций

- полнота – все высказывания могут быть доказаны

- независимость

2) эмпирические:

-верификация – удостоверение теории эмпирически установленными фактами. Пример индукция и дедукция. Дедуктивные умозаключения более истинны, но основная их посылка все равно индуктивна (Все люди смертны. Сократ – человек. Он смертен). Недостаточность принципа верификации доказал Поппер – вненаучные представления (астрология, магия) имеют множество фактов, подтверждающих их, но научными их не делает.

- фальсификация – эмпирический способ опровержения. Поппер – наука допускает фальсификацию своих гипотез и тем самым обеспечивает рост научного знания. Лакатос различет догматический и утонченный фальсификационизм (последний допускает наличие противоречий между фактами и теорией).

3) социокультурные критерии:

- Ильин выделяет экстралогические и неэмпирические

- простота

- эвристичность (новизна)

- когерентность

-инвариантность и т.д.

Проблема демаркации научного и ненаучного знания.

- наука возникла из философии. Первоначально философия отделилась от богословия, затем от философии. Очищение науки – экспериментально-математическое естествознание (едва не очистилась даже от гуманитарных наук)

- наука и миф. Цель мифа – объяснение природных явлений и человеческого бытия. Выделяют первичную мифологию (древние мифы) и вторичную (с развитием религии). Язык мифа – символы.

- наука и религия. Религия – совокупность идей, обосновывающих существование сверхестественного начала. 1) фетишизм, 2) магия, 3) тотемизм, 4) теизм. Познание – через откровение и медитацию.

- наука и обыденное познание – обычаи, обряды, ритуалы. Различают индивидуальное и общественное обыденное познание. Обыденное предшествует и определяет индивидуальное (а приори – Кант). Обыденное познание – сложившийся образ мира, порожденный эмпирическими условиями жизни людей и выражающий их потребности и нужды.

- наука и донаучное знание – народное познание. Пример Степина – определение границ земельных участков во время разлива Нила определило развитие математики (нужно было определить площадь).

- проблема демаркации науки и тех форм вненаучного знания, которая стремится стать научными – пример, парапсихология, астрология и проч. «Эффект Барнули» - экспериментальное опровержение астологических прогнозов.

Специализированное вненаучное знание подразделяется на:

1) Псевдонаука – на грани науки – уфология, теория космических катастроф и т.д.

2) Антинаука – мистические учения

3) Девиантная наука – знание, отклоняющееся от принятых в науке норм.

Вопрос 12. Преднаука Древнего Востока. 


(Учебник Лебедева) Главная проблема – существовало ли на Древнем Востоке теоретическое знание. Сейчас считается, что нет, поэтому – не наука, а преднаука. Наиболее развитые цивилизации до 4в. до н.э. (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) вырабатывали знания путем индуктивного обобщения непосредственного практического опыта. Практические потребности: необходимость рассчитать площадь заливаемой поверхности при разливе рек, площадь участков земли, торговля, строительство, мореходство, астрология для культов. Основныечерты: 1) нет критического обновления и осмысления полученных данных, знание носит рецептурный характер; 2) прикладной характер знания; 3) знание нерационально и догматично, доверие к нему основано на авторитете обладающего этим знанием (жрецы); 4) задачи решаются «по случаю», общих правил нет, есть только разные громоздкие таблицы (решение уравнений, кубы, квадраты и т.д.), но без доказательств, почему надо решать именно так.

(Лекция Соколова) Изобрели письменность, счет и систему образования для передачи знания. Обучение основано на заучивании, а не на логике. Учат системы знаков (письменность) и законы. Зачатки минералогии, химии, медицина, астрономия, астрология. Философии нет.

Древняя Индия

- философская мысль возникает в период формирования социальным классов – каст (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры)

- в сер. 2 тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию вторгаются воинственные племена ариев. Арии слагали гимны – ригведы. «Веды» - священное знание, «риг» - гимн. Ригведы несли в себе зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека

- центральный миф ригведы говорит нам о происхождении мира: сначала была вода, потом возник холм, из холма вырывается вода (реки) и огонь (солнце), столбом, который подпирает небо становиться Дерево. Философская интерпретация мифа такова: в нем формируется понятие первоначального хаоса, который постепенно заменяется упорядоченностью – космосом.

- проблема познания.Подлинный объект познания – человек со стороны бытия его духа. Когда человек бодрствует, он руководствуется своим чувственным опытом, но его сопровождают различные страхи и переживания, препятствующие проявлению самосознания. Это означает, что для познания необходимо: либо сон, либо йога. Окончательным решением вопроса видится физическая смерть, при которой сознание абсолютно отделяется от чувственного опыта и растворяется в космосе.

- проблема свободы человека.Действует законно кармы – каждый получает воздаяние по своим поступкам. На основании этого закона выделяются касты: карма брахманов – управлять и т.д. Философское знание также носило элитарный характер: низшим кастам нет смысла задумываться.

- развиваются различные школы. Пример, школа Вайшешика (3 в. до н.э.) – учение об атомах. Атомы – частички 4 стихий: земли, воды, света и воздуха, из которых состоит мир. Аналогичные взгляды – см. Левкипп, Демокрит, Эпикур, но нет свидетельств, что в Индии знакомились в их работами.

Древний Китай.

- зарождение философии 8-6 в. до н.э.

- Основной источник – Книга Перемен, представляющая собой связующее звено, между предфилософией и собственно философией. Человек, природа и Вселенная рассматриваются как единое целое, подверженное переменам. Механизм перемен раскрывается через взаимосвязь базовых начал ЯН и ИНЬ. Существует также промежуточный элемент – ЦЗЫ, символ гармонии – их дитя. Отсюда 8 триграмм и 64 гексаграмм. Действует основной закон – закон ДАО – постоянная смена инь и ян, гармония.

- идея китайского мудреца – следствие разрушения родового мировоззрения (нарушения и в космосе – разрыв неба и земли). Мудрец – посвященный, стремиться восстановить гармонию. Существует 2 типа мудрецов, за которыми концепции человека:

1) даосский мудрец – естественный человек. Трактат Дао дэ цзин 6-5 в. до н.э. – люди должны быть простыми и скромными. Способствовали развитию наук: медицины, алхимии, боевых искусств и т.д.

2) конфуцианский – человек политический. Конфуций (6-5 в. до н.э.) средства достижения гармонии: ритуал и исправление имен

Вопрос 13. Этапы эволюции античной науки.

Наука в Древней Греции

(Лекция Соколова)Отличие от Древнего Востока: появилось целенаправленное получение нового знания и методы получения этого знания, т.е. наука стала самоценной, неутилитарной. Наука и философия развиваются одинаковыми темпами. У Аристотеля первая философия (собственно философия) и вторая (натурфилософия, т.е. философия природы).

Периодизация:

а) рождение науки и философии, переход от мифологического мышления к рационально-понятийному (6 -1 пол. 5 в. до н.э.), пифагореизм;

б) классический период (2 пол. 5 – 4 вв.), намечается разделение науки и философии, Платон, Аристотель (все систематизировал), атомисты;

в) эллинизм (кон. 4- 1 вв. до н.э.), смешение с культурой Древнего Востока, начало институционализации науки, Птолемей, Архимед, математика, астрономия, география, история, медицина;

г) поздняя античность (1-сер. 6 вв.) – упадок.

(Учебник Лебедева+ семинар Шестаковой)Демократия, ценность личного достоинства у греков, доводы и критицизм как сила проведения закона → отношение к

Наши рекомендации