Концепция бытия — фундамент философской картины мира
Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основные формы бытия: материальное, идеальное, человеческое, социальное, ноуменальное (вещь сама по себе), феноменальное (кажущееся бытие) Содержание философской категории «бытие»: 1)окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; 2)окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; 3)материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто. . Ленинское определение понятие «материя»: Материя есть философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Элементами структуры материи являются: неживая природа, живая природа, социум (общество Характерные черты материи: Наличие движения Самоорганизация Размещенность в пространстве и времени Способность к отражению Движением в философии обозначается любое изменение -неотъемлемое свойство материи.
-возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы). -всеобъемлюще (движется все) -постоянно (существует всегда). Материя имеет способность к самоорганизации — созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название синергетика время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе из развития; пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой. отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
41.Философия познания.Сущность,структура и функции познавательной деятельности. Познание –это общественно -исторический процесс приобретения и распространения знаний о мире, обществе и человеке; процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека Это актуальная проблема философии, которая считает, что бытие есть и есть разум, постигающий бытие, между ними нет посредников. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры
два вида действий человека по познанию: познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры). виды познания обыденный – основывается на повседневном опыте людей и на здравом смысле; художественный – базируется на чувственно-опытном восприятии действительности; мистико-религиозный – характерно фантастическое представление о мире людей и мире ином – трансцендентальном. целенаправленный – постигающий истину или точное (научное) знание, его особенность заключается в доказательности истины, в наличии точных методов постижения мира, человека, общества; интегрирующий (философский) – позволяет целенаправленно познавать и объяснять причины существования и постоянного обновления мира; религиозный – опирается на развитие воображения при осмыслении таинства мира. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ГНОСТИЦИЗМ (материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания
АГНОСТИЦИЗМ (идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Проблема верности и неправильности полученных знаний рассматривается в учении об истине, истина – это соответствие мыслей действительности; это знания, содержание которых не зависит от состояния познающего Объективная истина– это содержание представлений и знаний, не зависящие ни от человека, ни от человечества (Земля-планета Солнечной системы). Относительная истина – это неполное или ограниченное знание об объекте познания, поскольку тот не исчерпаем в своем изменении и развитии. Относительная истина выражает неполноту, условность, приблизительность, незавершенность процесса познания (даты, место события, время).. Абсолютная истина выражает совершенно полное и точное знание об объекте познания, 100% соответствие знания предмету, вещи, явлению, процессу и т.д. Это гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя процесс познания все больше приближается к нему. Это элемент знания, который никогда не может быть опровергнут. Неизменный спутник истины – заблуждение– несоответствие знаний действительности. Они возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, предубеждения, несовершенства познав Эмпиризм – познание посредством органов чувств: человек объективно связан с внешним миром, они дают ему первичные знания о вещах, явлениях и т.д. Гносеология относит к основным видам чувств познания: Ощущение; Восприятие; Представление ощущения – отражение отдельных свойств предметов и вещей объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств (в ощущениях отражаются такие качества как красное, горячее, громкое, тяжелое и т.д.). Информационная пропускная способность органов чувств человека – слух, зрение, вкус, обоняние, осязание. восприятие – отражает чувственно-конкретный образ; это мыслящее созерцание, когда вешние вещи оцениваются внутренним взором.представление – результат ощущения и восприятия; наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения (т.е., выделяют два вида существования представлений: воспоминание и воображение Рационализм– познание, основанное на разуме, опирается на результаты чувственного познания. Основные его формы: Понятие;Суждение;
Умозаключение понятие– форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей; с понятия начинается и с понятия заканчивается любой цикл логического осмысления действительности. Возникновение понятия – это скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления у сути.
суждение – это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами.умозаключения– процесс оперирования суждениями с целью получения новых знаний, нового утверждения или отрицания Практика– связующее звено между чувственным и логическим познанием, конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Наука –образует единую систему знаний о мире, обществе и человеке. Ее отрасли – естественные, социальные и гуманитарные науки в отрыве друг от друга не могут дать целостного представления о мире. Как сферы культуры они оказывают огромное воздействие на характер жизнедеятельности всего человечества
42.Понятия «бытие» «небытие» «НИЧТО» Бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основные формы бытия: материальное, идеальное, человеческое, социальное, ноуменальное (вещь сама по себе), феноменальное
(кажущееся бытие) Содержание философской категории «бытие»: 1)окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; 2)окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; 3)материя и дух - единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Монистические и плюралистические концепции бытия, само-организация бытия
Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. mónos – один, единственный) . Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis – двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis – множественный) концепции.
Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе» , о которых ничего нельзя знать.
К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах – бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом – как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон» , т. е. каждая замкнута в самой себе.
Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов» , каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.
Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.) . В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое – в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы)
45. Пространство и время как формы существования бытия материи. Философские концепции пространства и времени.
Материя есть философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Характерные черты материи Наличие движения Самоорганизация
Размещенность в пространстве и времени Способность к отражению Два основных подхода к проблеме расположения во времени и пространстве субстанциональный;реляционный. Сторонники первого – субстанционального (Демокрит, Эпикур) – считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные. Сторонники второго – реляционного (от лат. relatio – отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. В настоящее время более достоверной является реляционная теория, исходя из которой:
время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе из развития;
пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
44.Движение и его сущность. Основные формы движения. Движением в философии обозначается -любое изменение. -неотъемлемое свойство материи. -возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы). -всеобъемлюще (движется все) -постоянно (существует всегда) Движение может быть:
Механическим; Физическим Химическим; Биологическим; Социальным. Количественным (перенос материи и энергии в пространстве);
Качественным (изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств).
46.Диалектика как метод познания. Основные законы диалектики.
Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развитии, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д. Как философская наука, она имеет длительную историю, уходя корнями во времена античности, но как бы заново открывает себя в идеалистической форме в трудах представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля. Термин "диалектика" в эпоху античности означал умение вести беседу так, чтобы вскрыть противоречия в суждениях противника и найти таким путем истину. Уже в таком подходе содержался зародыш современного понимания диалектики как учения, рассматривающего материальный мир и мир идей в движении, противоречиях, развитии.
В диалектическом материализме диалектика Гегеля была воспринята в интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые «Три закона диалектики»:
1.Закон единства и борьбы противоположностей.
2.Закон перехода количественных изменений в качественные.
3.Закон отрицания отрицания.
Следует особо подчеркнуть, что диалектика является не только наукой, но и методом познания мира. Метод познания задается объектом исследования, его особенностями. Иными словами, познанные закономерности движения и развития действительности составляют объективную сторону метода, а возникающие на их основе приемы, способы и формы исследования - субъективную. Сами по себе объективные законы не составляют метода. Им являются выработанные на основе данных законов приемы и способы исследования действительности и получения новых знаний.
Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов. Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности - универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности. История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики
48. Единство чувственного и рационального в познании.
Познание –это общественно -исторический процесс приобретения и распространения знаний о мире, обществе и человеке; процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека Это актуальная проблема философии, которая считает, что бытие есть и есть разум, постигающий бытие, между ними нет посредников. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколение, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры два вида действий человека по познанию: познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры). виды познания обыденный – основывается на повседневном опыте людей и на здравом смысле;
художественный – базируется на чувственно-опытном восприятии действительности;
мистико-религиозный – характерно фантастическое представление о мире людей и мире ином – трансцендентальном. целенаправленный – постигающий истину или точное (научное) знание, его особенность заключается в доказательности истины, в наличии точных методов постижения мира, человека, общества;
интегрирующий (философский) – позволяет целенаправленно познавать и объяснять причины существования и постоянного обновления мира;
религиозный – опирается на развитие воображения при осмыслении таинства мира. ДВЕ ОСНОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ГНОСТИЦИЗМ (материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания
АГНОСТИЦИЗМ (идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Эмпиризм – познание посредством органов чувств: человек объективно связан с внешним миром, они дают ему первичные знания о вещах, явлениях и т.д. Гносеология относит к основным видам чувств познания: Ощущение ;Восприятие; Представление ощущения – отражение отдельных свойств предметов и вещей объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств (в ощущениях отражаются такие качества как красное, горячее, громкое, тяжелое и т.д.). Информационная пропускная способность органов чувств человека – слух, зрение, вкус, обоняние, осязание.
восприятие – отражает чувственно-конкретный образ; это мыслящее созерцание, когда вешние вещи оцениваются внутренним взором.представление – результат ощущения и восприятия; наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения (т.е., выделяют два вида существования представлений: воспоминание и воображение
Рационализм – познание, основанное на разуме, опирается на результаты чувственного познания.
Основные его формы: Понятие; Суждение;
Умозаключение понятие – форма мысли, воспроизводящая существенные свойства и отношения вещей; с понятия начинается и с понятия заканчивается любой цикл логического осмысления действительности. Возникновение понятия – это скачок от единичного к общему, от конкретного к абстрактному, от явления у сути.
суждение – это форма мысли, связывающая несколько понятий и благодаря этому раскрывающая отношения между различными вещами и их свойствами.умозаключения – процесс оперирования суждениями с целью получения новых знаний, нового утверждения или отрицания Практика – связующее звено между чувственным и логическим познанием, конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Наука –образует единую систему знаний о мире, обществе и человеке. Ее отрасли – естественные, социальные и гуманитарные науки в отрыве друг от друга не могут дать целостного представления о мире. Как сферы культуры они оказывают огромное воздействие на характер жизнедеятельности всего человечества
47.Формы и категории диалектики.
Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности. В современной диалектике к базовым категориям относят: (1) Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще. (2) Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности. (3) Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость. (4) Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней. (5) Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития. (6) Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.
49.Проблема истины в познании. Истина и заблуждение. Правда и ложь. Проблема верности и неправильности полученных знаний рассматривается в учении об истине. Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной, т.е., истина– это соответствие мыслей действительности; это знания, содержание которых не зависит от состояния познающего Различают: объективную, относительную и абсолютную истины. Объективная истина – это содержание представлений и знаний, не зависящие ни от человека, ни от человечества (Земля-планета Солнечной системы). Относительная истина– это неполное или ограниченное знание об объекте познания, поскольку тот не исчерпаем в своем изменении и развитии. Относительная истина выражает неполноту, условность, приблизительность, незавершенность процесса познания (даты, место события, время). Абсолютная истинавыражает совершенно полное и точное знание об объекте познания, 100% соответствие знания предмету, вещи, явлению, процессу и т.д. Это гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя процесс познания все больше приближается к нему. Это элемент знания, который никогда не может быть опровергнут.
При диалектическом подходе абсолютная и относительная истина - это две стороны истины объективной. Относительное знание содержит в себе момент абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин.
Абстрактной истины не существует, истина всегда конкретна и предметна Неизменный спутник истины – заблуждение – несоответствие знаний действительности. Они возникают вследствие разных субъективных и объективных причин: поспешных обобщений, одностороннего восприятия объекта, предубеждения, несовершенства познавательных средств.
«Истина» и «заблуждение» –гносеологические категории, которые не включают в свое содержание оценку знаний, отношение к ним субъекта. Аксеологический (оценочный) аспект характерен для другой пары близких им понятий – «правда» и «ложь».
Под «правдой» понимается истина, содержащая нравственную оценку; правдивое – это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. В отличие от заблуждения (характеризуется непреднамеренностью) ложь– это преднамеренное искажение знаний, ее целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена В теоретической и практической деятельности наряду с понятием «заблуждение» употребляется понятие «ошибка». Они делятся на фактические (по содержанию) и логические, связанные с неправильным ходом мыслей, с нарушением логических правил. Логические правила делятся на непреднамеренные (паралогизмы) и преднамеренные (софизмы).
50.Философская концепция человека как основание наук о человеке 51.Антропосоциогенез и его комплексный характер Философия и медицина имеют один объект исследования – человека. История науки показывает, что человек самый трудный объект изучения. Сократ в основу совей философии поставил задачу самопознания («Познай самого себя»); Гете считал, что «главным предметом изучения человечества является человек». Но оказалось, что человек менее изучен и более уязвим, чем окружающий его мир. С одной стороны человек вызывает интерес к себе во все исторические времена, с другой стороны – человек сам выступает творцом своей собственной жизни и истории всего общества. Философское постижение человека начинается еще в древности в различных мифологических и религиозных представлениях. В Древнем Китае, Древней Индии и в Античности человек мыслился как часть космоса, он содержал в себе все элементы (стихии) космоса; состоит из тела и души. В философском учении о человеке господствуют два направления:1. западноевропейская – человек обращен к его окружению, взаимодействует и преобразует его; 2. восточная – человек обращен внутрь себя, он не личность, а материал, который приобщается к высшим неличностным ценностям Представления о человеке:1.Религиозное: учение о происхождении человеческого рода от одной пары, о рае, об ангеле – искусителе и грехопадении, о спасении через Богочеловека, о бессмертии души, о воскрешении, о страшном суде. Христианство исходит из того, что человек приходит в мир грешным от природы. За страдания, праведную жизнь, жертвы и молитвы он будет вознагражден вечным блаженством в иной жизни, а иначе – обречен на вечные страдания в аду.
Три добродетеля христианства:
вера, надежда и любовь, в том числе – прощение врагов и любовь к ним 2.Научное: по мере развития науки, культуры взгляд на человека менялся. Религиозное представление о человеке как о «Божьей твари» (Homo Dei) было вытеснено научным определение Карла Линнея – Homo Sapiens (человек разумный). Материалистический взгляд на человека, его происхождение и развитие подтвердила эволюционная теория Чарльза Дарвина и диалектика природы Ф.Энгельса. С XIX в. в европейской науке и философии стал господствовать антропологический принцип: человек провозглашался как природное биологическое существо. В 40-е гг. XIX в. утвердилась марксистская концепция о человеке: человек – это мыслящее животное. Человеческая сущность рассматривается как «совокупность всех общественных отношений…люди есть суть продукты обстоятельств и воспитания». Человек – высшая цель развития общества. В современной научной концепции человек представляется биопсихосоциальным существом, высшей ступенью развития живых организмов на Земле; это субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Человек – это живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и пожизненно-приобретенного Т.о., Человек – особое существо, явление природы, обладающее как биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), так и духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации. Проблема человека рассматривается в антропологии (гр. anthropos-человек, logos-понятие) – философской науке, изучающей вопросы происхождения человека, с его сущностью и предназначением, ролью в жизни общества, рассматривающая проблемы смысла человеческой жизни, смертности и бессмертия. Направления антропологии:Антропогенез – происхождение человека;Антропоморфология– изучает изменчивость строения человеческого организма в возрастном, половом, профессиональном, расовом, географическом и других аспектах;
Соматология – формы человеческого тела;
Этнология – происхождение и развитие рас;
Анатомия – строение человека и т.д.
52. сознание как сущностное свойство человека. Структура сознания55. Общественная природа сознания
Философские подходы к проблеме сознания:Идеализм (ОБЪЕКТИВНЫЙ, СУБЪЕКТИВНЫЙ); Дуализм; Материализм; Физикализм; СолипсизмФизикализм —крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.Солипсизм —другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).• объективный идеализм -признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового сознания".умеренный материализм —считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.Теории на вопрос о происхождении сознания 1Космическая- сознание существует само по себе,независимо от его материальных носителей-живых организмов,человека. 2Биологическая -сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.3Человеческая - сознание— продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Сознание–высшая форма психического отражения действительности!
это способность высокоорганизованной материи (человеческого мозга) отражать материю. свойства человеческого сознания: Идеальность —это особая, нематериальная сущность сознания.Идеальное сознание по своей природе: • противоположно материальному миру; • независимо от материи; • в некоторых случаях первично по отношению к материи; • неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее Интенциональность- направленность на предмет. Интенциональность сознания подразумевает наличие: • предмета сознания (что "видит" сознание); • формы (как оно воспринимает предмет). Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения. Основные факторы в формированиисознания Общество Труд ЯзыкТри уровня человеческого сознания(по З. Фрейду) бессознательное, глубинное, скрытое, внутреннее – ОНО-Я (Эго). Это человеческие чувства; неосознанный опыт человека;самосознание, Я человека; СВЕРХ-Я (Супер эго), которое подразумевает наличие в обществе тех или иных принятых в нем определенных норм, правил, стереотипов человеческого поведения и морали. Функции сознания 1. функция адекватного отражения (единство познания, осознания, самосознания); 2. аккумулятивная функция - накопление знаний; 3. аксиологическая функция – оценка и самооценка, когда оценка служит жизненным ориентиром человека; 4. продуктивно-творческая функция планирования, конструирования; 5. функция целеполагания - человек ставит цель;
6. функция коммуникативно-регулятивная – управление
53.Природа отражения . ОТРАЖЕНИЕ – это взаимовлияние и взаимодействие объектов друг с другом, результатом которого является изменение тех или иных свойств этих взаимодействующих вещей. Материальным доказательством отражения является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, следы грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предметов в зеркале, гладкой поверхности водоема. Отражение в неживой природеМеханические Физические процессы(ОТРАЖЕНИЕ В ВОДЕ, ЗЕРКАЛЕ, СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ И Т.П.) Химические процессы(ПОЯВЛЕНИЕ НОВОГО ВЕЩЕСТВА). Оно пассивно и неизбирательно ОТРАЖЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
(БИОЛОГИЧЕСКОЕ) Раздражимость Чувствительность (первая зачаточная форма психического отражения) Психическое отражение ОНО АКТИВНО И ИЗБИРАТЕЛЬНО БИОЛОГИЧЕКОЕ ОТРАЖЕНИЕ Раздражимость-простейшая форма (присуща всем живым организмам, начиная от растений) Чувствительность - это первая стадия развития психики – стадия элементарной сенсорной психики ВОСПРИЯТИЯ или перцептивная (воспринимающая) психика восприятие целостного образа ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
31.Материализм является источником развития духовного общества. Диалектика - согласованное развитие общества. Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
• сзнание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
• материя находится в постоянном движении и развитии;
• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
• важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
33. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц − атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Здесь проявляется диалектизм его взглядов. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий.
Взглядам Ломоносова в объяснении явлений в окружающем мире свойственен деизм. «Нерассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтые научиться можно астрономии или химии.» Являлся одним из приверженцев просветительских взглядов.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. «Мы не унижаем человека, – утверждал Радищев, – нах