Основные идеи философии Гегеля. Идеалистическая диалектика .

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – профессор Берлинского университета, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма. Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:

теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух);

диалектика как всеобщий философский метод.

К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:

«Феноменология духа»;

«Наука логики»;

«Философия права».

Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля – отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие – абсолютной идеи это единственно существующая подлинная реальность;

первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.

Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение. Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:

окружающего мира; природы; человека;

Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.

Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.

Смысл диалектики:

Все – Мировой дух – человек, предметы и явления окружающего мира, процессы – содержит в себе противоположные начала;

данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;

Единство и борьба противоположностей – основа развития и существования всего в мире.

Развитие происходит от абстрактного мышления к конкретному и проходит следующий механизм:

тезис(утверждение, форма бытия);

антитезис- его противоположность;

в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез– новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;

По Гегелю, противоречие– не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно.

Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя философию природы, антропологию, психологию, логику, философию государства, философию гражданского общества, философию права, философию истории, диалектику – как истину всеобщих законов и принципов.

Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:

восточная эра(эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) – такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек – фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.

антично-средневековая эра –период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от «верхушки» и служит ей.

германская эра –современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.

Немецкая философия : поиски компромисной между верой и разумом .

Основные ее направления

немецкая классическая философия (первая половина XIXв.);

материализм(середина и вторая половина XIXв.);

иррационализм(вторая половина и конец XIXв.), «философия жизни».

Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:

Иммануила Канта (1724 - 1804);

Иоганна Фихте (1762 - 1814);

Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);

Георга Гегеля (1770 - 1831);

Людвига Фейербаха (1804 - 1872).

В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:

объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);

субъективный идеализм (Фихте);

Материализм (Фейербах).

Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности.

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант .

Другим направлением немецкой философии XIXв. наряду с немецкой классической философией был материализм,получивший широкое распространение во второй половине XIXв. Немецкий материализм XIXв. представлен главным образом:

философией Людвига Фейербаха;

марксистской философией;

творчеством вульгарных материалистов.

Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты – Фохт, Бюхнер, Молешотт – смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:

механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;

рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

Иррационализм - направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.

Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 - 1860).

Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире – то есть жизнь, единственную реальность для человека.

Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше.

В последствии «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма

29. Антропологический материализм Л. Фейербаха.Философия Людвига Фейербахасчитается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах:

отвергает идею тождества бытия и мышления;

не признает наличия абсолютной идеи - самостоятельной субстанции и первопричины материального мира;

логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея– лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

не признает единства философии и религии;

отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

единственно существующими реальностями являются природа и человек, он – часть природы;

человек есть единство материального и духовного;

идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует, он – плод воображения человека;

природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.

Основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:

Бога как самостоятельной реальности нет; он – порождение сознания человека;

Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец - человек.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания. Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а

познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает

не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки». Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом.

30 формирование основ историческо-материалистического мировозрения (марксизм ) Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом(1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом(1820 - 1895) во второй половине XIX в. Она является составной частью более широкого учения – марксизма,который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

предшествующая материалистическая философия;

бурный рост открытий в науке и технике;

крушение идеалов Великой французской революции, их невозможность воплощения в реальной жизни;

нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов;

кризис традиционных буржуазных ценностей.

Марксистская философия материалистичнапо своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализмаи исторического материализма

Суть исторического материализма в следующем:

на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения;

производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базисами надстройки выделяются общественно-экономические формации;

рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду;

Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика — преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

Наши рекомендации