Научно-философской картины мира.

Высшей и основной формой познания является наука.

Наука — это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Ее главной целью является объяснение мира и производство нового знания: фундамен­тального и прикладного.

Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно развертывается по схеме: проблема — гипотеза — теория.

Проблема — это то, что еще неизвестно, но требует позна­ния.

Гипотеза—форма знания, содержащая предположение от­носительно сущности объекта. По мере того, как гипотеза про­веряется и обосновывается, она может быть "отшлифована" до истинной теории, но может быть и отброшена как несостоятель­ная. Гипотетическое знание проходит проверку практикой, кото­рая и служит критерием истинности выдвинутых предположе­ний.

Рост научного познания венчает теория.

Теория— это форма научного знания, которая дает всесто­роннее отображение закономерных и существенных связей ис­следуемого объекта.

Научное познание не может обойтись без методологии.

Метод представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного по­знания. Метод — это способ воспроизведения в мышлении изу­чаемого объекта.

Методы научного познания подразделяются на специальные, общенаучные и универсальные. В зависимости от роли и мес­та в научном познании фиксируют формальные и содержатель­ные, эмпирические и теоретические методы исследования и изложения.

В арсенал методов и приемов научного познания входят:

анализ — разложение изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирова­ния с целью рассмотреть частное;

синтез—операция, объединяющая в целое стороны, части и тенденции, имеющиеся у объекта под углом зрения суще­ственных связей и отношений;

абстрагирование—мысленное выделение, вычленение от­дельных признаков, свойств и отношений при одновременном отвлечении от других свойств, признаков и отношений предме­та. Например, чтобы сформировать понятие "товар", необходи­мо: во-первых, отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.); во-вторых, выделить общее и существенное, а именно, что эти продукты изготовлены для продажи.

индукция—движение мысли от частного к общему. Напри­мер: вода, нефть, спирт упруги. Все они являются жидкостями. Значит, жидкости упруги.

дедукция — от общего к частному. Например: все металлы электропроводны. Медь—металл. Значит медь—проводник.

аналогия — установление сходства между объектами на ос­новании некоторых признаков, свойств и отношений, а также выд­вижение предположения о сходстве других признаков объекта;

моделирование—метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия с первым;

наблюдение—это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные по­знавательные способности человека (ощущения, восприятия, представления);

эксперимент— прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно вос­производится с целью выяснения тех или иных свойств.

К этим приемам и методам научного познания тесно примы­кает метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также исторический и логический методы познания. Под аб­страктным понимается неполное отражение объекта в позна­нии в виде понятий и категорий. Конкретное —- многосторон­нее знание о предмете. Me год восхождения от абстрактного к конкретному (в отличие от перечисленных выше, используемых на эмпирическом уровне) в первую очередь применяется на те­оретическом уровне познания.

Этот метод применим и в познании той или иной научной дисциплины, где идут от отдельных понятий (абстрактного) к многостороннему знанию (конкретное).

Исторический метод — требует брать предмет в его раз­витии и изменении со всеми мельчайшими деталями и вто­ростепенными признаками.

Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а берет главное, суще­ственное в ней, воспроизводя развитие объекта как бы по пря­мой — от низшего к высшему и обратно.

Среди научных методов исследования особое место зани­мает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых лю­бые объекты могут быть рассмотрены как системы.

Таковы основные формы и методы научного познания.

Тема: Личность и общество

Тип занятия: Лекция - беседа

Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8

Цели:

Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях познания, определять условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни

Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..

Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .

Информационно-методическое обеспечение:

1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.

2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.

Структура занятия

1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.

2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.

3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.

Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.

4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.

Мин.

5. Основная часть – 60 мин.

6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.

– 10 мин.

7. Подведение итогов

задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.

Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.

Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .

– 3-5 мин.

Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .

ТЕМА: Общество как объект философского сознания.

План

1. Общество. Основы философского анализа.

2. Общественное сознание: структура и роль в жизни об­щества.

3. Источники и движущие силы истории развития челове­чества.

1.

Общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, вы­деления его из природы и может рассматриваться как подсис­тема объективной реальности, обладающая определенной спе­цификой.

Эта специфика состоит в том, что общество существует в результате постоянно осуществляемого процесса производства. В процессе производства люди воздействуют на природу, пре­образуют ее и в этом процессе устанавливают связи между собой. Такую связь принято называть производственными от­ношениями. Кроме производственных отношений существуют и другие. В частности, огромную роль в жизни общества игра­ют национальные, религиозные, классовые, политические, семей­ные и другие отношения."

Таким образом, общество — это упорядоченная социальная система, представляющая собой целостность множества соци­альных отношений, носителем которых является человек и об­разуемые людьми социальные слои и группы.

Необходимо различать философский и общесоциологичес­кий подходы к изучению общества. Социологию в основном ин­тересует то, что обозначается термином "социальная структу­ра", а философию — специфика типа связей индивидов в еди­ное целое.

В принципе выделяются три основных подхода к объясне­нию таких связей.

Первый может быть обозначен натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как ес­тественное продолжение закономерностей природы. Он исхо­дит из того, что природа и общество едины, нет различий в фун­кционировании природного и социального.

Второй подход может быть назван "идеалистическим". Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, ми­фов.

Третий подход можно определить как "материалистичес­кий". Материализм за основу принимает общественное бытие, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит оп­ределенный способ производства и соответствующие ему про­изводственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономической формации.

Способ производства — единство и взаимодействие про­изводительных сил, находящихся на определенном уровне раз­вития и данного типа производственных отношений.

Производительные силы — это личные и вещественные факторы производства в своей совокупности и взаимодействии.

Согласно материализму, производственные отношения дол­жны соответствовать характеру и уровню развития производи­тельных сил. Рассогласование между ними ведут к изменениям во всех сферах жизни общества, а в конечном итоге — к смене способа производства.

Что же является основой (базисом) общества? Натурализм за основу развития общества принимает раз­личные природные факторы: географическую среду, природно-климатические условия (Ш.Монтескье, Л.Мечников), ритмы сол­нечной активности (Л.Гумилев), биологические особенности людей.

Идеализм таким базисом считает сознание. Гегель, напри­мер, утверждал, что определяющим фактором развития обще­ства является абсолютная идея, а Макс Вебер — религию и культуру.

Материализм считает, что людей связывает в "социальный организм" не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, что базис представляет собой совокупность общественных отношений, составляющих эко­номическую структуру общества. Базис порождает соответству­ющую ему надстройку. В ее структуру входит вся совокупность политических, правовых, религиозных и других идей, государ­ственных и общественных учреждений, организаций и отноше­ний между ними.

Способ производства, взятый в единстве с надстройкой, со всеми характерными для него формами деятельности людей, составляет общественно-экономическую формацию.

Марксистская теория утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношени­ями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование ново­го способа производства в недрах старого общества.

Такой подход к развитию человеческого общества называют формационным. Существует и так называемый цивилизационный подход.

Известный американский ученый Л.Г.Морган выделял в ис­тории человеческого общества три главных этапа — эпоху ди­кости, эпохи варварства и цивилизации.

Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные по своему содержанию техтехнологические революции, характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил. Переход от варвар­ства к цивилизации произошел в эпоху неолита. Именно тогда в сельском хозяйстве стали широко использоваться каменные орудий труда. Так произошел переход от собирательной

экономики к производящей и перерабатывающей.

Промышленная революция второй половины 18-го—.пер­вой трети 19-го века положила начало индустриальной циви­лизации, которая развивается и в наше время. Рынок, плюра­лизм форм собственности, демократия — это достижения инду­стриальной цивилизации. Характерной ее чертой являлось то, что прошлый труд, воплощенный в машинах, занимает господ­ствующее положение над живым трудом, т.е. человек является

придатком машины.

С середины XX века в границах индустриально цивилиза­ции начинает формироваться постиндустриальная цивилиза­ция, где производственный процесс будет подчиняться процессу развития человека, его потребностей и способностей.

2.

Как видно из выше изложенного, человеческое общество — сложная и развивающаяся система. На его функцио­нирование и развитие влияет множество факторов. Но какие из них являются определяющими? Субъективные факторы из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные факторы, т.е. факторы из материальной сферы об­щественной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим по­нятия "общественное бытие" и "общественное сознание".

Общественное бытие — это реальный процесс жизни лю­дей, те общественные отношения, которые складываются в об­ществе в процессе материального производства. Это экономи­ческая, материальная сторона жизни общества.

Общественно сознание—это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражаю­щих бытие людей, условия их жизни.

С точки зрения идеализма, сознание определяет бытие. Его представители считают, что люди участвуют в общественных дей­ствиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями.

Материалисты же считают, что общественное сознание про-изводно от общественного бытия, что общественное бытие яв­ляется тем генератором, который генерирует идеи, взгляды, чув­ства и настроения людей, т.е. общественное бытие определяет сознание. В то же время общественное сознание относительно самостоятельно и в свою очередь активно влияет на обществен­ное бытие.

Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет опреде­ленную структуру, под которой понимается расчлененность со­знания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними.

Общественное сознание не функционирует вне сознания кон­кретных людей, но это не свидетельство тождественности ин­дивидуального и общественного сознания. Индивидуальное со­знание -- это духовный мир личности. Оно отражает через при­зму конкретных условий, жизни данного человека не всю объек­тивную реальность. Со смертью человека индивидуальное со­знание завершает свой цикл.

В отличие от индивидуального, общественное сознание выс­тупает как обобщающая картина человеческого мировидения. Общественное сознание по своему происхождению формиру­ется из важнейших достижений индивидуального сознания. В свою очередь индивидуальное сознание является в конечном счете общественным сознанием, т.к. каждый человек становит­ся личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшеству­ющий период.

Общественное сознание имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).

Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Оно часто отражает не сущность вещей и процессов, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, практики людей; чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оцен­ку действительности, т.е. чувства и настроения людей, на осно­ве которых вырабатываются соответствующие социальные ус­тановки, стереотипы мышления, ценностные ориентиры.

Теоретическое сознание выступает в обобщенном и сис­тематизированном виде как специально разработанное учение, теория. Оно не "скользит" по поверхности явлений действи­тельности, а отражает их внутренние и наиболее существенные стороны. Общественное сознание на теоретическом уровне обычно не бывает "нейтральным", а отражает позиции опреде­ленных слоев общества, т.е. выступает в виде идеологии,

Идеология —это целостная система идей и взглядов, от­ражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели (программы), направленные на укрепление или раз­витие (изменение) существующих в обществе отношений. Ее особенность—лозунговость, направленность на массовое со­знание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.

Другой сферой общественного сознания является обще­ственная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются ближайшие матери­альные и духовные условия быта людей. Если идеология явля­ется продуктом деятельности ученых, писателей, религиозных и политических деятелей, то общественная психология—продукт жизнедеятельности всего общества или конкретных больших социальных групп людей. Определяющим в становлении обще­ственной психологии людей выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции.

К основным формам общественного сознания относятся:

Политическое сознание— совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества.

Власть — ключевая ценность политического сознания. По­литическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в конституциях, в программных заявлениях, лозунгах партий, на­циональных группировок и т.п. Второе включает в себя глав­ным образом чувства, настроения, эмоции той или иной соци­альной группы или общества в целом в ходе реализации поли­тических идей и задач;

Правовое сознание — это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это раз­нообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей людей в государстве, их интересы, связанные с равенством или неравенством и об­ществе,

Ключевая ценность—закон.

Разные социальные группы в зависимости от своих интере­сов вкладывают в свои представления о власти и законных пра­вах разное содержание, вплоть до противоположного. Эти раз­личия и порождают борьбу и противоречия, которые могут быть разрешены тремя способами: силой, большинством голосов и диалогом — вплоть до достижения консенсуса. Все эти спосо­бы существуют в любом обществе. Но чем больше удельный вес третьего способа, тем меньше первого, тем более демокра­тическим будет общество;

Нравственное сознание включает в себя чувства, идеа­лы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным бла­гом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обыча­ев и традиций, оценку поведения людей в общественном мне­нии.

Обыденное нравственное сознание или нравственность— это нравственный облик общества, к которому относятся преж­де всего чувство и понимание общественного долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и счастья.

Нравственная идеология или этика выступает как теорети­ческое выражение нравственных интересов, как учение о нрав­ственности и нормах поведения в обществе, т.е. морали.

Ключевая ценность нравственности добро, а морали — долг

Эстетическое сознание — это особые чувства, вкусы, ин­тересы. представления, идеалы, взгляды и теории. Обыденный уровень эстетического сознания включает в себя эстетические чувства, вкусы, представления и идеалы, обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика это теории, кото­рые в своих категориях объясняют эстетическую ценность яв­лений действительности, дают понимание искусства.

Искусство - есть форма отражения действительности в художественных образах.

Ключевая ценность эстетического сознания — красота;

Религиозное сознание—это социальные чувства, идеа­лы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхъестественного мира. В его основе лежит вера в сверхъе­стественные силы и поклонение им.

Обыденный уровень религиозного сознания —религия. Каж­дая из религий включает в себя три элемента:

—мифологический, т.е. веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил;

—эмоциональный, т.е. религиозные чувства, возникающие под воздействием веры;

— нормативный, т.е. требования по соблюдению религиоз­ных предписаний.

Теоретическим уровнем выступает теология—учение о Боге. Ключевая ценность религиозного сознания—святое. В кон­це XX века в общественном сознании все больше утверждают­ся общечеловеческие ценности — уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, доброже­лательное отношение к людям, честность, трудолюбие, бережное отношение к природе.

3.

Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. С одной сто­роны, каждый народ живет в определенной природной среде, которая может стимулировать или тормозить развитие обще­ства. С другой стороны, на развитие общества огромное влия­ние оказывает культура, т.е. то, что создано и создается чело­веком. Мир культуры включает в себя и процесс и результат человеческой деятельности. Отсюда первым источником само­развития общества является противоречие природной и куль­турной организации человека и его сообществ.

Именно в этом ключе следует рассматривать такой конкрет­ный механизм "запуска" общественной жизни, как разделение труда.

На ранних стадиях истории люди были всецело озабочены воспроизводством самих себя вначале путем присвоения гото­вых продуктов природы, а затем с помощью натурального хо­зяйства. Отсюда и простота общественных связей и отноше­ний. Благодаря разделению труда, появилось товарное произ­водство и рынок, товарно-денежные отношения. Специализа­ция, кооперация, интернационализация и интеграция создали современную экономику—материальную основу современного общества.

Усложнение трудовой деятельности привело к эволюции форм семейно-брачного поведения людей, а появление частной собственности — к эксплуатации и проблеме распределения.

С появлением эксплуатации человечество пыталось найти пути построения справедливого общества. В истории обще­ственной мысли давно появилось понятие "утопия", "утопичес­кий социализм", "социализм". Все они связаны с мечтой пост­роения идеального государства, в котором все были бы равны. Эта же мысль лежит в основе и трех мировых религий. Таким образом, вторая грань организации жизни общества на осно­ве идеи связана с формированием земного идеала равен­ства и справедливости.

Чтобы реализовать эти принципы наделе, необходимо ото­брать часть дохода у преуспевающих, отнять собственность и отдать неконкурентоспособным. Но как учит история человечес­кого общества, насилие порождает насилие. И вырваться из этого порочного круга крайне сложно.

Какова же роль народа и личности в истории человечества? В разные исторические эпохи в понятие "народ" вкладыва­лось различное содержание. До 19 столетия в понятии "народ" было очень много общего с понятием "толпа", назначение кото­рой следовать за великими личностями. Так, например Гегель писал о народе как о такой части членов государства, "которая не знает, что она хочет".

В тоже время многие философы сочувственно относились к народным массам (Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро), признавали за ним право управлять обществом (Ш.Фурье). Русские и украинские революционеры-демократы видели в народе главную силу ис­торического прогресса.

Марксизм определял народ как такую исторически изменя­ющуюся общность классов и других социальных групп, которая по своему объективному положению решает на данном этапе задачи прогрессивного развития общества.

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в ис­торическом процессе, все же не все, а только отдельные личнос­ти остаются надолго, а то и навсегда в памяти человечества. Роль таких личностей, которые принято называть выдающимися или историческими столь велика, что долгое время философы лишь в них усматривали двигатель истории.

Но история свидетельствует, что личности, какими бы выда­ющимися они не были, не могут изменить историю во всемир­ном масштабе, не могут нарушить объективную логику истори­ческого развития человечества. Но в реальной истории отдель­ных стран и народов историческая личность может сделать мно­гое.

Главным критерием определения исторической личности яв­ляется объективно-прогрессивное значение личности для ис­торического прогресса, а так же то, насколько она способствует просвещению и организации масс на осуществление стоящих перед обществом задач. Личность может быть энергичной, во­левой, но если ее идеалы направлены против прогресса, то она неизбежно потерпит поражение. Какими бы выдающимися спо­собностями не обладала личность, она не в силах определять по своему желанию общее направление событий, изменять или остановить их.

Подведем краткие итоги.

Общество — это сверхсложная само развивающаяся систе­ма, обладающая значительной спецификой в своем генезисе, функционировании и развитии. Источник ее развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил — природ­ных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории.

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

План

1. Культура — предмет философского рассмотрения.

2. Человек в мире культуры.

3. Культура и цивилизация.

1.

Слово "культура"— одно из наиболее распространенных. Изучением культуры занимаются многие науки — исто­рия, социология, археология, искусствоведение и др. Существу­ет несколько сот различных определений того, что можно на­звать культурой, десятки теоретических концепций, моделей куль­туры.

Впервые понятие "культура" входит в обиход в XVIII в. (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание). Уже в первона­чальном понятии заложено человеческое начало, сосредоточено внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. С философской точки зрения, культура есть особый, деятель­ный способ освоения человеком мира, включая как весь внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого челове­ка в смысле его формирования и развития.

Таким образом, культура— все то, что связано с деятельно­стью человека, в отличие от того, что создано природой. Это со­вокупность способов и приемов человеческой деятельности по освоению природной и социальной действительности, а также результатов этой деятельности в виде накопленных материаль­ных и духовных ценностей.

В основе разделения культуры на материальную и духовную лежат потребности человека и способ удовлетворения их.

Материальная культура воплощается в орудиях труда, в достигнутых знаниях и навыках (культура труда), в предметах потребления (культура быта) и т.д.

Духовная культура включает в себя образование и науку, нравственность, эстетическую, политическую и правовую куль­туру, обычаи и традиции, язык и то, что можно назвать "культу­рой чувств".

Такое деление довольно условно, т.к. материальная и духов­ная культура взаимосвязаны и взаимозависимы.

В истории философского осмысления культуры можно вы­делить основные модели культуры:

"Натуралистическая модель" сводила культуру к предмет­но-вещественным формам ее проявления, превратила ее в одно из звеньев природной эволюции человека.

"Классическая модель" определяет человека субъектом культуры. В ней человек выступает как творец культуры. В фи­лософском отношении эта модель идеалистична, т.к. считает ду­ховное творчество определяющей сферой развития человека.

В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просве­щения индивида, а как проблема создания необходимых усло­вий (прежде всего — материальных) для всестороннего разви­тия человека.

Понятие "культура" как предельно общее не может быть вы­ражено через какое-то одно определение. Поэтому определе­ния культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры.

Аксиологический (ценностный) аспект заключается в вы­делении той сферы бытия человека, которую можно назвать ми­ром ценностей. Именно к этому миру, считают сторонники дан­ной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает итогом всего многообразия деятельности человека, как сово­купность материальных и духовных ценностей.

При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура определяется как процесс сози­дания человеком своей родовой сущности, как мера человечес­кого в человеке, как метод и способ преодоления в нем зоологи­ческого начала.

Социологический аспект рассматривает культуру как со­циальный институт, как механизм передачи социального опыта.

В деятельном подходе культура выступает специфичес­ким способом человеческой жизнедеятельности.

Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждом из них обращено внимание на существенную сторону культуры. Они взаимодействуют друг с другом, взаимодополняют, спо­собствуют выработке более полного представления о ней.

Сущность культуры раскрывают ее функции.

Во-первых, культура служит преобразованию, гуманизации человека и отношений между людьми, а, следовательно, и самого общества;

Во-вторых, через культуру человек познает самого себя и другого человека, так как самосознание любой культуры невоз­можно без интереса к другой культуре, без диалога культур;

В-третьих, культура определяет систему ценностных ори­ентиров;

В-четвертых, внутри культуры формируется система обще­ния между людьми, нормы и характеристики поведения.

Итак, философия изучает культуру не как особый объект, под­лежащий исследованию наряду с природой, обществом, чело­веком, а как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии —культура есть весь мир, в котором че­ловек находит себя. Она не существует вне своего живо­го носителя - человека.

2.

В первом вопросе были рассмотрены различные определения понятия “ культура”. Мы подошли к выводу, что она не существует вне своего живого носителя — человека. А чело­веческая деятельность многообразна. Здесь экономическая и политическая деятельность, наука и искусство, религия и мно­гое другое. Все эти сферы человеческой деятельности пере­плетены и влияют друг на друга.

Существует множество различных видов культуры (экономи­ческая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, право­вая, экологическая и т.д.), отражающие многообразные формы деятельности человека.

Единство мира культуры в человеке, в его деятельности. Ин­дивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Кар­тина мира, оценки, ценности, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку да­ется только организм, обладающий лишь определенными за­датками, потенциальными возможностями. Овладевая существу­ющими в обществе нормами, обычаями, приемами и способа­ми деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Сте­пень его приобщения к культуре определяет меру его об­щественного развития меру человеческого в человеке»

Особое место в мире культуры занимают морально-эти­ческие и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах— в быту, в семье, на работе, в политике и т.д. В нравственных принципах и нормах отклады­вается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет куль­туру межчеловёческих отношений. Есть универсальные, обще­человеческие представления о добре и зле, например такие, как "не укради", "не убий", "не прелюбодействуй" и другие, зафик­сированные в Библии. Есть групповые, исторически ограничен­ные представления о том, "что такое хорошо" и "что такое плохо.­

Сфера эстетического отношения к действительности но­сит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармонич­ное— все эти ценности человек находит и в природе, и в обще­стве. Эстетическое восприятие и эстетический вкус присущи каждому человеку. Конечно, степень развитости эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее, в обществе существуют опреде­ленные нормы эстетической, моральной, политической, религи­озной и духовной культуры. Эти нормы — невидимый кар­кас, скрепляющий общественный организм в единое це­лое.

Культурные нормы есть определенные образцы, правила по­ведения или действия. Они складываются уже в обыденном сознании общества. Обычаи и традиции складывались тыся­челетиями и передавались из поколения в поколение. В пере­работанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Необходимо помнить, что основной функцией культуры является создание человека. Какою мерою индивид овладел куль­турой человечества, какой мерой он живет ей, такою мерою он сам и есть человек. Культура и человек неразделимы. Она уми­рает, как жемчуг, без общения с человеком. Хорошо известно, что архивные рукописи сохнут, книги гибнут в хранилищах, если их не листают любящие руки. Картины чахнут, если держать их в подземельях запасников, без людского взора.

Культура содержит в себе как устойчивые, так и измен­чивые моменты. Устойчивость — это традиции, существующие во всех формах духовной культуры. Система традиций отража­ет целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться. Не следует "улучшать" духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память.

Но культура не может существовать, не обновляясь. Творче­ство, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления — универ-сальная ха­рактеристика любой культуры.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для разделения обществ на тради­ционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Изменения вносятся в рамках традиций бессис­темным и случайным образом. Отклонения от нормы, как прави­ло, не одобряются и отрицаются.

В современном обществе базисной ценностью является об­новление, новаторство. Оно пронизано гонкой за новизной. Это дает значительный эффект. Так, научные открытия позволили поднять уровень жизни в 15-20 раз.

3.

Понятие "цивилизация" первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории прогресса. Начало цивилизации связывают с качественно но­вым этапом в развитии материальной культуры — использова­нием орудий труда.

Участки человеческой цивилизации, возникая и существуя локально относительно долгое время, в период крупной машин­ной индустрии сливаются в единую человеческую цивилиза­цию.

В начале XIX в. утвердилось три подхода к пониманию "ци­вилизации":

—унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного раз­вития человечества как единого целого);

— стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);

—локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические образо­вания).

Наши рекомендации