В.И.Вернадский как основатель учения о ноосферном разрешении глобального кризиса во взаимодействии общества и природы
« ... Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в свое основе, чем человеческая история... »
(В.И.Вернадский)
В.И.Вернадскийпрожил долгую жизнь, захватил разные, весьма
контрастные общественно-культурные эпохи, прошел сквозь резкие исто-
183 рические разломы и повороты. При изучении его наследия поражает
чрезвычайная бережность, внимание к чужой мысли, чужим научным достижениям и предвидениям. Вернадский скрупулезно прослеживает генеалогию важнейших идей, догадок, эмпирических обобщений и теорий. За этим встает и глубокая научная честность и чувство живой причастности к единой когорте создателей мировой культуры, проходящей через поколения, века, народы. Десятилетиями, целыми столетиями бу-1/ дут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его - открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой, упорной и отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни , - так писал о Вернадском его ученик академик А.Е. Ферсман.
Обширность и фундаментальность проводимых Вернадским естественнонаучных исследований выводили его на разработку сугубо философских проблем.
Вернадский - один из ярчайших представителей русского космизма. Вершинами его творчества в науке стали учения о биосфере и ноосфере, -важнейших элементах современной научной картины мира. Его учение ознаменовало переход естествознания от аналитического этапа развития к синтетическому, породившему фундаментальные изменения в механике, физике, химии, биологии, геологии, астрономии. Сущность нового подхода к построению научной картины мира Вернадский сформулировал в фундаментальных обобщениях. В них говорится о существовании в науке двух типов мировоззрения, или научных картин мира, «двух синтезов космоса» - физического и натуралистического (по современной терминологии биосферного). В физической картине мира живое практически не принимается во внимание или рассматривается как более сложное проявление физико-химических закономерностей. Вместе с тем, Вернадский
184 принципиально отверг и старый биологический подход, преимущественно фокусировавший внимание на живых организмах, выделенных из природного окружения, в том числе из сферы живого как глобального целого. При этом подходе признавалось влияние среды на организм, но об обратном воздействии организмов на формирование самой этой среды со всем живущим в ней не могло быть и речи.
Работы Вернадского по биогеохимии выдвинули на первое место понятие жизни как организованной многоуровневой совокупности живого в единстве со средой обитания, без чего невозможно понять ни одно конкретное явление жизни. Вернадский показал, что вещество планеты образуется в круговороте «мертвое - живое - мертвое», что биогенные породы выходят далеко за пределы биосферы, где «превращаются, теряя всякие следы жизни, в гранитную оболочку» [53, с. 181]. «Геохимия доказывает неизбежность живого вещества для этого круговорота всех элементов и тем самым ставит на научную почву вопрос о космичности, все-ленности «живого вещества»" [53, с. 181]. «Живое вещество» - работа, не увидевшая полностью свет при жизни ученого. В ней Вернадский ставил вопрос о жизни как такой же вечной составляющей бытия, как материя и энергия.
Вернадский разработал учение о биосфере. В буквальном переводе термин «биосфера» обозначает сферу жизни, и в таком смысле он впервые был введен в науку в 1875 году австрийским геологом и палеонтологом Э.Зюссом. Однако задолго до этого под другими названиями, в частности, «пространство жизни», «картина природы», «живая оболочка Земли», это понятие весьма широко бытовало в науке. Первоначально под биосферой понимали только совокупность живых организмов, обитающих на нашей планете. Иногда указывалось на связь живых организмов с географическими, геологическими и космическими процессами, но при этом чаще всего шла речь о зависимости живой природы от сил и
185 веществ неорганической природы. Такова была трактовка термина и её
автором - Э. Зюссом в книге «Лик Земли» (1909 г.).
Согласно Вернадскому в состав биосферы входят живое вещество, разнообразные неживые тела (косные), а именно: атмосфера, горные породы, минералы и т.п., а также биокосные тела, а именно: почвы, поверхностные воды и т.п. Живое вещество по объему и весу составляет незначительную часть биосферы, но оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением облика нашей планеты. Поэтому живое вещество может развиваться только в рамках целостности биосферы. Живые организмы Вернадский считал функцией биосферы, её геологической силой [57, с. 156]. Таким образом, в биосферной картине мира живое вещество понимается как основополагающая планетарно-космическая сила, способствующая организованности природных процессов.
Второе обобщение, сформулированное Вернадским в ходе разработки учения, указывает на существование трех раздельных пластов реальности: космических просторов, атомных явлений и жизни, взятых как целостность, при всем резком отличии их пространственно-временных характеристик. Биосфера, по Вернадскому, - это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам [53, с. 185]. Главным фактором, основной геологической силой, формирующей биосферу и её системы, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции [56, с. 12, 245].
«Живое единое целое - монолит жизни - мир организмов биосферы по своим функциям и по положению в земной коре оказался двойственным. Существование большей части живого вещества, мира зеленых растений, находится в зависимости лишь от косной материи; этот мир независим от других организмов. Зеленые растения сами могут вырабатывать вещества, необходимые для их жизни, пользуясь косными, с жиз-
186 нью не связанными, химическими продуктами земной коры. Они заимствуют газы и водные растворы из окружающей среды, и сами строят бесчисленные азотистые и углеродные соединения, сотни тысяч различных тел, входящих в состав их тканей» [348, с. 293]. По Вернадскому, «земные автотрофные растительные организмы образуют основу единого монолита жизни. Бесконечно различный мир грибов, миллионы видов животных, все человечество могут существовать только в силу биохимической работы зеленых растений. Эта работа возможна лишь благодаря врожденной способности этих организмов превращать излученную Солнцем энергию в химическую энергию» [348, с. 294].
Мысль, высказанная еще летом 1917 года о том, что жизнь есть существенная составная часть мира, что она «всюдна" и «всегдашна», что она обладает скоростью, давлением, сгущениями, существенно скорректировала, как казалось, устоявшуюся научную картину мира в сторону биогеохимической компоненты. Новое мировоззрение о «геологической вечности жизни» на планете Земля дало ему неожиданную натурально-онтологическую «оптику», взгляд на все в мире, даже на невиданные социальные потрясения, на события в тогдашней России. Этот взгляд на мир дал ему лично силы пережить период тягчайших житейских испытаний в 1917-1921 годах. В сущности, это была вершина его творческой мысли, с высоты которой развертывалась затем теория биогеохимической эволюции на Земле и вне её. Вернадский вводит понятие биогеохимической энергии. По Вернадскому, это свободная энергия, образуемая в результате жизнедеятельности природных организмов (живого вещества), которая вызывает миграцию химических элементов биосферы и тем формирует её историю. Обычная биогеохимическая энергия живого вещества производится прежде всего путем дыхания, питания, размножения.
Итак, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе» [56, с. 288]. Однако действие этой
187 силы на течение земных энергетических явлений глубоко и сильно и
должно, следовательно, иметь отражение, хотя и менее сильное, но несомненно и вне земной коры, в бытии самой планеты. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного. Проявление этой силы - в окружающей среде, в биосфере, одной лишь частью которого является человечество [348, с. 288].
Согласно Вернадскому, «человек неразрывно связан в одно целое с жизнью всех живых существ, существующих или когда-либо существовавших» [348, с. 291]. Однако в последние века человеческое общество все более выделяется по своему влиянию на среду, окружающую живое вещество. «Это общество становится в биосфере, т.е. в верхней оболочке нашей планеты, единственным в своем роде агентом, могущество которого растет с ходом времени с все увеличивающейся быстротой. Оно одно изменяет новым образом и с возрастающей быстротой структуру самых основ биосферы» [348, с. 288]. Оно становится все более независимым от других форм жизни и эволюционирует к новому жизненному проявлению [56, с. 20]. Вернадский подчеркивает особый род целостности биосферы: «Как бы далеко наша мысль или наши научные исследования ни уходили в геологическое прошлое Земли, мы констатируем то же явление существования в земной коре единого целого жизни, её непрерывного и единого проявления. Мы видим жизнь, которая извека в своих неделимых погасает и вновь сейчас же зажигается» [348, с. 289].
С появлением человека разумного живое вещество явило такой небывалый по сложности и силе вид энергии, который стал вызывать несравнимую с иными её формами миграцию химических элементов. Отличительным «видовым признаком» человека стала такая форма энергии, как разум, настолько неудержимо растущая и эффективная, что, по мнению Вернадского, несмотря на свое колыбельное, можно, сказать, «младенчество» относительно земных эпох, именно она стала главным фактором в новейшей геологической истории планеты. Создалась, по
188 сильному выражению Вернадского, «новая форма власти живого организма над биосферой», превышающая все другие геологические факторы влияния на биосферу, и дающая возможность «целиком переработать всю окружающую природу». Чрезвычайно актуальна мысль Вернадского о том, что «человек должен понять, что он не есть случайное, независимое от окружающего, свободно действующее природное явление», он «составляет неизбежное проявление большого природного процесса» [56, с. 21]. Вернадский выделяет зависимость человека от живого как одну из фундаментальных его характеристик, поскольку лишь живое способно «строить и поддерживать существование и неприкосновенность своего тела только усвоением других организмов или продуктов их жизни. Химические соединения, созданные таким путем в земной коре, ему нужны и необходимы для его существования, но человеческий организм не может их сам производить. Он должен искать их в окружающей среде, уничтожать другие существа или использовать их биохимическую работу. Он умирает, если не находит в земной коре других живых существ, которыми мог бы питаться» [348, с. 291].
В конце концов это неукротимое стремление управляет миром человека, строит всю его историю, и все его существование. Конечным фактором существования человечества является неумолимый голод, который становится беспощадной движущей силой социального строя общества [53, с. 193]. Конечно, в целом человек избавился от голода путем, не известным животным - сознательным творческим обеспечением, трудом; общественное равновесие поддерживается лишь неустанным трудом, но оно всегда неустойчиво. Большие перевороты в общественных строях, ошибки, совершенные на этой почве, всегда приводили к ужасающим последствиям [348, с. 291]. «Наша цивилизация всегда находится на краю пропасти. В настоящее время сотни тысяч людей умирают или прозябают в России вследствие недостатка питания, а миллионы других - больше 10-15 миллионов - стали жертвами совершенных социальных ошибок. Нико-
189 гда прежде непрочность человеческого существования не была настолько
ясна и призрак упадка и даже падения человечества не был настолько ясно запечатлен в потрясенных душах...» [348, с. 292]. Учитывая, что планета вступает в новую стадию своего развития, на которой определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба, необходимо осознавать, что именно человек обязан совершенно иначе осмыслить природные процессы и свое отношение к природе.
Наконец, Вернадский выходит к своей главной интенции: «Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней» [348, с. 310]; «мы входим в ноосферу»; «мы вступаем в неё - в новый стихийный геологический процесс и нужно идти в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечая требованиям ноосферы» [348, с. 310]. Колоссальные изменения порядка вещей происходят от вторжения человека в природу с помощью техники: «Силой человека стало именно умение создавать и использовать могучую технику, ведь непосредственная геологически-масштабная работа на планете осуществляется техникой, созданной и управляемой человеком» [61, с. 391].
Человек у Вернадского в своих антропологических, социально-исторических гранях есть существо далеко не совершенное, в определенном смысле «кризисное». Но существует идеал и цель высшего, духовного человека, идеал, который движет его. Также несовершенно и создание человека - ноосфера - явление весьма дисгармоничное, находящееся в состоянии становящейся реальности. Это скорее идеал будущей реальности, цель, обладающая огромной биогеохимической энергией. Для её осуществления есть ряд предусловий: вселенскость человека и человечества, способность человека проникать во все среды и стихии, единство природы и происхождения человека, интеграция общественно-исторической жизни и многое другое. В конце XX века можно добавить: общая угроза экологического загрязнения и истощения ресурсов Земли, угроза омни-
190
цида (общей внезапной гибели человечества) и жажда будущего, испытываемая людьми.
Ноосферные идеи Вернадского развиты в основном в 30-е годы, прежде всего в работе «Научная мысль как планетное явление», увидевшей свет спустя лет тридцать. В процессе становления идеи особое значение имела его работа за рубежом. Так, в 1922 году Вернадский читал курс геохимии в Сорбонне, где познакомился с Э. Леруа и П. Тейяр де Шарде-ном. Очевидно, биогеохимический подход к биосфере Вернадского подстегнул мысль французских философов, сделавших логический шаг в теории, принятый уже в свою очередь им самим [348, с.268].
Термин «ноосфера» введен в мировой научный оборот французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяр де Шарденом под влиянием парижских лекций Вернадского о биосфере, но их трактовки вскоре существенно разошлись. Так, для Тейяр де Шардена ноосфера - «некое идеальное духовное образование», «оболочка мысли» планеты, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром животных и растений - «вне биосферы и над ней» [398, с. 181]. Для Вернадского ноосфера - космическое царство разума, - выделившееся из биосферы и меняющее коренным образом как её облик, так и строение. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу" [57, с. 19]. Согласно Вернадскому, зародившись на планете, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь, таким образом, в особый структурныйэлемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы.
Ноосфера в зачатках возникает с появлением человечества объективно и стихийно, но только в XX веке наличие ноосферы эксплицируется и становится предметом изучения и специальной рефлексии. Один из критериев ноосферности - господство человека над природой благодаря силам его разума и нравственности, а не инстинктов и голых потребностей.
191
Только человек - вольный или невольный зодчий сферы разума. Его
творческие открытия, духовные ценности, научные идеи, художественные максимы, технические комплексы - элементы ноосферы, имеющие положительное или отрицательное значение в истории Земли. Важнейшей функцией ноосферы должна стать проективная, целеполагающая деятельность человека. Для ноосферного развития предельно важен информационный поток, который в своем относительно автономном развитии также может принести и бедствия и блага Земле и человечеству.
Становление ноосферы есть процесс сознательного гуманистического преобразования человеком условий своего естественного природного окружения. Науку Вернадский рассматривал в качестве основной силы в строительстве ноосферы. Его наиболее универсальная научная концепция интегрировала исследования разных форм бытия материи и охватила взаимодействия общества и природы в контексте новейших достижений естественных, технических и общественных наук. Это позволило представить универсум как определенную взаимосвязанную и взаимообусловленную сверхсистему, проследить динамику и вскрыть тенденции и перспективы развития её как целостности. Ноосфера как новый, творческий, духовный эон бытия имеет целью одухотворить, преобразить бытие мира [57, с. 184].
Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главными в построении многоплановой, многопластовой картины мира. «Логика естествознания в своих основах теснейшим образом связана с геологической оболочкой, где проявляется разум человека, т.е. глубоко и неразрывно связана с биосферой» [58, с. 102]. Из этого вытекает и трактовка ученым природы человеческого знания, науки.
Духовное творчество человечества, по мнению Вернадского, развивалось в русле трех основных потоков - науки, философии и религии, которые к тому же являются основными частями ноосферы. Они взаимосвязаны, и каждый из них стремится достигнуть общеобязательности
192 провозглашаемых ими истин. Однако только научная мысль достигает
данной цели, но истины её не являются самоочевидными и должны постоянно проверяться путем их сравнения с реальностью. Еще одна черта научной мысли - её вселенскость. Она охватывает всю биосферу, все человечество и на современном этапе проявляется как сила, создающая ноосферу. Наука, полагает Вернадский, есть проявление совокупной человеческой мысли. «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу» [56, с. 60; 57, с. 131].
Начало XX века совпало со взрывом научного творчества, тогдашней научной революцией. В то же время философская и религиозная мысль, с точки зрения Вернадского, оказались в состоянии застоя и даже кризиса, если иметь в виду западноевропейскую традицию. Философская мысль по своей природе вообще, как считает Вернадский, не способна объединить человечество, ибо в основе её всегда лежит, с одной стороны, сомнение в существующем, а, с другой стороны, его рационалистическое оправдание. Философия, основанная на разуме, в отличие от науки теснейшим образом связана с личностью, от которой зависят различные типы философствования. Для науки человек не является «венцом творения». Научный аппарат знания, охватывающий будущее ноосферы, имеет более мощную и прочную базу, чем философия, тоже по преимуществу ориентирующая на проявления человеческого разума. Но философский анализ разума едва ли может дать понятие о возможностях познания на нашей планете в её геологическом будущем [56, с. 127-138].
Анализируя особенности научного знания, Вернадский выделяет три его основных элемента: 1) логику, 2) математику и 3) научный аппарат эмпирических фактов и эмпирических обобщений. В науке, по мнению Вернадского, следует воздерживаться от умозрительных построений. Реальность биосферы, в отличие от реальности космоса и реальности микромира может быть целиком охвачена эмпирическими исследованиями и потому представляет собой область, в отношении ко-
193 торой наиболее полно реализуется основное качество науки -
общеобязательность и бесспорность её истин. Вместе с тем наука,-считает Вернадский, неотделима от философии и не может развиваться в состоянии отчуждения от нее. Они всегда взаимосвязаны, хотя порой и находятся в отношениях идеологизированной враждебности; но наиболее тесна их связь, когда и наука и философия руководствуются гуманистическими целями.
Вернадский отмечает, что мы часто говорим о значении успехов техники, об увеличении утилизации сил природы, об улучшении жизни человечества, но мы недостаточно сознаем, что в основе этих успехов лежит сознательная деятельность, лежат идеалы и понимание тех лиц, работой мысли которых достигаются эти результаты. С самого начала своего развития «научное мировоззрение всюду и на каждом шагу проводило эти гуманитарные взгляды, уважение к человеческой личности, чувство взаимной солидарности и тесной связи всех людей. В этом оно шло нерасторжимо с философией и некоторыми религиозными учениями» [61, с. 392-393]. Поэтому Вернадский уделял много внимания проблемам ответственности ученых перед обществом и жизнью на Земле, вопросам объединения человечества в одно целое и превращения народных масс в силу, определяющую Историю человечества.
Науковедческие проблемы, в наибольшей степени интересовавшие Вернадского, можно условно разделить на три группы:
1. О научных революциях и их важнейших чертах. Научная революция, согласно Вернадскому, есть коренная ломка фундаментальных научных представлений, период «интенсивной перестройки нашего научного миросозерцания, глубокого изменения картины мира» [56, с. 95]. Это - естественный и закономерный процесс, при котором периоды спокойного развития науки сменяются «взрывной волной научного творчества», когда открываются не тронутые раньше «поля исследований». В этом вопросе Вернадский предвосхищает американского методолога науки
194
Т.Куна, который утверждает, что при смене парадигм в момент научной
революции связь между прежними и новыми принципами науки исчезает. Вернадский полагает, что научная революция не может оказывать на науку только разрушительное влияние. Более того, старые знания освещаются новым пониманием, получают новое объяснение. Вернадский считал источником научной революции появление почти одновременно, на протяжении 1-3 поколений, многих богато одаренных личностей, которые поднимают область знания на дотоле небывалую высоту и затем долгое время не имеют равной себе замены. Кроме того, в период революций в науке особо важны социальные и политические условия, позволяющие проявиться творческому потенциалу. Он замечает при этом, что наличие благоприятных условий само по себе не вызывает появления талантов, так же, как и неблагоприятные условия стимулируют науку лишь до определенного порога, а сверх него подавляют самую возможность «взрыва творчества».
2. О роли вненаучных факторов для развития науки (социальных условий, народных масс и др.). Наука - не только продукт общества, но и «гуща жизни», она сама воздействует на жизнь, содействуя росту производительных сил и культуры. Сложны, Многоплановы взаимодействия науки и религии, но их действительный «позитивный синтез» впереди. Особо значимы для Вернадского многообразные векторы взаимодействия науки с различными социальными явлениями в Новое время.
3. Вернадского особо занимает предмет истории науки. Он специфичен и состоит в том, что «прошлому ставятся новые вопросы», «реконструируется действительный ход развития науки», между периодами её развития отчетливо проступают «новые мосты». Согласно Вернадскому, «история науки никогда не может дать законченную неизменную картину, реально передающую действительный ход событий» [61, с. 103], и должна каждым новым поколением изучаться заново. Вернадский выделяет два типа историко-научных исследований;
195
1) строгое и точное описание событий и фактов, теорий и открытий
в их временной последовательности. Такая работа необходима, она создает фактологическую основу, эмпирический материал истории науки, но это «внешняя история науки», она не дает ясной картины эволюции мысли, науки в целом;
2) выявление законов развития мысли человечества посредством:
сравнительно-генетического исследования научных мировоззрений
различных эпох, движения её элементов «по временам и пространствам»;
- изучения структуры науки различных эпох;
- изучения специфики взаимодействия науки с другими формами общественного сознания.
В процессе вызревания ноосферного будущего Вернадский ставил отчетливые задачи и перед Россией. Он писал: «Мы должны чувствовать себя не только европейцами, но и азиатами, и одной из важнейших задач русской государственности должно являться сознательное участие в том возрождении Азии - колыбели многих глубочайших и важнейших созданий человеческого духа, - которое сейчас нам приходится переживать». И далее: «Для нас, в отличие от западных европейцев, возрождение Азии, т.е. возобновление её интенсивного участия в мировой жизни человечества, не есть чужой, сторонний процесс - это есть наше возрождение» [57, с. 319-320]. Вернадский выдвигает ряд программных задач, а именно: широкое наше участие в научном изучении Азии, совместная с азиатами работа русской молодежи в высшей школе, широкая работа азиатов в наших ученых учреждениях. «Для создания этой духовной связи нет ничего сильнее научной творческой работы, ибо среди разнообразия других проявлений духовной жизни человечества, бесконечного разнообразия искусства, литературного творчества, религии и даже философии, единственно единящим и неизменным в человечестве является наука...>> [57, с. 323].
196
Об отношении Вернадского к философии существует много мнений,
в том числе взаимоисключающих. Сам Вернадский выразил свое отношение, называя себя "философским скептиком". Он считал, что ни одна философская система не может достигнуть той общеобязательности, которой достигает наука. Но философская мысль, считает Вернадский, играет огромную, часто плодотворную роль в создании научных гипотез и теорий, она дает много ценного и нужного для роста научных знаний. Его философским кредо был, очевидно, философский и научный реализм: в основе научной работы должно лежать «единое аксиоматическое положение о реальности мира и его законосообразности».
В советское время неоднократно делались попытки совместить творчество Вернадского с диалектическим материализмом. Вместе с тем, есть и другой подход: усматривается, что через творчество Вернадского как ученого проходит действительно самая плодотворная линия связи философии и естествознания вне пределов каких-либо «измов», выводящая к принципиально новым идеям [См.: например, работу И.И. Моча-лова - 273].
Вообще мост между естественнонаучными и религиозно-философскими аспектами мировоззрения и Вернадского и космизма в целом весьма характерен для мировоззренческих исканий на рубеже XIX-XX веков. Вернадскому, очевидно, была присуща нетрадиционная религиозность: внеконфессиональная, внекультовая, внедогматическая - космическая по своей направленности и чувственная по состоянию нравственного императива.
Вернадского можно считать одним из создателей антропокосмизма - мировоззренческой системы, представляющей в единстве космическую и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности. Его вклад в становление современной научной картины мира весьма весом, ибо в его творчестве по-новому зазвучали традиционные проблемы соотношения духа и природы, атрибутивности сознания, вечности
197 жизни, многообразия, структуры, свойств и состояний материи, пространства и времени.
Пожалуй, справедлива оценка Вернадского как самого яркого светила в созвездии космизма, звезды-гиганта. Многие его идеи настолько опередили его время, что и сегодня, спустя полвека после его смерти, его научное наследие в целом, можно считать недостаточно осмысленным и ассимилированным. Его называли «Ломоносовым XX века» за энциклопедизм знаний и интегратизм мышления. Вместе с Циолковским Вернадский окончательно прорвал тесные рамки геоцентрического мышления и заложил фундамент космического миропонимания. Его идеал - планетарное мышление, недаром одна из его центральных книг носит название «Научная мысль как планетное явление». Он мечтал о создании в будущем единого «мозгового центра» человечества. В современную научную картину мира он ввел понятие о живом веществе как планетарно-космической целостности - биосфере. Биосфера, согласно Вернадскому, «тонкая оболочка планеты», рождаемая жизнью и поддерживающая жизнь, и в силу этого имеющая космическое значение. Именно эта оболочка многократно ускорила все физико-химические процессы за счет способности поглощать и преобразовывать энергию космоса и, в первую очередь, солнечное излучение.
С появлением человека - носителя сознания, разума - во много раз интенсифицировались все земные процессы развития. Вернадский еще в самом начале XX века говорил, что воздействие человека на природу растет очень быстрыми темпами. С течением времени человечество превратится в основную геологообразующую силу, и потому с неизбежностью встает вопрос об ответственности человека за все происходящее на Земле. Рано или поздно биосфера будет преобразована человечеством в сферу разума, ноосферу, разумеется, если оно до этого не самоуничтожит себя в каком-нибудь катаклизме. Поэтому одна из ведущих идей его концепции ноосферы - необходимость гармонизации отношений между че-
198 ловеком и природой. «Мы переходим к новой эре в жизни человечества и
жизни на нашей планете вообще, когда точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ, когда ею охватываются и изменяются техника жизни, художественное творчество, философская мысль, религиозная жизнь» [59, с. 65].
Видя катастрофическое ухудшение окружающей среды, здоровья человека в конце XX века, мы внутренне полемизируем с В.И. Вернадским, его оценкой перспектив человечества: «Все страхи и рассуждения обывателей, представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу» [56, с. 45]. Однако проникаешься оптимизмом великого ученого, стремлением бороться за экологическую безопасность и будущее нашей планеты. И в этом плане представления Вернадского о науке как планетном явлении, единстве гуманитарного и естественнонаучного знания, путях их синтеза, об этике ученого и ответственности науки за социальный прогресс и многие другие направления его исследований имеют непреходящее значение в формировании нового ноосферного мышления, концептуальными основами которого являются идеи космизма, глобализма, экологизма и коэволюции.
Итак, В.И. Вернадский выделял в природе разнообразные формы вещества, которые объединяются в единое целое - биосферу и представлены неживым веществом, живым веществом и биокосным веществом (атмосфера, гидросфера, литосфера). Биосфера как планетное динамическое системное образование подчинена действию закона возрастания роли живого вещества. Человек есть единственная форма разумного живого вещества. Разум как новый вид энергии способен переработать всю природу, планету, он стал великой геологической силой, хотя человек остается при этом природным существом. Чем дальше, тем острее прояв-
199 ляется неблагоприятное отношение общества к природе, которое уже
обернулось экономическим упадком, кризисами хозяйства, голодом, бессмысленным непосильным трудом в угоду удовольствий тела, деградацией нравственных сил человека. Однако этот тип отношений противоречит изначальному качеству людей как общественных существ, способных и имеющих право жить благодаря гармонии, солидарности и единению. Эти исконные качества в сочетании с нарастающей силой и мощью разума должны привести к новому состоянию общества - ноосферному, времени господства здравого смысла, приоритета и сохранения жизни на планете и в космосе, которые также едины, как едины природа и человек, человек и общество
Если мыслителей, о которых шла речь в предшествующих главах, можно считать предшественниками формирования глобально-экологического мышления, то В.И. Вернадский по праву может быть назван его основоположником, первым, кто осознал проблему целостно, теоретически точно и систематизировано.