Основные концепции антропосоциогенеза. биосоциальная природа человека.

Антропосоциогенез (происхождение человека и общества) – процесс формирования человека как особого вида живых существ и человечества как особой формы объединения индивидов. Антропогенезом называют научную дисциплину и раздел философии, изучающие указанный процесс.

Здесь внимания, прежде всего, удостаиваются телесная организация (физический тип) человека и все формы человеческого поведения (включая орудийную деятельность, речь, рефлексы и т.п.). Считается, что внутреннее устройство и функционирование человеческого организма сыграли решающую роль в становлении всего человеческого, в том числе культуры («культура из человека, как дуб из желудя»).

Основные концепции антропосоциогенеза:

- креационистская или мифологическая (человек и человечество – Божьи творения или произведения неких сверхъестественных сил, при этом человека отличает от всего прочего богоподобный разум, свободная воля и бессмертная душа, человечество же в целом находится под особо пристальным контролем и опекою своего Творца);

- эволюционная(человек - результат биологической эволюции, общество формировалось и продолжает формироваться в процессе социальной или культурной эволюции. При этом среди биологических качеств, особо важных для антропосоциогенеза, выделяют «гомидную триаду»: 1) прямохождение, 2) кисть руки, приспособленную к труду, 3) высокоразвитый мозг. В истории общества подчерчивают: огромное количество сложных индивидов, составляющих социум, что обуславливает грандиозную сложность социальных процессов и создаваемых ими структур);

- трудовая (человек, изменяя природу своим целенаправленным трудом, становится разумным и социальным существом, производительные силы и производственные отношения сплачивают и организовывают социум);

- культурологическая (человеческие стада изначально отличались особой прочностью, потому что слишком слабые на фоне зверей-конкурентов люди были достаточно умны, чтобы быстрее и лучше других наращивать силы путем объединения, а крепкие коллективы интенсивно обменивались опытом, что порождало бурный рост искусственной среды - культуры, делавшей людей все более человечными);

- игровая (человек непрестанно вырывается за рамки своей животности от избытка внутренней «детской игривости» - творческой активности, спонтанной жажды разнообразия развлечений, бурной игры внутренних сил, а вовлеченные в коллективные игры личности формируют общество в качестве среды для максимально полной реализации этой сверхживотной игривости);

- психоаналитическая или психосоматическая (создавая табу, призванные сдерживать сильные разрушительные влечения каждой личности, мы становимся сдержанными животными, то есть социализируется, общество же постоянно укрепляется, чтобы еще лучше обуздывать стихии, рвущиеся из подсознания);

- семиотическая (создание и совершенствование языка преобразовывает человека, вынужденного приспосабливаться к речевым контекстам, язык же становится и эффективнейшим средством связи между людьми, сплачивает нас воедино);

- космогеная или космогенетическая (люди – это занесенные на Землю инопланетяне или же организмы, выращенные инопланетными экспериментами).

Для понимания сущности человека важно выявлять его биосоциальную природу – соотношение биологического и социального в нем:

- какие черты врожденные, а какие привиты обществом (воспитанием, общением, трудом и иной деятельностью, местом в обществе, общественными нравами и идеалами и т.п.);

- как биологическое и социальное взаимодействуют между собой;

- что в человеке изменчиво и под влиянием чего, а что неизменно и насколько.

Уже Аристотель, назвав человека «политическим животным», подчеркнул его принадлежность к двум мирам: животному и социальному. По биологическим (телесным) признакам человек незначительно отличается от других высших приматов (человекообразных обезьян). Зато по социальным характеристикам он далеко ушел от всех животных, и уместны лишь самые поверхностные аналогии между человеческим обществом и стадами-стаями млекопитающих или огромными семьями пчел, муравьев и других коллективных насекомых. Больше всего отличаются наши язык и орудийная деятельность – в этом даже специально тренированные животные колоссально отстают от малоразвитых людей.

Нынче из отечественной философии постепенно вытесняются марксистские представления о доминировании социально-экономических факторов при формировании человека, а все возрастающую роль играют биологические аспекты, изучаемые генетикой, физиологией, психологией, психоанализом и т.п. При этом биологическая и культурная эволюция рассматриваются во взаимосвязи, несмотря на то, что человек оставался биологически неизменным в процессе формирования культуры.

Рассматривая человека как единство тела, души и духа, «телесное» отождествляют с чисто физиологическим, «душевное» с индивидуально-психологическим, а духовное с социальным.

Наши рекомендации