Характеристика уровней высказывания как единиц обучения говорению на иностранном языке
речи (II). Важными также являются показатели, определяющие высказывание как общий продукт говорения (III) и внешнюю сторону этой деятельности, т. е. фонацию (IV).
Таким образом, сформированность высказывания как продукта говорения в процессе овладения иностранным языком может
1 См.– смысловое.
2 Пр.– предметное.
Продолжение
определяться следующими группами показателей, выступающих в то же время в роли характеристик деятельности говорения:
Языковые характеристики | |
I. 1. Объем словаря, определяемый 2. Грамматическая правильность, определяемая 3. Лексическая сочетаемость, определяемая 4. Отбор правильной лексической единицы, определяемый | общим количеством употребляемых слов, количеством грамматических действий. количеством случаев ее нарушения (в % к общему кол-ву случаев), количеством случаев нарушения (в % к общему кол-ву значимых единиц). |
Речевые характеристики II. 5. Лексическая насыщенность (или информативная плотность), определяемая | количеством однократно встречающихся слов (в % ко всему объему слов). |
6, Логичность построения вы-сказывания, определяемая 7, Комплексированость выска-зывания, определяемая 8. Связность, определяемая | количеством случаев нарушения логики высказывания, противоречивости, количеством расширения простого нераспространенного высказывания, обособления, депредикаций и т. д. количеством нарушения. |
Общая характеристика высказывания как | продукта говорения |
III. 9. Объем высказывания, определяемый 10. Предметно-смысловая содержательность, определяемая | а) количеством фраз, б) количеством предложений, в) количеством предикаций, г) количеством значимых слов, общим количеством смысловых связей и предметных несоответствий действительности. |
Фонационная характеристика | |
IV. 11. Количество слов в минуту 12. Паузация |
Рассмотрение предметного содержания говорения как вида речевой деятельности, внутренней стороны этого процесса и психологической природы его продукта – речевого высказывания – с большой очевидностью убеждает в том, что обучение говорению на иностранном языке представляет собой трудоемкий процесс решения сложной задачи со многими неизвестными. Анализ высказывания как продукта говорения с точки зрения рассмотрения его психологической природы показывает, что умение говорить на иностранном языке предполагает умение человека выражать свою мысль на разных уровнях высказывания – от простого субстанциального до тематического. Задача учителя заключается в том, чтобы целенаправленно организовать все необходимые условия обучения, первым из которых является выбор и иерархическая организация по нарастанию трудностей различных высказываний как единиц обучения. Предваритель-,ные исследования показали, что приведенный в таблице 5 вариант такого обучения эффективен.
Перейдем теперь к рассмотрению психологических механизмов деятельности говорения.