Характеристика уровней высказывания как единиц обучения говорению на иностранном языке

Характеристика уровней высказывания как единиц обучения говорению на иностранном языке - student2.ru

речи (II). Важными также являются показатели, определяющие высказывание как общий продукт говорения (III) и внешнюю сторону этой деятельности, т. е. фонацию (IV).

Таким образом, сформированность высказывания как продукта говорения в процессе овладения иностранным языком может

1 См.– смысловое.

2 Пр.– предметное.

Продолжение

Характеристика уровней высказывания как единиц обучения говорению на иностранном языке - student2.ru

Характеристика уровней высказывания как единиц обучения говорению на иностранном языке - student2.ru

определяться следующими группами показателей, выступающих в то же время в роли характеристик деятельности говорения:

Языковые характеристики  
I. 1. Объем словаря, определяемый 2. Грамматическая правильность, определяемая 3. Лексическая сочетаемость, определяемая 4. Отбор правильной лексической единицы, определяемый общим количеством употребляемых слов, количеством грамматических действий. количеством случаев ее нарушения (в % к общему кол-ву случаев), количеством случаев нарушения (в % к общему кол-ву значимых единиц).
Речевые характеристики II. 5. Лексическая насыщенность (или информативная плотность), определяемая количеством однократно встречающихся слов (в % ко всему объему слов).

6, Логичность построения вы-сказывания, определяемая 7, Комплексированость выска-зывания, определяемая 8. Связность, определяемая количеством случаев нарушения логики высказывания, противоречивости, количеством расширения простого нераспространенного высказывания, обособления, депредикаций и т. д. количеством нарушения.
Общая характеристика высказывания как продукта говорения
III. 9. Объем высказывания, определяемый 10. Предметно-смысловая содержательность, определяемая а) количеством фраз, б) количеством предложений, в) количеством предикаций, г) количеством значимых слов, общим количеством смысловых связей и предметных несоответствий действительности.
Фонационная характеристика  
IV. 11. Количество слов в минуту 12. Паузация  

Рассмотрение предметного содержания говорения как вида речевой деятельности, внутренней стороны этого процесса и психологической природы его продукта – речевого высказывания – с большой очевидностью убеждает в том, что обучение говорению на иностранном языке представляет собой трудоемкий процесс решения сложной задачи со многими неизвестными. Анализ высказывания как продукта говорения с точки зрения рассмотрения его психологической природы показывает, что умение говорить на иностранном языке предполагает умение человека выражать свою мысль на разных уровнях высказывания – от простого субстанциального до тематического. Задача учителя заключается в том, чтобы целенаправленно организовать все необходимые условия обучения, первым из которых является выбор и иерархическая организация по нарастанию трудностей различных высказываний как единиц обучения. Предваритель-,ные исследования показали, что приведенный в таблице 5 вариант такого обучения эффективен.

Перейдем теперь к рассмотрению психологических механизмов деятельности говорения.

Наши рекомендации