Ананда, раса и красота см. раса и красота и ананда

АПАХ см. ЭЛЕМЕНТЫ

АПАРА ПРАКРИТИ см. ПРАКРИТА, ПАРА (ВЫСШАЯ) И АПАРА (НИЗШАЯ)

АПАРАРДХА см. ПАРАРДХА И АПАРАРДХА

АСАТ см. НЕБЫТИЕ (АСАТ); САТ И АСАТ

АШТАСИДДХИ

Аштасиддхи бывают трех видов:

1. Два сиддхи ЗНАНИЯ — въяпти и пракамья.

2. Три сиддхи СИЛЫ — айшварья, шиита, вашита.

3. Три сиддхи физического ТЕЛА — махима, лагхима, анима. [27:371]

Пракамья — это полное просветление (пракаша) чувств и МАНАСА, в результате чего они выходят за пределы обычного порога восприятия физического тела....

Каждой форме пракамья соответствует своя вьяпти, то есть определенная форма восприятия и передачи информации....

Айшварья — это динамизм ВОЛИ, воздействующий на предмет или явление без помощи физических средств....

Ишита — это все тот же динамизм воли, не опосредованный в своем действии приказом или мыслью (аджнянам), но передаваемый при необходимости через сердце или разум.

Вашита — это способность контролировать природу объекта с помощью изреченного слова; при этом объект воспринимает переданную мысль и совершает внушаемое ему действие.... [27:371—74]

Махима — это способность по желанию увеличивать массу и плотность физического тела.

Лагхима — это способность по желанию придавать телу легкость, уменьшая силу гравитации.

Анима — это способность по желанию придавать телу тонкость, сокращая его физическую массу и плотность.

АСУРЫ см. ВРАЖДЕБНЫЕ СУЩЕСТВА

АТМАН

Атман есть ДУХОВНОЕ существо, стоящее над разумом. [24:1129]

Атман — это СУЩНОСТЬ или ДУХ, всегда находящийся над проявленной формой, всегда чистый и незапятнанный жизнью, желанием, эго и невежеством. Атман осознается как ИСТИННОЕ СУЩЕСТВО человека, в то же время и в более широком смысле Атман осознается как некий общий прототип и как космическая Сущность; самосущий Атман стоит над индивидом и космосом и именуется Пара-матма, высшее Божественное Существо. [22:299]

Независимая от тела и неограниченная им широта сознания называется в Йоге Атманом или Самосущим. [24:1153]

АТМАН И БРАХМАН

Брахман по существу есть Атман, живая Душа непреходящего бытия, всего сущего во вселенной....

Атман, наше истинное “я”, и есть Брахман; это чистое неделимое СУЩЕСТВО, чистый свет, чистое сознание, чистая сила и чистое блаженство. Бытие Брахмана есть свет и благодать. Брахман извечно свободен, вне времени и вне пространства. [12:87]

АТМАН И ДЖИВАТМАН

Атман по своей природе либо трансцендентен, либо универсален (Параматма, Атма). Когда он индивидуализируется в личной форме и становится центральным существом, он называется ДЖИВАТМАН. [22:267]

Фактически можно сказать, что Дживатман — один из Божественного Множества, производный от ЕДИНОГО; а Атман — ЕДИНЫЙ, поддерживающий Божественное Множество. [22:387]

АТМАН И ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО см. ПСИХИЧЕСКОЕ СУЩЕСТВО И ДУХ

АУМ см. ОМ

БЕЗЛИЧНОСТЬ см. ЛИЧНОСТЬ И БЕЗЛИЧНОСТЬ

БЕЗМОЛВИЕ

Под безмолвием подразумевается свобода от мыслей и витальных движений — пребывание всего СОЗНАНИЯ в состоянии полного покоя. [Наставление 7:127]

Безмолвие по смыслу ближе к значению слова “покой”. [23:643]

Безмолвие означает... не только прекращение мыслительной активности, но также покой на уровне ментального и витального существ. [23:643]

БЕЗМОЛВИЕ, МИР, ПОКОЙ, СПОКОЙСТВИЕ см. МИР, ПОКОЙ, УМИРОТВОРЕННОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ, БЕЗМОЛВИЕ

БЕЗМОЛВИЕ И НЕПОДВИЖНЫЙ УМ см. НЕПОДВИЖНЫЙ УМ И БЕЗМОЛВИЕ

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ (САМАТА)

Самата в йоге означает беспристрастность души, основанную на чувстве единства “Я”, вездесущего БОЖЕСТВЕННОГО, на видении во всем ЕДИНОГО, невзирая ни на какие различия и многообразие форм МАНИФЕСТАЦИИ. [23:664]

Беспристрастность — это способность сохранять внутренний покой при любых обстоятельствах. [23:661]

Под беспристрастностью подразумевается состояние полного покоя и неподвижности разума и жизни, которое ничем не может быть нарушено: ни внешним событием, ни посторонним действием, ни обращенным к вам словом — все, что случается вокруг вас, не вызывает в вас никакого беспокойства, связанного с личной реакцией или отношением к происходящему; вы спокойно взираете на происходящее вокруг вас, пытаясь понять, что скрыто за внешней стороной явлений и событий, какими причинами они вызваны, чему можно у них научиться, против чего конкретно в вашем существе они направлены и как использовать их для своего собственного развития и продвижения вперед. Беспристрастность предполагает самоконтроль над витальными движениями и проявлениями, такими, как гнев, чувствительность, гордость, желание и пр. Вы не должны позволять витальным импульсам завладевать вашим эмоциональным существом и нарушать внутренний покой, вы обязаны следить за тем, чтобы не произносить необдуманных слов и не совершать поспешных действий; пусть все ваши слова и поступки всегда проистекают из внутреннего покоя духа. [23:661—62]

Беспристрастность не означает равнодушное или безучастное отношение ко всему происходящему; она не имеет ничего общего с притупленным восприятием и ограниченным односторонним видением. Вы видите и осознаете все окружающее вас разнообразие проявленных форм с присущими им различиями, и восприятие ваше становится гораздо острее и объективнее оттого, что к нему не примешивается ваше личное отношение, отягощенное предвзятыми взглядами, чувствами и эмоциями, любовью и ненавистью, восхищением и сожалением, симпатией и антипатией, привязанностью и неприятием. За внешним многообразием мы всегда должны видеть Совершенного и Непреходящего, обитающего во всем и вся, и чувствовать, знать или, если не обладаем непосредственным знанием, по крайней мере доверять божественной необходимости и мудрому промыслу и предназначению конкретного явления или события независимо от того, как оно выглядит с точки зрения обычного человеческого критерия добра и зла, гармонии и несовершенства. [20:212]

БЕССМЕРТИЕ

Бессмертие не означает выживание человеческого “я” или ЭГО после распада физического тела....

Под бессмертием подразумевается СОЗНАНИЕ, выходящее за пределы рождения и смерти, причинно-следственной цепи связей и отношений; это сознание свободно от любых ограничений и связей, обладает самосущим бытием, блаженством и свободой сознания ГОСПОДА, высшего ПУРУШИ, САТЧИТАНАНДЫ. [12:112]

Бессмертие означает абсолютную жизнь ДУШИ по сравнению с преходящей и неустойчивой жизнью физического тела, находящейся в зависимости от рождения, смерти и ПЕРЕРОЖДЕНИЯ. Абсолютная жизнь Души превосходит также жизнь человеческого ментального существа, находящегося в этом мире в беспомощной зависимости от закона рождения и смерти; по крайней мере, в силу своего НЕВЕДЕНИЯ ментальное существо человека считает, что оно подчиняется как закону рождения и смерти, так и другим законам низшей Природы. [12:229]

Бессмертие по существу не подразумевает сохранения личности после смерти физического тела; мы бессмертны благодаря наличию в нас самосущего бытия, не имеющего ни начала, ни конца и стоящего за пределами всех физических смертей и рождений, перевоплощений, через которые мы проходим, любых превратностей нашей жизни в этом или других мирах: истинное бессмертие — это бесконечное бытие духа.[19:738]

Реализация и воплощение тройного бессмертия — бессмертия ПРИРОДЫ, венчающего изначальное бессмертие Духа, и бессмертия ПСИХИЧЕСКОГО существа — могло бы стать кульминацией процесса перерождения, а также непосредственным показателем преобразования материального Несознания и НЕВЕДЕНИЯ вплоть до самых глубин царства МАТЕРИИ. Но все же истинным бессмертием будет вечное бытие Духа; физическое выживание может быть лишь производным от волевого фактора и носить при этом относительный характер, являясь условным признаком победы Духа над Смертью и Материей. [19:823]

БЕССМЕРТИЕ И СМЕРТЬ

Смерть — это подверженное разложению и распаду состояние МАТЕРИИ, распространяющееся на связанные с ней РАЗУМ и ЖИЗНЬ; Бессмертие есть состояние бесконечного БЫТИЯ, СОЗНАНИЯ и Блаженства. [10:43]

Под бессмертием подразумевается не выживание после смерти — этой способностью и так уже обладает каждое разумное существо, — а выход за пределы как жизни, так и смерти. [13:56]

Бессмертие не есть выживание ментальной личности после смерти, хотя это тоже имеет место; бессмертие означает овладение на уровне бодрствующего сознания нерожденным и бессмертным Духом, использующим физическое тело как свое орудие или лишь как временное прибежище. [17:80]

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Всевышний в ходе своей космической манифестации, будучи Бесконечным и не связанным никакими ограничениями, может проявлять в Себе, в своем сознании, скрывающем бесчисленные возможности, нечто, казалось бы, противоречащее ему Самому, то, что несет в себе Мрак, Бессознательность, Инерцию, Бесчувственность, Дисгармонию и Разложение. Именно эти элементы составляют основу МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА и мы относим их к сфере Бессознательного, представляющей собой, согласно Риг Веде, Океан Бессознательного; в этом Океане был скрыт Единый, который поднялся и проявился в виде вселенной. Иногда область Бессознательного называют НЕБЫТИЕ, Асат. [22:9]

Бессознательное представляет собой как бы перевернутое отражение высшего СВЕРХСОЗНАНИЯ и обладает таким же абсолютным бытием и непроизвольным действием, которые погружены при этом в состояние глубокого самозабвенного транса, в бездну своей собственной бесконечности. [18:550]

Следует отметить силу и возможности Бесконечного Сознания, к которым относится самопоглощающая сила, способная вызывать состояние самоуглубления, отмеченное лишь самосознанием, но не в форме знания или всеведения; при этом всецелое будет пребывать в состоянии чистого самосознания, а знание и внутреннее сознание растворятся в чистом бытии. Это то, что мы называем Сверхсознанием в абсолютном смысле, хотя, по большей части, все, что мы относим к Сверхсознанию, есть лишь высшее сознание, осознающее самого себя и являющееся сверхсознательным только по отношению к нашему ограниченному человеческому уровню. Это состояние самоуглубления, поглощающий транс бесконечности уже не в озаренной, но в мрачной форме представляет собой то, что мы называем Бессознательным; ибо бытие Бесконечного все равно там присутствует, хотя и имеет облик бессознательного и кажется нам, скорее, бесконечным небытием. Самозабвенное непреходящее сознание и сила также сохраняются на уровне Бессознательного в виде небытия, поскольку энергия Бессознательного созидает этот проявленный мир. Процесс его созидания протекает в трансе самоуглубления, а творческая сила действует автоматически, как бы вслепую, но при этом несет в себе всю полноту истины и всю энергию Бесконечного. [18:344]

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ — это первый продукт Бессознательного. [18:606]

Материя есть порождение и сфера проявления Бессознательного. [16:10]

Основой материального сознания в этом мире является не только Неведение, но и Бессознательное, а это означает, что сознание здесь заключено в материальную форму и материальную энергию. [22:279]

Материя не лишена определенного динамизма и сознания, они лишь скрыты в материальной форме и проявляются как сила энергии и сознания. В психологии это называется сферой бессознательного, в которой берет свое начало все и вся, но то, что психологи называют бессознательным, в действительности обладает сознанием. [22:223]

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И НЕВЕДЕНИЕ

Как только сознание индивидуумов обособилось от единого сознания, то носители индивидуального сознания неизбежно впали в Неведение, а результатом Неведения явилось состояние Бессознательности. [22:27]

Действительно ли, читатель не сможет без дополнительных объяснений определить разницу между Бессознательным и Неведением? На самом деле здесь нет никакой специальной философской терминологии, а вопрос понимания различия в значении слов сводится к простому здравому смыслу и знанию английской лексики. Можно, к примеру, сказать “даже бессознательный камень...”, но нельзя сказать “невежественный камень”, хотя о человеке и можно сказать “невежественный человек”. Чтобы стать невежественным, сначала нужно быть сознательным. Трудности для понимания читателя заключаются в том, что он может быть не знаком с философским понятием “Бессознательное”, а возможно, — также и с ведантической идеей о Неведении, как о силе, стоящей за проявленным миром. [29:753]

Наши рекомендации