Как избежать редукционизма при анализе и объяснении психических явлений? Онтология психических явлений. В чем проявляется бытие психических явлений?
При анализе и объяснении психических явлений большую трудность представляет разведение их онтологических и гносеологических аспектов. Это связано с тем, что ответ на вопрос о том, что считать бытием психических явлений, во многом зависит от определения предмета исследования, а 76
также от гносеологических установок. Вместе с тем игнорирование такого разведения не позволяет избежать тех или иных типов редукционизма.
Заметим, что указать эмпирические признаки психических явлений труднее, чем феноменологические особенности, именно в силу противоречивости онтологической интерпретации психических явлений разными психологическими направлениями. Одна из основных причин затруднений традиционно формулируется как психофизиологическая проблема (см. выше).
Особенности существования (онтологии) психических явлений рассматриваются в рамках вопроса о предмете психологии (см. выше). Первые способы онтологического представления психических явлений носили феноменологический характер и определяли психику через понятие «душа», а позднее — через понятия «сознание», «сознательный опыт». Опыт, который дан субъекту в самонаблюдении в форме ощущений, представлений, переживаний, мыслей, рассматривался как онтология психических явлений.
Отметим, что в первых подходах к анализу психических явлений в качестве онтологической основы психики указывались феномены. Если В. Вундт и Э. Титченер свою задачу видели в интроспективном разложении феноменов на «психические элементы» — ощущбния и переживания — с целью последующего построения из них более сложных психических образований, то гештальтпсихологи настаивали на принципиальной целостности различных феноменов и предлагали исследовать закономерности организации их целостных форм. Вопрос о происхождении феноменов оставался открытым.
Постулирование только феноменологической онтологии психики закрывает возможности для использования объективных методов ее исследования. Пожалуй, методологически закономерным и исторически оправданным был подход американского бихевиоризма, который характеризовался радикальным постулированием нового типа онтологии, по-
зволяющей использовать максимально объективные методы познания. В качестве онтологической основы психики выступали системы формирующихся ответных реакций организма на внешние стимулы. Последующее смещение позиций классического бихевиоризма к необихевиоризму и, далее, к позициям современной американской когнитивной психологии — это процесс медленного возвращения к анализу феноменологии как одной из онтологических форм существования психики. Феноменологические аспекты психических явлений в американской когнитивной психологии фиксируются в таких понятиях, как «репрезентация» и «репрезентативные системы» (Брунер, 1977). При этом за онтологическим определением психических явлений как механизмов и процессов, обеспечивающих переработку информации, теряется специфика феноменологических аспектов психики человека. В этой связи хотелось бы отметить, что информационный анализ психических явлений часто ведет к игнорированию онтологической специфики психики.
Другой способ обойти вопрос о специфике психологической онтологии — сведение (редуцирование) психики к нейрофизиологическим процессам, которые регистрируются объективными методами. На этом пути установлено большое количество корреляционных отношений между феноменами и нейрофизиологическими процессами. Но при этом сами феномены ускользают от причинно-следственного выведения их из закономерностей нейрофизиологических процессов в мозге, в нервной системе и в органах чувств.
В отечественной психологии вопрос об онтологическом статусе психических явлений всегда находился в центре научных обсуждений (Выготский, 1982; Леонтьев А. Н., 1965, 2000; Рубинштейн, 1957, 1973; Гальперин, 1998, 2002). Обсуждения обеспечивали развитие единого теоретического подхода к исследованию психики, который исходно строился как культурно-исторический подход, а позднее получил теоретическое обобщение в рамках деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений.
Ответ на вопрос об онтологической сущности психических явлений содержится в функциональном определении. Психика — это система функций живого организма, которые закладываются в филогенезе, но содержательно наполняются и развиваются на протяжении онтогенеза в процессах активного взаимодействия с предметным миром, в процессах реализации операций, действий, деятельностей и обеспечивают:
• ориентировку живого организма в окружающем мире и по
стоянное совершенствование способов ориентировоч
но-исследовательских операций и действий;
• организацию на основе ориентировочно-исследователь
ских операций и действий различных форм целенаправ
ленного поведения;
• накопление в течение жизни и фиксирование в форме «об
раза мира» наиболее эффективных способов ориентиров
ки и организации поведения.
В человеческом обществе наиболее эффективные (собственно человеческие) способы ориентировки и организации поведения и действий фиксируются в предметах культуры, орудиях, знаково-символических средствах и транслируются в череде поколений в форме общественно-исторического опыта.
Таким образом, онтологическими формами психических явлений признаются все внешние ориентировочные и исследовательские формы активности живых организмов, которые у человека могут приобретать характер опосредствованных орудиями и знаками, целенаправленных рефлексивных умственных форм ориентировочных действий. Такие формы умственных действий, по мере их формирования у человека в онтогенезе, начинают составлять многообразие феноменологии. Таким образом, феномены получают объяснение через механизм преобразования ориентировочных компонентов предметно-практических действий в индивидуальные, опосредствованные знаково-символическими средствами, рефлексивные умственные действия. Процессы формирования умственных действий, включая и формирование фено-
менов, обеспечиваются психологическим механизмом инте-риоризации, закономерности которого всегда находились в центре исследований в отечественной психологии.