Мир психических явлений

Основа Психическая деятельность человека, бес-

классификации психи- сп°Рно' сложна. Но, как говорил украин-

ческих явлений ский философ и поэт восемнадцатого века Григорий Сковорода (1722—1794): «Слава Богу, что он создал мир так, что все истинное просто, а все сложное — ложь». Сложное сложно для понимания, пока мы не разобрались в нем. Преодоление сложности в познании внутреннего мира человека начинается с уяснения структуры множественного разнообразия и связей его психологической реальности — мира психических явлений.

Вся совокупность явлений психологической реальности пер­
вично делится на индивидуально-психологические явления и соци­
ально-психологические. Первые присущи отдельному человеку,
вторые — человеческим общностям, группам разного масштаба.
Эти богатые и сложные подсистемы качественно своеобразны,
но взаимосвязаны. ,

Множество и разнообразие индивидуально-психологических яв­лений классифицируются по разным основаниям (рис. 2.7).

Сознание По уровню отражения

и подсознание объективной действительности в психике

выделяются явления сознания и подсозна­ния. Сознание включает в себя все психические явления, участ­вующие в осмысленном отношении человека к миру с понима­нием его существенных свойств, закономерностей и происходя­щего в нем. Важный компонент сознания человека — самосозна-



Раздел I. Психология и педагогика

Мир психических явлений - student2.ru ние, осмысленность собственного существования в объективна мире, своих потребностей, себя самого (образ своего «Я»).

Мир психических явлений - student2.ru

В сознании есть поле (область) ясного сознания — то, что осознается постоянно или периодически, включается в размыш ления, стремление понять, разобраться, доводится до отчетли вого понимания, оценок, выводов, целей, замыслов, планов.

Есть и периферическое поле (область) сознания — подсознание. То, что находится и совершается в нем, актуально не осознается какое-то время, но может быть осознано. Между полем ясного сознания и подсознанием нет непреодолимой «китайской стены", а возможны и совершаются взаимопереходы. В область подсозна ния переходят из поля ясного сознания хорошо освоенные детали




2. Основы научно-психологического знания



размышлений, действий — то, что автоматизируется. Например, грамотный человек пишет, не задумываясь, как надо выписывать буквы, соединять их в слова; рука двигается словно сама, управ­ляемая неизвестно чем. Когда же человек был первоклассником, он под руководством учителя осознанно и старательно выводил в тетради по клеточкам и косым линиям каждую буквочку. Если же предложить рассказать человеку, как он делает это сейчас, он мо­жет вспомнить, а, может быть, и нет все рекомендации, которыми он руководствовался в первом классе, или самостоятельно расска­жет о движениях своей руки, кисти и пальцев.

Другой пример — интуиция человека, которую называют быстрым (мгновенным) решением, требующим длительной подготовки (Б.М. Теплов). До того как она сформировалась у данного человека, он долго тренировался в учебной обстановке и в жизни на решении соответствующего типа задач. Получая исходные данные, он медленно, шаг за шагом, ясно осознавая, логично вел мысленные рассуждения, пока не приходил к опре­деленному выводу или решению. Постепенно, по мере длитель­ных упражнений (нередко многолетних), промежуточные ясные рассуждения сокращались и ускорялись, переходя в перифери­ческую область сознания — подсознание. Когда они почти все переходят туда, возникает возможность интуитивных выводов, оценок, решений: они возникают сразу.

Существуют и противоположные переходы. В подсознании скапливаются смутные впечатления о виденном, пережитом, сделанном в опыте жизни каждого человека. Они еще не ос­мыслены, не приведены в порядок, не систематизированы, не обобщены, не доведены до отчетливо понимаемых и сформули­рованных мысленно выводов и решений. Этот блок подсозна­тельных психических явлений, как кладовая, в которой большой беспорядок, хаос. Человек интеллектуальный, развитый, требо­вательный к себе и стремящийся добиться успехов в жизни пе­риодически осмысливает свой опыт, «вычерпывает» то, что есть в подсознании, достигает ясного и отчетливого понимания, пользуясь рекомендациями науки и мудрых, опытных, поучи­тельно прошедших по жизни людей. В отличие он него человек беспечный, живущий сегодняшним днем, интеллектуально ог­раниченный не делает этого. Разруха в сознании порождает у него разруху и в жизни.

56 Раздел I. Психология и педагогика: основы

Нередко в психике выделяют еще бессознательное — то, что не может быть осознано вообще. Заслуживает, однако, внимания мнение известного ученого, доктора психологических и доктора медицинских наук К.К. Платонова, который отмечал, что такие явления, лишенные субъективного признака психического отра­жения, относятся не к предмету психологии, а к физиологии1.

В последние годы стали выделять духовность (или трансцен­дентное2 сознание, подсознание) как высший уровень развития соз­нания. Она характерна осознанием, потребностью, постоянным стремлением и умением личности понимать свое место в мире и обществе, в культуре, человеческой цивилизации, осознавать свое единство с ними, историей и будущим своего народа и всего чело­вечества, стремлением к торжеству справедливости, культуры и цивилизованности в жизни. Сознание окружающего позволяет за­нять позицию над ситуацией, взять в качестве ориентиров нормы поведения гражданина общества, выйти в мышлении, принятии решений и поведении за пределы непосредственной целесообраз­ности, предписанных норм и возвыситься до подчинения своей жизни, поведения и деятельности соображениям человеческой культуры и цивилизованности. Причем делается это не для показа, не из расчета получить какую-то выгоду, а чтобы уважать самого себя как человека мыслящего, культурного, цивилизованного, справедливого, чистого в своих помыслах и отношениях к жизни, причастного ко всему хорошему, подлинно человеческому и не замаранному тем грязным, что нередко бывает в жизни и окруже­нии. Отсутствие духовности всегда содержит потенцию сужения интересов деятельности, личной меркантильности3. У многих лю­дей этот уровень развития сознания сейчас отсутствует, но он при­личествует современному образованному специалисту, интелли­гентному и культурному человеку.

1 Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.,
1981. - С. 16.

2 От лат. transcendo — выхожу за пределы. Трансцендентное сознание — расши­
ряющееся, выходящее за пределы непосредственного бытия данного человека,
его конкретных личных задач и интересов.

3 От франц. и ит. merkantile — торгашеский, корыстный — излишняя расчет­
ливость, своекорыстие.

2. Основы научно-психологического знания



Психологические По фоме с у щ е с т в о в а -факты закономер- н и я основные явления психологиче-ности и механизмы ской реальности делятся на психологиче­ские факты, психологические закономер­ности и психологические механизмы.

Психологические факты — наблюдаемые (в том числе фикси­руемые с помощью психологических методов) психологические феномены — проявления существования и влияний психики и ее элементов. Умение подмечать психологические феномены, объяснять, понять, о чем они свидетельствуют, что за ними скрыто — нужное для профессионала практическое умение.

Психологические закономерности — объективно существую­щие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные зави­симости психологических явлений и их обусловливаний. Под­меченные психологические факты невозможно понять, а тем более, повлиять на них, не разобравшись в связанных с ними закономерностях. Закономерности психики носят вероятност­ный характер. Поэтому, изучая, оценивая и учитывая их, пра­вильнее рассуждать по типу: «как правило», «чаще всего» данное явление (причина) вызывает другое (следствие).

Психологические механизмы — психологические превраще­ния, посредством которых совершается действие закономерно­стей и происходят переходы от причины к следствию. Психо­логические факты и закономерности всегда связаны с действием таких механизмов. Например, знание моральной нормы поведе­ния и следование ей на практике имеет сложные переходы по цепочке: знание — убеждение — умение — привычка — ситуа­тивное решение — воплощение. В «срабатывании» этих перехо­дов важную роль и играют психологические механизмы.

Психические По Форме сушествова-

процессы, состояния н и я все психологические явления де-

и образования лятся на психические процессы, психиче-

ские состояния и психические образования (свойства, стереотипы).

Психические процессы — любые изменения в психике: все, что возникает, развивается, угасает, превращается во что-то Другое. Так, у читателя возникают процессы восприятия печат­ного текста, его понимания и запоминания. Структурно они Могут быть достаточно просты (как, например, восприятие запа-

53______________________________ Раздел I. Психология и педагогика: основы

ха) и предельно сложны (к примеру, процесс прижизненного психологического развития человека). Но они всегда динамич­ны: это постоянное движение, «психологические ручейки», имеющие истоки, «журчащее» настоящее, оставляющее след в будущем. Это «линии», «ниточки» в потоке непрерывной измен­чивости психики. Не разобравшись в психических процессах, трудно что-то понять в психике другого человека, а не вызвав нужные процессы, невозможно что-то изменить в ней. Всякое воздействие — психологическое, управленческое, воспитатель­ное и другое — способно как-то повлиять на человека и его по­ведение, лишь вызвав необходимые для этого психические про­цессы.

Психические состояния — особенности целостной совокупно­сти психических процессов, протекающих у человека в данный момент или за определенный отрезок времени. Они всегда структурно сложные, вовлекающие в свое общее движение многие психические процессы и влияющие на них. Но в них может преобладать какой-то тип процессов, придающий особую окраску психическому состоянию. На этом основании говорят об эмоциональном состоянии (волнение, переживание, тревога, приподнятое или радостное состояние и др.), познавательном (интерес, внимательность, погруженность в размышления и пр.), волевом (собранность, мобилизованность, решимость и др.) и иных.

Поступки человека, результат воздействия на него, работа мышления обязательно так или иначе, а иногда в решающей степени, зависят от психического состояния. Например, усвое­ние содержания лекции студентом зависит от того, в каком со­стоянии он находится: интереса, внимательности, усталости, скуки, раздражительности, сонливости и др. Нельзя добиться нужного результата, не приведя себя или другого человека в благоприятное для этого психическое состояние.

Психические образования (свойства, стереотипы) — сформи­ровавшиеся и закрепившиеся в психике человека (т. е. имеющие тенденцию к повторному функционированию и проявлению, облегченному воспроизведению и протеканию) психические яв­ления. Сформировавшись под влиянием многократно повто­ряющихся у данного человека психических процессов и состоя­ний, вызванных опять-таки повторяющимися обстоятельствами

Наши рекомендации