Структура психических явлений

Юридическая психология

Войт Татьяна Сергеевна

Васильев В Л

Еникеев М И

Романов В В

Чуфаровский

Сафуанов Ф С (экспертиза в уголовном процессе!!)

Сахнова Т В (Основы судебно-психологической экспертизы в гражданском процессе)

Психология занимается изучением закономерностей возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

Психика – свойство головного мозга, которое обеспечивает объективное отражение действительности и целесообразность поведения.

Сознание – высшая форма проявления психики, которая позволяет человеку отдавать отчет в своих действиях, организовывать действия в пространстве и во времени, изменять программу действий в соответствии с изменением в окружающей среде, выделять себя из окружающей среды и сохранять сложившуюся систему отношений. У животных нет внутреннего управления поведением.

Структура психологии как науки.

1. Общая психология (наиболее теоретизированная и методологичная) – занимается основными закономерностями протекания психических явлений. Психические явления – процессы, состояния, свойства.

2. Возрастная психология. Изучает закономерности развития психики и ее особенности в разные возрастные периоды. Как развивается психика, чем специфична психика ребенка, пожилого человека. Каждый возрастной период характеризуется сформированностью особых психических свойств. Психика +время.

3. Специальная психология. Изучает развитие аномальное развитие психики, связанное с врожденными недостатками строения и функций организма. Психика слабовидящих, слабослышащих, олигофренов. Психика + дефекты организма.

4. Клиническая психология. Изучает нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях, а также влияние болезни на личность человека. Психика + болезнь.

5. Социальная психология. Изучает психические явления, обусловленные принадлежностью человека к какой-либо социальной группе. Те взаимодействия, которые возникают между людьми, причины конфликтов, способы разрешения, формирование вертикальных и горизонтальных отношений.

6. Психология труда. Изучает закономерности формирования профессиональных знаний, умений и навыков, а также влияние условий и характера труда на личность человека. Проф деформация – изменение личности под влиянием условий и характера профессиональной деятельности. Чаще всего речь идет о негативных изменениях личности. Проф выгорание – у тех, кто по работе общается с людьми, - у них не остается ни на что сил.

7. Политическая, организационная, историческая…

8. Юридическая психология. Изучает явления и закономерности, связанные с применением правовых норм и участием в правовой деятельности. С течением временем появляется тенденция к дифференциации:

a. Правовая психология. Психология правотворчества и правового воспитания. Относится к тем, кто облюдает и тем, кто должен наблюдать за соблюдением права. Как образом необходимо формировать правосознание населения, чтобы оно соблюдало правовые нормы. Т.о. изучает закономерности формирования правосознания и факторы, способствующие повышению правовой компетентности. Нередко правовая психология используется не только для обозначения отрасли правовой юр психологии, но и как совокупность представлений человека о правовых нормах, отношений человека к правовым нормам и сформированных установок по отношению к таким нормам.

b. Криминальная психология. Изучает отношения между преступником и жертвой. Вопросы причин преступности и особенностей личности преступника. Особенности поведения жертв могут повлиять на реализацию преступных намерений. Чтобы произошло преступление, необходимо: личность преступника, личность жертвы, криминальная ситуация, особенности которой заключаются в том, что отсутствуют обстоятельства, препятствующие, и наличествуют обстоятельства, способствующие. Спор о том, в чем же криминальная направленность, почему одни преступники, а другие нет?

c. Исправительная психология – взаимодействие сотрудников СИН и осужденных. Влияние наказания на личность осужденного, факторов, способствующих исправлению. Может называться исправительно-трудовой, пенитенциарная психология.

d. Судебная психология. Изучает закономерности правоисполнительной и правоприменительной деятельности.

i. Психология юридического труда. Изучение профессионально важных качеств (КВК), а также влияние проф деятельности юриста на его личность.

ii. Психология следственных действий. Изучает псих факторы, способствующие эффективности следственных действий.

iii. Судебно-психологическая экспертиза. Ее выделяют в отдельную область знаний, хотя это самостоятельно процессуальное действие. Занимается разработкой установления наличия или отсутствия психических явлений или причинно-следственной связи между ними, которые (явления и связи) имеют юридическое значение. Например, аффект.

iv. Психология судебного разбирательства. Изучает факторы, способствующие повышению эффективности судебного разбирательства. Больше всего внимания уделяется аргументации своей точки зрения, убедительности. Выделяют: специфична не психология, а процесс.

1. В гражданском процессе.

2. В уголовном процессе.

Поведение.Стимул => реакция. По такой схеме реализуются рефлексы, обычно они направлены на обеспечение жизнеспособности. Таким же образом функционируют условные рефлекс.

Инстинкты – сложные программы действий, которые реализуются при наличии специальных стимулов. Инстинкт самосохранения: бегство (один из вариантов бегства – это замирание), нападение.

Автоматизм – прочно сформированные навыки и умения, которые реализуются в ответ на специфический стимул, при этом отсутствует сознательный контроль. Например, при поднимании по лестнице.

Другая схема, которая подразумевает осознанность действий. Стимул =>восприятие стимула =>интерпретация полученной информации => формирование репертуара средств (что делать) => выбор средств (у многих дело заканчивается этим этапом, таких людей называют нерешительными) =>реакция => оценка результатов. Людей, которые проскакивают 1-4 этапы называют импульсивными. В зависимости от…эти процессы протекают в свернутом виде (экстремальная ситуация), более или менее осознанном виде. Есть некоторые люди, которые не обременены рефлексией (внутренний локус контроля – я за все отвечаю; внешний локус контроля – мне помешали, виноваты они).

Стимулы:

  1. Внешние.
    1. Физические
    2. Социальные (похвала, постановка задачи)
  2. Внутренние.
    1. Потребности

Пирамида потребностей Маслоу.

  1. Физиологические потребности (голод, продолжение рода).
  2. Потребности в безопасности. Отсутствие угрозы жизни, здоровью, будущему.
  3. Потребность в общении. Необходимость установления социальных контактов, чувства принадлежности к социальной группе, поддержки со стороны окружающих.
  4. Потребность в уважении, признании, самоутверждении.
  5. Потребность в самовыражении и самореализации. Реализация собственной личности в каком-либо виде деятельности, результатом, как правило, является какой-то продукт. Результатом является фраза: я прожил не зря.

Личность.

В личности выделяют триаду:

  1. Интеллектуальная сфера. Отвечает за обработку информации. Насколько развиты внимание, речь, воображение. Что и как я думаю.
  2. Эмоциональная сфера. Какие эмоции преобладают, как сменяют друг друга. Экзальтированный – тот, у кого резко меняются эмоции.
  3. Волевая сфера. Отвечает за контроль, организацию и управление поведением. Что и как я делаю.
  4. + Мотивационная сфера. Ведущие побуждения, стремления.
  5. +Нравственная сфера, в которой отражаются представления человека об имеющихся нормах, отношение человека к людям вообще, к добру и справедливости.
  6. +Самосознание. Это представление человека о себе. Отношение к себе.

01.10.07

Структура психических явлений.

Все псих явления можно разделить на процессы, состояния и свойства. Вся эти явления можно разделить на:

  1. Когнитивные (познавательные).
    1. Процессы.

i. Внимание.

ii. Память. Отвечает за хранение информации. Накаливает опыт.

iii. Ощущение.

iv. Восприятие. Отражает действительность при непосредственном взаимодействии с ней. Восприятие отличается от ощущения целостностью тех образов, которые возникают, и из полимодальностью. В образе восприятия интегрируются образы восприятия всех органов чувств.

v. Мышление. Помогает познавать и отражать реальность вне непосредственного взаимодействия с ней, предполагает оперирование образами, понятиями, вычленяя их из окружающей действительности. Насколько быстро протекает мыслительная операция, от этого зависит умный или глупый человек.

vi. Речь. Передача информации – чувства, намерения.

vii. Воображение. Позволяет создавать нечто новое, не виданное, иногда полезное.

В течение процессов возникают состояния.

    1. Состояния.

i. Сосредоточенность.

ii. Внимательность.

iii. Задумчивость.

    1. Свойства.

i. Способности

1. Общие. Интеллект; креативность; выносливость; самоконтроль; работоспособность.

2. Специальные.

  1. Эмоциональные.
    1. Процессы.

i. Эмоции. Отражают не столько сам и объект, сколько их оценку и отношение к ним. Это непосредственная реакция человека на происходящее. Эмоции различаются по интенсивности и модальности (положительные или отрицательные). Есть особенности относительно национального сознания. В русском языке оттенков отрицательных эмоций больше, это, правда, не означает, что мы испытываем больше отрицательных.

ii. Чувства. Более длительны по времени, устойчивы. Любовь, ненависть, совесть, долг.

    1. Состояния.

i. Аффект. Чаще всего с юридической точки зрения рассматривается как гневное состояние. С психологической – кратковременность течения, внезапность возникновения, бурность течения. Если радостный аффект, то это называется эйфория. Аффект гнева, для него характерна агрессия; помимо гнева может быть аффект страха – может проявляться замиранием либо состоянием паники).

ii. Депрессия. Окрашена эмоциями печали, грусти. Все плохо, жрать нечего, попса одна по ящику.. Мысли человека не дают ему из нее выйти. Для таких состояний характерна аффективная логика – люди склонны оперировать такими категориями все или ничего (если я не сделал хоть что-нибудь, значит, я не сделал ничего), из единичного случая формируется закономерность.

iii. Апатия. Ничего не хочу и не могу, отстаньте от меня все. Для клинической депрессии характерна депрессия с апатией вместе. Любое действие требует неимоверных усилий.

    1. Свойства.

i. Темперамент. Его особенности определяют, как протекают эмоции. Сила или слабость определяет, какой силы должна быть эмоция, чтобы возникла реакция. Подвижность определяет быстроту смены эмоций.

  1. Волвые.
    1. Процессы.

i. Волевые действия. Подразумевает, что для осуществляя=ения какой-либо реакции, нужно приложить волю. Чем меньше хочется, тем большее волевое усилие надо приложить.

    1. Состояния.

i. Напряженность.

    1. Свойства.

i. Характер. Особенно та его часть, которая отвечает за волевые качества. Которые обеспечивают результативность: целеустремленность (позволяет не упустить цель из виду), упорство (не упрямство), настойчивость (при решении задач). Самостоятельность и независимость. Это значит, что он автономен от других людей – делаю, что хочу. Исполнительность, дисциплинированность (человек меняет свое поведение и делает то, что ему предписывают правила), организованность (человек может распределить свои дела во времени и пространстве наилучшим образом) подразумевают действия в определенных рамках. Самообладание (сдерживание и контроль эмоциональных проявлений), выдержка (сопротивление воздействию из вне, не только эмоциональных, но и, например, шум), самоконтроль (позволяет изменять свое поведение при изменении среды).

В свойства также возможно отнести (не вписываются в классификацию когнитивных, эмоциональных, волевых) направленность – побуждения, мотивы, которые участвуют в целеполагании. Самосознание – помогает человеку менять свое поведение с учетов того, что происходит и того, что он из себя представляет.

Темперамент.Является врожденным, коррекции не подлежит. Но характер можно изменить, а характер в большей или в меньшей степени маскирует темперамент.

3 свойства.

  1. Сила.
  2. Уравновешенность
  3. Подвижность

Как правило, средних значений этих свойств у людей нет. Однако по опросникам можно получить средний бал. Это зависит от опросника и от способности объективной оценки себя.

Сильный тип – трудоспособность, выносливость (даже когда устал, хорошо работает), высокие пороги чувствительности (не замечает слабые воздействия), сильная сопротивляемость к сильным раздражителям.

Слабый тип – быстро утомляются (не сразу замечают признаки утомления, но как только заметили, то работать не способны), низкие пороги чувствительности (замечают шепот за спиной, косые взгляды, что способно вывести их из равновесия, понизить их трудоспособность), при сильных взаимодействиях вообще входят в ступор. За счет того, что они раньше видят опасность, они раньше начинают реагировать, меньше тратят на борьбу с ней.

Традиционная классификация темпераментов включает 4 типа, но есть еще 3 свойства.

Слабый тип всегда меланхолики. Остальные типы с сильной нервной системой.

В зависимости от того, уравновешенный (сдерживать проявления собственной активности) или неуравновешенный (преобладание возбуждения (легкость возникновения привычек определенным образом реагировать), преобладание торможения (редко, тяжело переходит к процессу реагирования, легко возникает привычка блокировать свое поведение в какой-то определенной ситуации).

Подвижность – скорость смены мыслей и т.п. Подвижный тип – сообразительные люди, быстрые движения, быстрая речь, легко несколько дел одновременно, легко меняется настроение. Инертный тип – медленнее реагируют, медленно работают и качественно, медленная смена эмоций.

Сильный, уравновешенный, инертный – флегматики.

Сильный, уравновешенный, подвижный – инертный.

Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения – халерики.

Любая типология – это схематизация.

Меланхолики.

Утомляемы, эмоционально неустойчивы, легко расстраиваются, обычно печально-спокойные, чувствительны к тому отношению, которые демонстрируют окружающие, очень привязаны к друзьям, большой круг друзей их утомляет, многое готовы сделать для своих друзей. Бороться с утомляемостью им помогают режимы труда (чаще отдых, много спит).

Халерики.

Агрессия, гнев, раздражение, вспыльчивость. Могут сначала обругать, а потом тут же спокойно работать. Способны мобилизировать свои силы для продуктивной работы. Работаю рывками.

Сангвиники.

Работоспособны, выносливы, жизнерадостны, общительны. Легко дают обещания, быстро их забывают, легкость отвлечения внимания, определенная поверхностность, из-за быстроты утомляемости страдает результат. Могут много говорить о разнообразном безотносительно того, слушают их или нет.

Флегматики.

Работоспособны, выносливы, непрошибаемые. По ним сложно увидеть, что они испытывают. Высокие пороги чувствительности. Флегматики не любят, когда их торопят. Ситуации, когда надо быстро принимать решения для них крайне травматичны. Они, не спеша, успевают.

Меланхоликам не надо приступать раньше, чем за 3-4 дня, иначе они устают, сдавать им надо в первых рядах, потому что могут перегореть. Холерики выучивают за 3 дня все, но тут же все забывают. Сангвиники способны поддерживать работоспособность, для них выгоднее готовиться в группе. Флегматики – чуть больше времени, рекомендуется идти в последних рядах.

Если речь идет о процессиях, связанных с общением с людьми, то наиболее предпочтительны сангвиники.

С техникой лучше всего работают флегматики и меланхолики, легче выполняют однообразную работу. Для флегматиков важно соответствие темпа. У меланхоликов дольше не возникает состояния монотонии – сбой от отсутствия разнообразных впечатлений.

Халерики способны принимать решения в экстремальных ситуациях.

08.10.07

Характер.

Характер – совокупность индивидуально-психологических особенностей, которые формируются в процессе деятельности и общения и проявляются в типичных для человека ситуациях. Характер имеет ядро, которое включает в себя особенности, обуславливающие формирование наших привычек. Сами они обусловлены темпераментом. На это ядро наслаиваются черты, которые воспитываются родителями и те, которые человек воспитывает сам. Третий слой – периферические свойства (редко проявляются, так как специфические ситуации, в которых они проявляются, возникают редко). Чем дальше от ядра находится качество, тем проще оно меняется. Изменение ядра может привести к непредсказуемым последствиям. Противоречивый характер – наличие 2 ядер в характер, которые к тому же содержат противоречия. Это переживается не только самим человеком, но и окружающих.

Акцентуации характера. Это как бы наличие отростка на ядре. Акцентуация – это крайний вариант нормы, это не патология. Но так как этой крайний вариант черт, который мешает человеку приспосабливаться к некоторым ситуациям, то от нее неплохо было бы избавиться. 2 классификации типов акцентуации

Классификация Личко

1. Гипертимный. Повышенное настроение, жизнерадостность, активность, выносливость, самостоятельность, независимы, инициативны. Недостатки в том, что они тяжело переносят ситуацию внешнего контроля (не умеют подчиняться). Негативное отношение к нормам. Творческий подход к делу.

2. Цикличный. Чередование периодов хорошего настроения и периодов пониженного настроения, при этом длительность каждого из периодов исчисляется неделями, а смена периодов происходит беспричинно. Требование активного поведения в фазе субдепрессивной фазе переносятся таким людьми сложно.

3. Лабильный. Очень легко меняется настроения. Трудно переносится, когда нет кого-нибудь рядом, чтобы утешить. Когда хорошего отношения достаточно, то все хорошо. Когда же его не хватает, то все сразу плохо. Это зеркало отношения к нему окружающих. Часто очень злопамятный, но не мстительный.

4. Астеничный (астено-невротический). Часто это те, кто в детстве много болеет. Мнительны, беспокоятся о своем здоровье, легко раздражаются, когда устают. Вспышки раздражения быстро угасают. У них часто пониженный фон настроения. Крайне редко бурно проявляют свои эмоции.

5. Сенсетивный. (у Леонгарда отсутствует). Повышенная чувствительность к происходящему. Застенчивы, не склонны проявлять инициативу в общении, отзывчивы, обладают выраженным чувством собственного достоинства, слабая уверенность в себе, развиты чувства долга, совести, легко возбуждаемое чувство вины. В силу чувствительности довольно обидчивы, но переживают это в себе. Самое тяжелое для них – это обвинение в неблаговидных поступках. Развивают в себе интуицию, которая помогает им понимать, что они из сеья представляют. Способны поддерживать отношения с теми, кто в отношении них совершает плохие поступки.

6. Психастеничный. (соответствует 6 и 7). Повышенная тревожность, беспокоятся по малейшему поводу. Больше всего его беспокоят вопросы будущего. Повышенная ответственность, с которой при этом не справляется. Педантичность – стремление сделать все как можно лучше. Проверка и перепроверка. Нерешительность, очень сложно принимает решение. Очень плохо относится к изменению плана.

7. Шизоидный. Не имеет отношения к шизофрении. Не сопереживают. Не понимают, что своими словами обижают человека. Погружены в свои фантазии, которые нередко заменяют им реальный мир, замкнутый круг общения, холодность. Оригинальный стиль мышления. Любимое занятие заменяет общение. Не общаются с малознакомыми людьми. Может просто послать, не зависимо от статуса человека. Единственный способ их разговорить – это спросить их об их хобби, о котором они будут говорить сами и долго. Отличаются эрудированностью, но не всегда их знания отличаются глубиной и пониманием.

8. Эпилептоидный. Не имеет отношения к эпилепсии. (Соответствует 8 и 9). По сравнению гипертимным, крайне тяжел для приспособлению к действительности. Мстительность, выносливость, упертость, упрямство, обостренное чувство справедливости. Тот, кто нарушил их интересы, должен быть наказан. Чем длиннее наказание, тем больше становится обида. Предпочитают авторитарный тип власти.

9. Истероидный. Ради внимания к себе готов на все. Необычная одежда. Привлечение внимания, чем угодно – умом и т.д. За исключением момента самолюбования, они вполне приятны. Из них получаются хорошие артисты. Врут так виртуозно, что сами начинают верить, что так и было. Склонны преувеличивать. Не любят преодолевать препятствия, приписывают себе чьи-то заслуги.

10. Неустойчивый. Неспособность сопротивляться соблазнам. Человек делает только то, что ему интересно. Достоинство – умеет развлекаться и получать удовольствие от жизни. Легко становятся зависимыми. Самое тяжелое для них – это отсутствие внешнего контроля из-за тяжести последствия отсутствия такого контроля. Очень легко идут на поводу. Легко относятся к ситуациям, в которых их контролируют.

11. Конформный. Самое главное для таких людей быть как все. Одевается так же как все, соблюдает правила, принятые в данной группе (к которой он хочет принадлежать). Самое сложное для него – переход из группы в группу, когда меняются правила поведения. Больше внимания обращают на форму правила нежели на его содержание.

Классификация Леонгард

1. Гипертимический (соответствует)

2. Циклотимический (соответствует)

3. Эмотивный. Легкая смена настроения.

4. Экзальтированный. Резкие перепады настроения. Амплитуда изменений значительно больше. Использование превосходных степеней.

5. Дистимический. (соответствует 4). Все время пониженный фон, независимо от утомляемости в отличие от астенического).

6. Тревожный.

7. Педантичный.

8. Возбудимый. Аффективные вспышки в ответ на критику, несогласие.

9. Застревающий. Зацикливании на идее, настроении. Злопамятны, мстительны.

10. Демонстративный. (соответствует 9)

15.10.07

Этапы:

I. Восприятие информации. Восприятие или игнорирование происходит по причинам наличия дефектов функционального состояния или строения органов чувств. Во-вторых, это зависит от порогов чувствительности. В-третьи, от избирательности внимания и восприятия. В-четвертых, от текущего психического состояния. В-пятых, от действия психологических защит. Наличие дефектов строения мешает или лишает человека возможности воспринимать информацию данной модальности. Если имеет место ослабление органа, это приводит к тому, что какая-то информация не воспринимается совсем или воспринимается искаженно. Нижний порог чувствительности – это минимальная сила раздражителя, которая улавливается органом. Верхний порог – максимальная сила раздражителя, которая воспринимается человеком как ощущения данной модальности. Превышение данной силы вызывает болевые ощущения. Воспринимаемая информация находится между этими пределами. При сильной нервной системе – эти пороги несколько выше (оба). Человек переносит более сильные, но не воспринимает более слабые. У лиц со слабой нервной системой – наоборот. Например, состояние утомления приводит к сужению диапазона воспринимаемой информации.

Внимание.Это познавательный психический процесс, который заключается в сосредоточении сознания человека на каком-либо объекте или деятельности. Внимание выполняет, своего рода, функцию фильтра информации, которая попадает к человеку. Это нужно человеку для того, чтобы сохранить свое психическое здоровье, потому что воспринимать всю информацию человек не способен. Свойства внимания:

1. Избирательность. Заключается в выделении значимого объекта, на котором и сосредотачивается человек.

2. Объем. Количество объектов, на которых человек может сосредоточиться одновременно. Объем равен 7 ± 2 объекта.

3. Устойчивость. Определяется количеством времени, в течение которого человек способен удерживать объект в поле своего сознания. Если в детстве – это секунды, то во взрослом состоянии – несколько минут. Обычно без применение волевого усилия – около 15 минут.

4. Концентрация (интенсивность). Определяется посредством измерения силы помех, которые человек способен игнорировать, сосредоточившись на данной деятельности или данном объекте.

5. Переключаемость. Количество времени, требуемое человеку для сознательного переноса внимания с одного объекта на другой.

На восприятие информации в большей степени влияет избирательность внимания и его объем.

Восприятие.Это познавательный психический процесс, который отражает окружающую действительность при непосредственном взаимодействии объектов с органами чувств. Свойства:

  1. Избирательность. Когда в одном объекте изображено 2, то человек в конкретный момент может видеть только одно. Избирательность заключается в том, что человек объединяет значимые для него элементы в один объект. Выбор объекта зависит от возраста, потребностей, опыта человека, а также сходства и взаиморасположения этих элементов.
  2. Целостность. Способность воспринимать часть и достраивать ее до целого объекта.
  3. Контрастность. Чем больше контраст между воспринимаемыми объектами, тем в большей степени мы склонны преувеличивать этот параметр у одного и преуменьшать у другого.
  4. Схематичность. В образе восприятия присутствуют обязательные признаки, по которым в дальнейшем человек узнает подобные предметы.

На этапе восприятия информации наибольшее влияние оказывает его избирательность, какие элементы существенные, а какие – второстепенные.

На восприятие влияет психическое состояние: стеничные и астеничные. Эмоции могут менять фокус внимания. Человек в состоянии депрессии склонен думать только о плохом. Человек в состоянии тревоги склонен замечать исключительно то, что может вызывать у него страх и тревогу.

Психологические защиты. Нужны человеку, чтобы сохранить целостность его психики. Обычно имеют место тогда, когда происходит что-то негативное, травмирующее человека. Бывают:

  1. Отрицание. Человек отрицает сам факт того, что это событие имело место.
  2. Вытеснение. Речь не столько о событии, сколько о тех мыслях и эмоциях, которые человек испытывал. «Ничего страшного не произошло». В качестве минуса этой защиты выступает то, что человек беспричинно испытывает те эмоции, которые были замещены.
  3. Регрессия. Когда в проблемной ситуации человек ведет себя как ребенок.
  4. Проекция. Человек приписывает свои мысли, переживания другому. Часто является причиной конфликтов или, скорее, тем фактором, который усугубляет ситуацию.
  5. Рационализация. Когда произошедшему находится подходящее объяснение. Чем серьезнее проблема, тем надуманнее объяснение.
  6. Замещение. Выражение своих негативных чувств на доступный объект.
  7. Сублимация. Фрейд: это перевод энергии сексуального влечения в русло какой-либо творческой деятельности. Например, совет гневным людям заняться в период гнева всем тем, что они откладывали на потом.

Вытеснение и отрицание имеют наибольшее значение для восприятия, так как блокируют восприятие информации.

II. Обработка информация.

Фактор, влияющий на обработку информации, - произвольность (способность начинать, контролировать и заканчивать процесс). Во-вторых, зависит от скорости протекания процессов. Чрезмерная скорость всегда сопряжена с ошибками. Обработка всегда связана с подвижностью. В-третьих, зависит от свойств восприятия. Именно они обусловливают определенные иллюзии и искажения при обработке информации. Гамезо и Дорошенко «Атлас психологии» - масса примеров зрительных иллюзий. В-четвертых, зависит от сформированности качеств, обусловливающих производительность памяти. В-пятых, зависит от уровня развития воображения, уровня общих способностей (выносливость, самоконтроль, работоспособность, интеллект, креативность). Далее, текущее психическое состояние и психологические установки.

Память.Это познавательный психический процесс, который заключается в запоминании, хранении и воспроизведении полученной информации. Т.е. 3 операции составляют память + четвертая – забывание. Свойства памяти:

  1. Объем. Т.е. количество информации, которую человек способен запомнить за ограниченный период времени. Если речь идет об очень кратком периоде времени, то обычно человек способен запомнить 7 ± 2 объекта.
  2. Быстрота.
  3. Точность. Когда воспринятая информация воспроизводится в том же виде, что и была воспринята.
  4. Прочность (длительность хранения). По времени хранения память делят на:
    1. Оперативную (на время выполнения задачи).
    2. Кратковременная (срок хранения – несколько часов, недель).
    3. Долговременная (несколько лет).
  5. Готовность к воспроизведению. Количество времени, которое требуется, чтобы найти нужную информацию и выдать результат.

22.10.07

Мышление – это познавательный психический процесс, который заключается в выделении существенных признаков объектов, а также связей между ними.

Типы мышления:

1. Предметное. Установка связей между различными предметами.

2. Образное. Основные операции проводятся над образами различных объектов, что требует от человека представлений в уме предмета.

3. Понятийное или абстрактное мышление. Объектами такого мышления уже являются не предметы, а понятия. Это гораздо сложнее, так как понятия обычно не имеют реального воплощения в жизни.

Операции:

1. Анализ. Выделение существенных признаков конкретного объекта.

2. Синтез. Обратный процесс.

3. Сравнение. Оценка объектов по какому-то параметру.

4. Обобщение. Нахождение существенного признака для целой группы объектов.

5. Классификация. Разделение объектов на группы по какому-то признаку.

Особенности мышления:

1. Сообразительность (быстрота ума). Сформированность определяется временем, за которое человек находит правильное решения задачи. Разница между импульсивностью и сообразительность в правильности ответа. Сообразительность часто присутствует у людей с подвижной нервной системой.

2. Гибкость. Количество разных вариантов решения одной и той же задачи.

3. Глубина. Определяется степенью проникновения в суть проблемы.

4. Широта ума. Определяется количеством сфер знаний, которые человек может использовать для решения данной задачи.

5. Самостоятельность. Способность человека использовать имеющиеся знания, как свои, так и чужие, для решения задач.

6. Пытливость. Стремление найти наилучшее решение данной проблемы.

Воображение.

Это психический процесс, который заключается в создании новых объектов. Уровень развития воображения обычно определяется оригинальностью создаваемых человеком объектов. Способы создания новых объектов:

1. Преувеличение или преуменьшение какого-либо признака объекта. Это часто делается при дружеском шарже.

2. Добавление одного объекта элементами другого.

3. Соединение объектов. Кентавр, Пегас.

4. Соединение элементов объектов.

Наши рекомендации