Материальные и духовные факторы развития общества
В общественной жизни материальные и духовные факторы взаимосвязаны. Материальные факторы - это материальное производство. Идеальные факторы - это отражение объективных процессов в головах людей. Будучи производными от материальных факторов, идеальные имеют относительную самостоятельность и оказывают огромное обратное воздействие на материальную сторону жизни общества. Люди в состоянии не только адекватно отражать в своих представлениях ход развития материальных процессов, но и предвосхищать их, опережать в своих прогнозах развитие материальных процессов и этим определять динамику их направленности, корректировать и находить конкретные, более приемлемые формы их реализации.
Это сложное взаимодействие материальных и идеальных факторов раскрывается в понятии социального детерминизма. Оно говорит о том, что в обществе разные социальные процессы невозможно реконструировать и объяснить, используя понятия жесткой причинно-следственной зависимости. В обществе действуют нелинейные зависимости, в которых связь объективного и субъективного является более сложной, чей просто порождение одного другим.
Материальная сторона общественной жизни в социальной философии выражается понятием общественного бытия.
Общественное бытие характеризует реальный процесс жизни людей, материальную основу их жизни, объективную сторону общественных отношений. В, это понятие включается производство материальных благ и форма этого производства - производственные отношения, распределение и разделение труда и трудовых ресурсов, распределение, обмен и потребление произведенных продуктов, взаимодействие общества с природой и преобразованные трудовой деятельностью продукты природы.
Духовная сторона общественной жизни объясняется понятием общественного сознания. Это понятие включает в себя все стороны духовной жизни общества: производство идей, осмысление материальных процессов, самовоспроизводство. Общественное сознание имеет сложную структуру:
1. Экономическое.
2. Политическое.
3. Правовое.
4. Религиозное.
5. Философское.
6. Эстетическое и этическое.
Все эти элементы структуры общественного сознания представляются его формами. Они находятся в тесном взаимодействии и единстве.
По глубине и специфике отражения действительности общественное сознание делится на 1. Научное. 2. Обыденное.
Первое ориентировано на вскрытие глубинных, сущностных законов бытия, второе отражает только внешнюю сторону общественной жизни, является выражением индивидуального жизненного опыта человека.
Общественное сознание дифференцированно отражает и бытие общества с точки зрения разных социальных образований, слоев населения, социальных групп, классов и сословий. Такое отражение называется общественной идеологией. Любой человек, будучи включенным в ту или иную социальную структуру, является носителем ее социальных и политических ценностей и идеалов. Поэтому отражение общественного бытия обусловлено его идеологическими позициями. В отличие от общественной идеологии, существует и такая форма отражения общественного бытия, как общественная психология. Она не тождественна ни теоретическому научному отражению действительности, ни обыденному общественному сознанию. Общественная психология содержит в себе выражение чувств и переживаний людей в связи с их оценкой разных сторон общественной жизни. Это эмоциональная характеристика общественного сознания. Она характеризует психологический настрой людей, чувства удовлетворения общественным порядком или недовольство им. Часто в массовых общественных движениях психология толпы как выражение общественной психологии является решающим фактором разных социальных катаклизмов, восстаний, беспорядков, бунтов, революций и путчей. В этом плане история развития общества может объясняться и как история метаморфоз общественной психологии, лежащей в основе действий толпы. Но, конечно же, за этими эмоциональными психическими состояниями лежат коренные материальные интересы, которые просто не отражаются общественной психологией.