Материальные и духовные факторы развития общества

В общественной жизни материальные и духов­ные факторы взаимосвязаны. Материальные фак­торы - это материальное производство. Идеальные факторы - это отражение объективных процессов в головах людей. Будучи производными от матери­альных факторов, идеальные имеют относительную самостоятельность и оказывают огромное обратное воздействие на материальную сторону жизни обще­ства. Люди в состоянии не только адекватно отра­жать в своих представлениях ход развития матери­альных процессов, но и предвосхищать их, опере­жать в своих прогнозах развитие материальных процессов и этим определять динамику их направ­ленности, корректировать и находить конкретные, более приемлемые формы их реализации.

Это сложное взаимодействие материальных и иде­альных факторов раскрывается в понятии социаль­ного детерминизма. Оно говорит о том, что в обще­стве разные социальные процессы невозможно ре­конструировать и объяснить, используя понятия жесткой причинно-следственной зависимости. В обществе действуют нелинейные зависимости, в кото­рых связь объективного и субъективного является более сложной, чей просто порождение одного дру­гим.

Материальная сторона общественной жизни в со­циальной философии выражается понятием обще­ственного бытия.

Общественное бытие характеризует реальный про­цесс жизни людей, материальную основу их жиз­ни, объективную сторону общественных отношений. В, это понятие включается производство материаль­ных благ и форма этого производства - производ­ственные отношения, распределение и разделение труда и трудовых ресурсов, распределение, обмен и потребление произведенных продуктов, взаимодей­ствие общества с природой и преобразованные тру­довой деятельностью продукты природы.

Духовная сторона общественной жизни объясня­ется понятием общественного сознания. Это поня­тие включает в себя все стороны духовной жизни общества: производство идей, осмысление матери­альных процессов, самовоспроизводство. Обществен­ное сознание имеет сложную структуру:

1. Экономическое.

2. Политическое.

3. Правовое.

4. Религиозное.

5. Философское.

6. Эстетическое и этическое.

Все эти элементы структуры общественного со­знания представляются его формами. Они находят­ся в тесном взаимодействии и единстве.

По глубине и специфике отражения действитель­ности общественное сознание делится на 1. Научное. 2. Обыденное.

Первое ориентировано на вскрытие глубинных, сущностных законов бытия, второе отражает толь­ко внешнюю сторону общественной жизни, являет­ся выражением индивидуального жизненного опы­та человека.

Общественное сознание дифференцированно отра­жает и бытие общества с точки зрения разных соци­альных образований, слоев населения, социальных групп, классов и сословий. Такое отражение назы­вается общественной идеологией. Любой человек, будучи включенным в ту или иную социальную струк­туру, является носителем ее социальных и полити­ческих ценностей и идеалов. Поэтому отражение об­щественного бытия обусловлено его идеологически­ми позициями. В отличие от общественной идеологии, существует и такая форма отражения общественно­го бытия, как общественная психология. Она не тождественна ни теоретическому научному отраже­нию действительности, ни обыденному общественному сознанию. Общественная психология содержит в себе выражение чувств и переживаний людей в связи с их оценкой разных сторон общественной жизни. Это эмоциональная характеристика обще­ственного сознания. Она характеризует психологи­ческий настрой людей, чувства удовлетворения об­щественным порядком или недовольство им. Часто в массовых общественных движениях психология толпы как выражение общественной психологии яв­ляется решающим фактором разных социальных катаклизмов, восстаний, беспорядков, бунтов, ре­волюций и путчей. В этом плане история развития общества может объясняться и как история мета­морфоз общественной психологии, лежащей в ос­нове действий толпы. Но, конечно же, за этими эмоциональными психическими состояниями лежат коренные материальные интересы, которые просто не отражаются общественной психологией.

Наши рекомендации