Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
Методическое обеспечение
3.1.1. Методические указания по освоению дисциплины
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
При подготовке к семинарскому занятию студенту рекомендуется не просто заучивать идеи и положения рекомендуемых работ, а представлять самого себя как носителя рассматриваемых прав. Как он представляет себе свои права, и как он будет отстаивать их в случае возникновения угроз? Аргументация во всех случаях доказательной и убедительной. Всячески приветствуются и поощряются попытки студентов самостоятельно найти и ознакомиться с литературой, не значащейся в данной программе.
3.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы
Каждый студент имеет возможность пользоваться методическими рекомендациями по подготовке к практическим занятиям, иметь список литературы по каждой теме и советами преподавателя обращать внимание на те или иные проблемы каждой темы.
Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценки
Текущий (внутри семестровый) контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий и включает в себя оценку самостоятельной работы и работы на семинарских занятиях: устный и письменный опросы, выполнения индивидуальных заданий. Посещение всех учебных занятий, предусмотренных учебным планом по дисциплине, является обязательным. Посещение студентов меньшего количества занятий, чем 70% лекций и 80% семинарских и практических занятий по дисциплине рассматривается как невыполнение требований обязательной программы по дисциплине.
Промежуточная аттестация имеет целью оценку учебной деятельности и качество освоения студентом дисциплины. Она может быть проведена по итогам текущего контроля успеваемости и учебной работы студента: результатам выполнения практических заданий к семинарам, на основе представленных рефератов, докладов, выступлений на семинарских занятиях.
Зачёт проводится по окончании изучения дисциплины в объёме, установленном программой учебной дисциплины. Форма зачёта - устная или письменная. К сдаче зачёта допускаются студенты, выполнившие все требования программы по данной дисциплине.
На зачёте проверяется:
· степень овладения теоретическим материалом дисциплины;
· характер усвоения базовых категорий дисциплины;
· умение анализировать и сопоставлять различные взгляды и идейно-теоретические позиции;
· способность формулировать самостоятельные выводы
Ответ студента оценивается «положительно» (зачет) в случае, когда он удовлетворяет всем следующим критериям:
1) свидетельствует о правильном понимании студентом вопросов экзаменационного билета, является исчерпывающим, т.е. охватывает все существенные аспекты раскрываемого вопроса;
2) в нем полно отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросу экзаменационного билета;
Ответ оценивается «неудовлетворительно» в случае, когда он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:
1) не соответствует вопросу экзаменационного билета;
2) является неправильным в целом и (или) содержит, в основном, ошибочные положения;
3) не раскрыты основные понятия, относящиеся к предмету вопроса экзаменационного билета;
4) не отражены существующие в зарубежной и отечественной политической науке теоретические подходы, относящиеся к вопросу экзаменационного билета.
Примерные темы для докладов и рефератов
1. Становление института прав и свобод человека
2. Европейская философия прав и свобод человека Философия прав человека Североамериканской революции XVIII века.
3. Марксистская концепция прав и свобод человека.
4. Современная концепция прав и свобод человека
5. Всеобщая Декларация прав человека иее значение.
6. Международные пакты о правах человека.
7. Континентальные и региональные системы защиты прав человека (по отдельности).
8. Философия Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
9. Европейская Социальная хартия.
10. Американская декларация прав и обязанностей человека.
11. Американская конвенция о правах человека.
12. Африканская хартия о правах человека и народов. Акты, хартии и конвенции ОБСЕ.
13. Специальные соглашения по правам человека
14. Классификация и международные измерения прав человека
15. Система прав человека на жизнь
16. Право на собственность.
17. Право каждого человека на честь, репутацию и частную жизнь.
18. Право на жизнь и смертная казнь.
19. Система прав человека на свободу
20. Возможные случаи ограничения свободы человека.
21. Свобода слова. Условия ограничения свободы слова и информации
22. Система прав человека на равенство
23. Равенство и справедливость.
24. Дополнительные права женщин и детей
25. Права работников наемного труда .
26. Права рабочих-мигрантов и их семей на защиту и помощь.
27. Права и свободы человека в экстремальных условиях.
28. Права народов на мир и на самозащиту
29. Права народов, относящихся к этническим, культурным, религиозным и лингвистическим меньшинствам.
30. Философия «четвертого поколение» прав человека.
31. Национальные средства защиты прав человека.
32. Формы общественного контроля над соблюдением прав и свобод человека.
33. Институт омбудсмена.
34. Международная система защиты прав человека.
35. Роль ООН в защите прав и свобод человека.
36. Континентальные и региональные системы защиты прав человека.
37. Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека.
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу
1. Права и свободы человека в системах ценностей народов и обществ.
2. Соотношение прав и обязанностей человека
3. Значение науки прав человека в политической социализации человека.
4. Стороны прав и обязанностей человека
5. Границы прав и свобод человека
6. Становление института прав и свобод человека
7. Европейская философия прав и свобод человека
8. Философия прав и свобод Североамериканской революции XVIII века.
9. Марксистская концепция прав и свобод человека.
10. Современная концепция прав и свобод человека
11. Права и обязанности человека в их современном понимании. Правовые основы и процедуры
12. Всеобщая Декларация прав человека и ее значение.
13. Международные пакты о правах человека (по отдельности).
14. Континентальные и региональные соглашения (по отдельности).
15. Философия Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
16. Европейская Социальная хартия.
17. Американская декларация прав и обязанностей человека.
18. Американская конвенция о правах человека.
19. Африканская хартия о правах человека и народов.
20. Акты, хартии и конвенции ОБСЕ.
21. Специальные соглашения по правам человека
22. Классификация и международные измерения прав человека
23. Система прав человека на жизнь
24. Право на собственность.
25. Право человека на честь, репутацию и частную жизнь.
26. Право на жизнь и смертная казнь.
27. Система прав человека на свободу
28. Возможные случаи ограничения свободы человека.
29. Свобода слова. Условия ограничения свободы слова и информации
30. Система прав человека на равенство
31. Равенство и справедливость.
32. Дополнительные права женщин
33. Специфика прав детей
34. Права работников наемного труда .
35. Права рабочих-мигрантов и их семей на защиту и помощь.
36. Права и свободы человека в экстремальных условиях.
37. Права народов на мир и на самозащиту
38. Права народов, относящихся к этническим, культурным, религиозным и лингвистическим меньшинствам.
39. Права человечества как целостности
40. Философия «четвертого поколение» прав человека.
41. Национальные средства защиты прав человека.
42. Формы общественного контроля над соблюдением прав и свобод человека.
43. Институт омбудсмена.
44. Международная система защиты прав человека.
45. Роль ООН в защите прав и свобод человека.
46. Континентальные и региональные системы защиты прав человека.
47. Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека.
48. Институты защиты прав человека ОАГ и ОАЕ-АС
Вопросы для самоконтроля качества подготовки студентов по дисциплине
К теме 1
1. Что такое права и свободы человека?
2. Почему права человека связываются с его достоинством?
3. Как, по Вашему мнению, можно добиться уважительного отношения членов общества к правам и свободам друг друга?
4. Как Вам видится роль образования в этом процессе?
5. Установите соотношение между правами и свободами человека
6. Кто является субъектами прав и свобод?
7. Как Вы понимаете известную формулу «разрешено все, что не запрещено законом»?
8. Какое влияние оказывают системы общественных ценностей на понимание прав, свобод и обязанностей человека?
9. Покажите это на примерах России и других стран.
10. Чем вы объясните наличие перечней обязанностей в соглашениях стран Африки и Америки и отсутствие его в международных Пактах?
К теме 2
1. Как формировались первые представления человека о своем статусе в мире и в обществе, о своих правах и свободах?
2. Как изменился статус человека с образованием государства?
3. Расскажите о первых законах, определявших права и обязанности человека.
5. Постарайтесь установить влияние религиозных верований на решение проблемы прав и свобод человека.
6. Как религия влияет на понимание статуса человека?
7. Когда начинают формироваться современные взгляды на права и свободы человека?
8. Расскажите о взглядах Гроция, Локка и Пуффенфендорфа на права человека и народов.
9. Какое влияние оказала Американская революция XVIII века на формирование теории прав человека?
10. Что Вы знаете о «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции?
11. Какие аспекты прав человека развиты Гегелем, Кантом и Марксом?
12. Какую роль сыграли социальные революции XIX – XX вв. в развитии теории и практики прав и свобод человека?
К теме 3
1. Какие события ХХ века способствовали принятию ныне действующих соглашений о правах человека?
2. Проанализируйте содержание Всеобщей декларации прав человека.
3. Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека?
4. Почему вместо одного запланированного Пакта было принято два?
5. Расскажите о каждом из этих Пактов.
6. Как Вы представляете себе Международный билль о правах человека?
7. Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в защите прав и свобод человека?
8. Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека. Назовите ее составляющие.
9. Как складывалась американская система защиты прав человека?
10. Что Вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов? Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода?
К теме 4
1. По каким критериям классифицируются права и свободы человека?
2. Установите общее и отличное между правами человека и правами гражданина.
3. Какое содержание вкладывается в понятие «поколение прав человека»?
4. Сколько «поколений прав человека» вы знаете?
5. Назовите международно-принятые категории прав и свобод человека.
6. Чем, по Вашему мнению, отличаются права абсолютные и неотъемлемые от прав относительных и прогрессивных?
7. Что Вы понимаете под международными измерениями прав человека?
8. Для чего подобные измерения необходимы и как они устанавливаются?
9. Как Вам видятся перспективы расширения прав человека и содержания каждого права?
К теме 5
1. Каково содержание понятия «право человека на жизнь»?
2. Когда, по Вашему мнению, начинается и завершается действие этого права?
3. Перечислите конкретные формы отрицания права человека на жизнь.
4. Какая практика именуется геноцидом?
5. Что необходимо человеку для жизни в чести и достоинстве?
6. Как Вы понимаете «право человека на труд»?
7. Расскажите о праве человека на личную и семейную жизнь.
8. Как международные соглашения трактуют право на собственность? Что Вы понимаете под правом человека на собственность?
9. Что понимается под правом на интеллектуальную собственность?
10. Расскажите о Вашем отношении к проблеме эвтаназии.
11. Как, по Вашему мнению, согласуется право человека на жизнь с правовым лишением ее путем смертной казни?
12. Изложите доводы сторонников и противников смертной казни.
К теме 6
1. В каком соотношении находятся понятия «право человека на жизнь» и «свобода»?
2. Перечислите основные проявления свободы человека.
3. Проведите различия в философском и в правовом понимании свободы человека.
4. Каковы основные формы несвободы человека? Как международное сообщество борется с ними?
5. Расскажите о праве на самоуправление и о его значении для индивидуума и групп людей.
6. Как вы понимаете свободу совести? Как она трактуется в международных соглашениях о правах человека?
7. Приведите примеры нарушения свободы совести.
К теме 7
1.Объясните природу равенства и неравенства людей.
2. Каковы причины неравенства людей?
3. Перечислите известные Вам проявления неравенства людей.
4. Что понимается под дискриминацией человека?
5. Охарактеризуйте современные формы дискриминации человека.
6. В чем причины дискриминации по признаку пола?
7. Что собой представляет расовая дискриминация?
8. Что такое апартеид и почему необходима борьба с ним?
9. Как Вы понимаете право на справедливость?
10. Как Вам видится общество, основанное на справедливости?
К теме 8
1. В чем Вы видите причины зависимости и дискредитации женщин?
2. Каковы объективные и субъективные факторы, ведущие к неравноправию женщины в общественной жизни?
3. Приведите наглядные примеры неравноправия женщины в обществе.
4. Как Вам видятся пути обеспечения подлинного равноправия людей, независимо от пола?
5. Почему эмансипация женщины не всегда ведет к ее равноправию в обществе?
6. Какие международные соглашения о правах женщин Вам известны? Расскажите о них.
7. В чем, по Вашему мнению, состоит специфика прав ребенка?
8. Что Вы знаете о правах ребенка? Как они реализуются?
9. Изложите основные положения конвенции «О правах ребенка».
К теме 9
1. Как вы понимаете право человека на труд?
2. Какие условия труда считаются справедливыми и благоприятными?
3. Что такое «принудительный труд» и почему с ним необходимо бороться?
4. Какое вознаграждение за труд считается достойным и своевременным?
5. Что понимается под правом на равное вознаграждение за труд?
6. Почему работники должны обладать правом на ассоциации, коллективные договора, забастовки и стачки?
7. Как и в каких условиях может реализоваться право на труд людей подросткового возраста?
8. Что Вы понимаете под правом человека на социальное обеспечение?
9. В чем Вы видите взаимосвязь между трудовой активностью человека и его обеспечением в период после ухода на заслуженный отдых?
К теме 10
1. Какие условия считаются экстремальными или чрезвычайными?
2. Какие международные соглашения регулируют права и свободы людей в чрезвычайных ситуациях?
3. Что Вы знаете о Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним?
4. В чем, по Вашему мнению, состоит специфика прав и свобод военнослужащих?
5. Как охраняются права и свободы гражданского населения в зонах военных действий?
6. Перечислите круг прав беженцев и перемещенных лиц.
7. Какими правами обладают лица без государственности?
8. Расскажите о правах иностранцев и лиц с двойным гражданством.
9. Что Вы знаете о правах лиц, временно изолированных от общества?
10. Как и в каком объеме реализуются права лиц с физическими изъянами?
К теме 11
1. Раскройте содержание понятий «народ» и «население».
2. Назовите фундаментальные права народов.
3. Как следует понимать права народов на равенство, самоопределение и суверенитет?
4. Расскажите о праве народа на выражение своей воли.
5. Как Вы понимаете право народов на мир и самозащиту?
6. В каких международных соглашениях закреплены фундаментальные права народов?
7. Какие народы считаются разделенными, и какими правами эти народы обладают?
8. Каковы критерии отнесения людей к этническим, лингвистическим, религиозным, культурным и иным меньшинствам?
9. Можете ли Вы установить различия между местными (коренными) народами и людьми, относящимися к этническим и иным меньшинствам?
10. Что Вы понимаете под правами человечества? Перечислите их и раскройте их содержание.
К теме 12
1. Какова природа прав человечества?
2. Как Вы понимаете «право человека, общества и человечества на развитие»?
3. Расскажите о содержании декларации ООН «О праве на развитие».
4. Какие объективные и субъективные трудности, по Вашему мнению, существуют на пути реализации данного права?
5. Что понимается под правом на благоприятный международный порядок»?
6. Чем обусловлено право человека и человечества на мир и безопасность?
7. Как Вам видятся пути утверждения нового международного порядка?
8. Какое содержание Вы вкладываете в «право на чистоту окружающей среды»?
9. Какие международные соглашения гарантируют это право?
К теме 13
1. Какая существует связь между правом и средствами защиты прав?
2. Назовите институты гражданского общества по защите прав человека.
3. Расскажите о роли институтов государства по защите прав человека.
4. Каково назначение международных институтов защиты прав человека?
5. Перечислите основания и нормы обращения в эти институты.
6. Что вы знаете о европейских институтах защиты прав человека?
7. Расскажите о деятельности Европейского Суда по правам человека.
8. Какие институты аналогичного типа существуют на других континентах мира?
9. Какую роль играет ООН в защите прав и свобод человека?
10. В какие институты по защите прав человека Вы вправе обращаться и при каких условиях?
Обеспечение учебной дисциплины
По учебной дисциплине имеется учебник, написанный исполнителем спецкурса. На РС кафедры и Центра изучения прав человека и народов имеются подборки в электронном варианте всех международных соглашений по правам человека на русском и английском языках.
Кадровое обеспечение
3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий
В соответствии с требованиями Образовательного стандарта СПбГУ по уровню образования, учебно-вспомогательный персонал должен иметь образование в соответствии с квалификационными требованиями. Занятия со студентами проводят признанные в стране специалисты по правам человека, активно исследующие данную проблему и имеющие соответствующие публикации.