Аспекты психологического понятия риска
В настоящее время риск как общенаучное понятие активно проникает из специально-научной области в практику, связанную с прогнозированием. Во множестве экономических, политических, личностных ситуаций человек сталкивается с возможностью отрицательных последствий в той или иной области своей деятельности, эту возможность он стремится оценить, чтобы минимизировать риск. Методика вероятностной оценки нежелательного исхода событий, будучи хорошо разработанной, не является вместе с тем единственной, поскольку исходит из перебора случайных факторови их сочетаний. Обнаруживая в человеческой жизни определенные закономерные связи и тенденции, мы предпринимаем анализ ситуаций риска в ином плане, в аспекте их содержания и механизмов.
Понятие риска включает в себя перспективу некоторого исхода ситуации, который зависит от ряда факторов и содержит свойство нежелательности. Являясь прогностической оценкой ситуации, понятие риска не просто описывает, но предписывает некоторое ее понимание, представляет собой нормативно-оценочную категорию. В данном своем качестве риск представляет собой свойство человеческой деятельности и общения, а также с необходимостью есть продукт самооценки человека. Из этого вытекает возможность психологического исследования риска, когда ситуация риска рассматривается как процедура принятия решения в условиях неопределенности. Исключение из психологического анализа тех ситуаций, которые обусловлены природными событиями, является, на наш взгляд, проблематичным2, поскольку и в таких ситуациях риск связан с действиями субъекта, с его оценкой
1 См.: Рузавин Г.И. Вероятность//Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 79. В анализе соотношения риска, неопределенности и вероятности мы опираемся на идеи этого автора.
2 См.: Солнцева Г.Н. Определение неопределенности // Управление риском. 1997. №2. С. 22.
Раздел III. Прикладные исследования
положения дел. Так, наблюдение извержения вулкана с помощью космического спутника сводит риск к нулю, в то время как нахождение в зоне прохождения лавы увеличивает риск до предела. Выбор точки наблюдения в данном случае оказывается средством управления субъективным риском. В отличие от автора упомянутой статьи мы не считаем, что риск полностью редуцируем к оценке, что его смысл исчерпывается предварительной прогностической функцией, имеющей отношение к стадии организации и планирования действия. Не только высказывание типа «данное решение может привести к рискованным последствиям», но и высказывание типа «данное решение было рискованным» является осмысленным и правомерным. Психологический аспект связан не только с оценочностью, но в первую очередь с тем, как весь набор качеств субъекта определяет возможность рассогласования цели и результата в негативном направлении.
Так, способность субъекта к анализу ситуации снижает вероятность риска. Субъект формирует представление о результате будущего действия путем конкретизации цели, «проигрывания» влияния всего набора внешних факторов на представление о цели и результате и фиксирует итог такого «мыслительного эксперимента» в качестве образа возможного будущего. При этом субъект учитывает свой опыт действия в аналогичных ситуациях и рассматривает его как историко-эмпирическую базу принятия решения. Возможность достижения цели субъект оценивает опосредствованно, с помощью оценки достоверности собственных знаний, правильности рассуждений по поводу всей структуры собственной деятельности. Учитывая степень когнитивного овладения ситуацией риска в форме оценки неопределенности ситуации, субъект приступает к действию, отсрочивает или вообще отказывается от него. Возможности человека по анализу и учету ситуации объективно ограничены его перцептивными и мыслительными способностями, а также уровнем научного исследования деятельности, разнообразием представлений о ее структуре.
Мы уже показывали, как из представления о структуре деятельности как единства цели, средств и результата выводится несколько источников внутренней неопределенности. Для этого можно использовать и другие представления, например трехуровневую че-тырехкомпонентную модель деятельности, согласно которой источником неопределенности может быть когнитивный компонент,
Глава 18. Теория социальных технологий: возможности и границы
выражающий отдельные свойства и характеристики реальности, свойства целостных объектов или явлений, а также их связи и отношения. Содержание субъективного опыта может быть источником неопределенности в случае отсутствия необходимых для прогнозирования ситуации знаний, умений или навыков. Мотив деятельности и цель отдельного действия также составляют внутренние источники неопределенности. И наконец, операционная составляющая деятельности - планы, стратегия и тактика - еще один фактор неопределенности. Знание источников субъективной неопределенности позволит правильно оценить риск и управлять им.
Можно говорить по крайней мере о двух основных направлениях исследования риска, во-первых, как позитивной личностной и социальной стратегии, во-вторых, как стратегии деструктивного поведения. В рамках первого подхода риск рассматривается как форма человеческой самореализации, стремления к творчеству, в целом перспективной ориентации, преодолевающей ограниченность наличного состояния (В.А. Петровский). С этим соседствует понимание риска как неизбежного средства достижения успеха, вообще мотивационной основы деятельности (Д. Макклеланд, Дж. Аткинсон). Риск может представлять собой проявление человеческой свободы, спонтанности, соседствует с игрой (К. Роджерс). В данном контексте исследуется процесс оценки субъектом вероятности успеха, того, как осуществляется процедура оценки, какие факторы обусловливают ее достоверность или адекватность. Исходя из общего представления об оценке как результате сопоставления оцениваемого с некоторым образцом исследователь риска сталкивается с трудностями описания как того, так и другого. Дело в том, что объект оценки не дан непосредственно, но присутствует в мыслительной процедуре в форме проекта возможного будущего. Образец, заимствованный из аналогичной (но всегда несколько иной) ситуации, сначала должен быть сам правильно оценен на основе общей системы ценностей, а затем адаптирован к настоящей ситуации. При этом если в оценке приоритет отдается образцу, то существует риск неоправданной редукции настоящей ситуации к той, из которой заимствуется образец. Если образец просто приспосабливается к цели, то утрачивается нормативный смысл всей процедуры. Ее сложность, таким образом, превращает оценку просто в некоторое уточнение цели.
396 Раздел III. Прикладные исследования
Человек приступает к действию, как следует из статистической теории решений, если вероятность успеха больше 0,5 (0,62, по В. Лефевру, является критерием принятия решения). Однако для психологии значимы другие факторы, в частности значимость успеха или неуспеха будущего действия (оценка цели). Если ценность возможного успеха высока, то субъект готов рисковать, опуская критерий принятия решения ниже 0,62. Критерий также может быть снижен, если плата за неуспех невысока. Однако в ситуациях, где негативные последствия много значат для человека, критерий принятия решения повышается, его действия оцениваются как более осторожные. Важным фактором является субъективная оценка затрат на достижение желаемого результата (оценка средств деятельности). Чем выше затраты на действие, тем выше критерий принятия решения о его необходимости.
В рамках второго подхода анализируется образ личности, в котором склонность к риску играет фундаментальную роль и находится на грани деструктивности. Люди всегда самоопределяются по отношению к рисковым стратегиям деятельности и выбирают ту или иную степень риска в зависимости от ряда факторов. Человек, рискующий по любому поводу и без повода, пусть даже он порой достигает выдающихся результатов, в целом представляет собой аномальную личность. Поведенческую стратегию, в основе которой лежит фактор риска, рассматривают как тип личностного расстройства1. Нередко с этим типом личности связано представление о риске как о самопожертвовании, подвиге, альтруистическом поведении вообще (В. Франкл). Это расстройство может выражаться в агрессивности, маскирующей «хрупкое Я»2, или в ее оборотной стороне — виктимности, неумышленной склонности к роли жертвы3. При этом риск выступает как выражение отказа от собственной стратегии и делегирование принятия решения другому. Здесь же привлекается представление о риске как о компенсации эмоционального голода, азарте, отклоняющемся поведении в целом4.
1 См.: Катан Г., Седок Б, Клиническая психиатрия. М., 1994.
2 См.: Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности. М., 1998.
3 См.: The Borderline Syndrome ; М. Stone (ed). N.Y., 1980.
4 См.: Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.
Глава 18. Теория социальных технологий: возможности и границы
Рациональность или иррациональность выбора является предметом исследования когнитивной психологии. Вместе с тем мы хотели бы привлечь внимание к тем междисциплинарным подходам, расположенным на стыке когнитивной психологии и экономики. Они представлены, вчастности, в работах Дж. Маршака и К. Эрроу1. Именно труды Маршака стали главным связующим звеном между формальными разработками Дж. фон Неймана и О. Моргенштерна, оказавшими огромное воздействие на экономическую теорию, с одной стороны, и экспериментальными работами когнитивных психологов2 - с другой. В данном контексте предпринимается попытка понять внутренний механизм принятия экономических решений в терминах когнитивной психологии. Предполагается, что полное использование доступной информации (в частности, наблюдаемой корреляции, полученной предположительно на основании прошлого опыта) является проявлением рациональности. Рациональный индивид в состоянии обнаружить любую корреляцию, которую вообще можно вывести из имеющихся данных. Это означает, что он исчерпывающим образом оценивает перспективы рискованной ситуации или рискованного решения, если ему представлена полная информация о них. Однако это никак не снимает вопроса о рациональной оценке самой полноты информации, так как субъект никогда не имеет абсолютно полного знания об объекте.
Психология риска рассматривает ситуации риска и рисковые стратегии в связи со всей совокупностью личностных качеств (когнитивных, аффективных, аксиологических). Оценивая человеческое поведение в терминах риска, исследователь должен отдавать себе отчет в том, что его теоретические и методологические средства также содержат скрытые предпосылки, определяющие диагностику и прогнозирование. Перед гуманитарными науками, таким образом, стоит проблема не простого применения известных концептуальных ресурсов к новой проблематике, но междисциплинарного синтеза, в ходе которого должен быть выработан адекватный категориальный аппарат системного анализа риска.
Системный подход содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения, в основе которой лежит поиск
1 См.: Arrow К. Essays in the Theory of Risk-Bearing. Amsterdam ; L., 1970.
2 См.: Decision and Organization. A volume in Honor of Jacob Marschak. Amsterdam ;L., 1972.
Раздел III. Прикладные исследования
конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей. Реализация этой функции обычно связана с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е. изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сопоставление. Кроме того, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько абстрактных расчленений. При этом критерием обоснованности выбора типа абстрагирования может служить то, насколько в результате удается построить «единицу анализа» (теоретическую модель), которая в достаточно простой форме фиксирует целостные свойства объекта, его структуру и динамику1. В дальнейшем мы предпримем попытку системного построения элементарной модели на основе анализа понятия «страховой случай».
Сущность системного подхода в исследовании ситуаций риска заключается в том, что деятельность личности, общества и государства по минимизации рисков рассматривается как открытая динамическая система в совокупности ее важнейших внутренних и внешних взаимосвязей с целью нахождения путей оптимизации этой системы. Риск, являясь системным феноменом в смысле взаимосвязи и многообразия факторов, лежащих в его основе, одновременно представляет собой предмет междисциплинарного исследования, в котором объединяются усилия специалистов по искусственному интеллекту, проблемам управления, системному анализу, экономике, психологии, философии.