В. Библия и общественные обычаи в Новом Завете
Как только мы приступаем к миру новозаветного периода, миру Римской империи, то общественно-политическое положение настолько усложняется, что сама точность библейских авторов подвергается очень строгому испытанию. Например, политические разделения Малой Азии, представленные в Новом Завете, соответствуют разделениям, описанным римским географом Плинием. Фригния, Галатия, Ликаония, Киликия, Памфилия, Писидия, Азия, Мисия, Вифиния, — все они признаны Плинием и современными археологами как политически отдельные округи этой части Римской империи.
Разные регионы Палестины, представленные в Новом Завете, точно соответствуют политическому положению первого столетия н. э. и не относятся ни к каким другим периодам истории. Иудея, Самария, Галилей, Трохония, Итурея, Авилиния и Десятиградие — все они в это время признаны как политически отдельные регионы такими внешними источниками, как записи Плиния, Страбона и Иосифа Флавия, а эти источники подтверждены многими археологическими данными: монетами и надписями. Благодаря всему этому, обманщику было бы очень трудно обманывать, оставаясь не уличенным другими.
1) Согласно всему нам известному об этом периоде из внешних источников, Евангельские записи о жизни Христа дышат воздухом первостолетней Палестины. Мы встречаем людей того времени: семью Ирода, иудеев, галилеян, греков, римлян, самарян, солдат, мытарей, земледельцев, рыболовов, нищих, прокаженных. Мы встречаем религиозные группы того времени: фарисеев, саддукеев, иродиан, зилотов, раввинов и обыкновенных "спокойных" людей. Мы слышим, как обсуждались богословские вопросы того времени: "Должны ли евреи платить подать кесарю? Действительно ли воскресение? Какое повеление самое важное? Можно ли мужу развестись с женой по любой причине?". Мы читаем о еврейских праздниках того времени: о Пасхе, Поставлении кущей, празднике Обновления. В Новом Завете мы находим достоверные упоминания о еврейских обрядах очищения и похорон, о брачном праздновании, о религиозных процедурах в синагоге, о законах свидетельства при встрече синедриона, об овцеводческих методах пастухов и т. д.
2) В беседе о точности Нового Завета нееврейский историк Лука заслуживает особенного внимания. Более всех новозаветных авторов Лука пытался описать новозаветный мир в полном контексте истории Римской империи. Он начинает свое Евангелие в грандиозном стиле выдающегося греческого историка Фукидида: "В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовласт-ником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахо-нитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне" (Лук. 3:1—2).
Среди всех новозаветных авторов только Лука упоминает определенных римских императоров: Августа, Тиверия, Клавдия и Нерона, хотя последнего он не называет по имени. Он также упоминает некоторых римских правителей: Квириния, Пилата, Сергия Павла, Галлиона, Феликса, Феста. Он говорит о трех Иродах (Великом, Антипе, Агриппе), о Веренике, Друзилле, Анне, Каиафе, Анании, Гамалииле, самом выдающемся еврейском раввине того времени. Как отметил Ф. Ф. Брюс: "Автор, связывающий повествование с более широким контекстом истории мира, навлекает на себя беду, если он неосторожен. Он предоставляет критическим читателям множество возможностей для испытания его точности". [F. F. Bruce, The New Testament Documents: Are they Reliable? (Grand Rapids: Eerdmans, 1965), стр. 82.]
На протяжении минувших двух столетий точность Луки была подтверждена много раз, поэтому можно смело сказать, что каждый раз, когда возникает несогласие между ним и каким-то внешним источником, приходится поверить Луке.
Например, в поддержку Луки мы знаем, что в первом столетии н. э. в Иерусалиме была синагога Либертинцев (Деян. 6:9); что в то время в Эфиопии была династия цариц (Деян. 8:27); что население Ликаонии говорило старой родной речью (Деян. 14:11); что в то время, как апостол Павел находился в Коринфе, Галлион был проконсулом в Ахаии (Деян. 18:12); что в Коринфе существовала еврейская синагога (Деян. 18:4—7); что афиняне любили проводить время в бесполезной беседе и ставили жертвенники неведомым богам (Деян. 17:21—23); что корабли с зерном плыли из Александрии, Египта, под ветром Крита, останавливались в Кауде и Мальте и разгружались в Путеоле (Деян. 27—28).
Лука понимал сложную политическую терминологию, которой пользовались в восточных регионах Римской империи. Он знал, что Сергий Павел был проконсулом на Кипре, не прокуратором (Деян. 13:7); что греческим словом "мерис" пользовались для отметки политического округа (Деян. 16:12); что город Эфес называли "служителем великой богини Артемиды" (Деян. 19:35); что эфесские чиновники назывались "асийскими" (Деян. 19:31); что главные судьи в Фессалониках назывались "политархами" (Деян. 17:6, 8); что судьи в Филиппах назывались "просторами", а их слуги — "ликторами" (Деян. 16:20, 35); что римского правителя в Мальте называли "начальником острова", по-латински: Melitensium primus (Деян. 28:7).
В Деяниях апостолов 14:8—14 Лука говорит, что Павел исцелил человека в городе Листре, который находился в провинции Ликаонии. Народ тут же был готов поклониться Павлу и Варнаве, назвав их Зевсом и Гермесом. Из многих табличек, посвященных этим богам, мы знаем, что они были покровителями города. Но чем объяснить увлечение священников Зевса, которых Павел с Варнавой с большим трудом удержали от жертвоприношения в их честь? Ответ мы находим в том что согласно древнему рассказу эти два бога в человеческом облике однажды посетили Листру. Когда лишь два горожанина вышли на встречу им, разгневавшиеся боги превратили город в озеро и всех его жителей — в рыб. Из этого ясно, почему жители Листры не хотели повторить ошибку непринятия небесных посетителей.
В Деяниях апостолов 14:6 Лука сообщает, что Павел и Варнава оставив Иконию, "удалились в ликаонские города, Листру и Дервию". Это имеет то значение, что Листра и Дервия находились в округе Ликаонии, а не город Икония, как утверждается другим первостолетним автором, Цицероном. Это несогласие часто приводили в доказательство недостоверности Луки. Однако в 1910 году Ульям Рамсей открыл памятник в Малой Азии, подтверждающий тот факт, что Икония считалась фригийским, не ликаонским, городом. Этим он оправдал Луку. Рамсей признал, что такие открытия изменили его оценку исторической достотверности Луки. [William Ramsey, St. Paul the Traveler and the Roman Citizen (Grand Rapids: Baker, 1962), стр. 7—8.]
3) Информация в посланиях апостола Павла повторяется в других внешних источниках. Его описание города Коринфа, в особенности, соответствует действительности, так как в Римской империи этот город был известен как центр порочности и развращенности (1 Кор. 6:9—11). Слово "коринфизировать" служило синонимом понятию сексуальной распущенности. Были открыты "торги", подобные упомянутому в Первом послании к коринфянам 10:25. Греческие папирусные документы того времени пишут о "трапезе господина Серапия", что соответствует упоминанию апостолом о "трапезе бесовской" (1 Кор. 10:21).
Упоминание Павла об этнархе (т. е. областном правителе) царя Ареты в Дамаске (2 Кор. 11:32) был подтверждено открытиями, доказавшими, что он действительно управлял между 35 и 40 годами н. э. Многие заявления в Посланиях к галатам и к римлянам близко соответствуют выражениям, используемым в первом веке н. э. при принятии и освобождении рабов. Упоминание Павлом "преграды (стены)", разделяющей иудеев и язычников, вероятно оказывается точным описанием физической реальности, ибо было обнаружено заграждение вокруг еврейского храма с предостережениями о смерти нарушителям правил.
4) Книга Откровения затрагивает некоторые моменты мировой истории. Например, особенная монета, относящаяся ко времени императора Веспасиана, представляет Рим в виде женщины, сидящей на семи холмах, — точный символ, использованный Иоанном Богословом (Откр. 17:9). Часто употребляли буквы алфавита как цифры и это, быть может, проливает свет на номер 666 в Откровении 13:18. В Помпеях, Италия, на одной стене были нацарапаны слова: "Я люблю девушку, чей номер 545". Плиний Старший ( в "Естественной истории") подтверждает утверждение, что нежелательных людей высылали на остров Патмос (Откр. 1:9).
Известным центром идолопоклонства был город Пергам, в котором находились храмы Зевса, Афины, Аполлона и Асклепия, а также место поклонения императору. Все это соответствует описанию Иоанном Богословом города, как места, "где престол сатаны" (Откр. 2:13). Недалико от Лаодикии были горячие источники. Она была банковским центром и была известна за то, что в ней можно было получить глазную мазь. Все эти факты объясняют утверждение Иоанна Богослова, что верующие там были "ни холодны, ни горячи, бедны и слепы" (Откр. 3:15—17).