Иер. 31. Пророчество о спасении и о Новом Завете

В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращенная к израильтянам (1-22 стт.), иудеям (23-26 стт.), к тем и другим (стт. 27-40) о спасении их от ассирийско-вавилонского плена, о возвращении к обетованной земле и благоугодной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит тогда, когда Господь заключит с ним Новый Завет, вечный, духовный и вселенский, который завершит действие Ветхого Завета и заменит его.

Стт. 15-16. "Тал говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет" (ст. 15).

Пророчество это рассматривается как типологическое и как мессианское.

1. Рахиль - жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка она названа матерью всех израильтян, так как колено ефремово было самое многочисленное из северных племен, почему и северное царство часто называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юге от Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на севере от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, которые пришлось испытать израильтянам во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач ее был слышен в Раме.

Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: "Так говорит Господь; удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой,- говорит Господь, -и возвратятся они из земли неприятельской" (16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, Рахиль должна позабыть свое великое горе, связанное с лишением и разлукой с детьми и должна утешиться, так как они благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таков исторический смысл пророчества.

Как мессианское пророчество рассматривает стт. 15-16 евангелист Матфей, который видит в них предсказание о избиении Иродом вифлеемских младенцев. (Мф. 2, 17-18) - читать.

Связь между этими событиями состоит в следующем: так как вообще весь народ израильский был прообразом Мессии ("Раб Господень" - Ис.), так и отдельные события из его истории прообразовали отдельные события из времен Мессии. В частности, событие пленения израильтян имеет много сходного с событием избиения вифлиемских младенцев, так что первое событие служит прообразом второго. Оба эти события были великими бедствиями дли еврейского народа: во время ассирийского нашествия множество израильтян погибло и было уведено в плен; при Ироде, который хотел убить Богомладенца Христа, много погибло невинных вифлеемских младенцев. Но как ассирийский плен не истребил израильтян, так и Господь Иисус Христос остался невредимым от меча Ирода.

31, 31-34. - Пророчество об установлении Нового Завета и качествах его: "Вот наступают дни — говорит Господь,- когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет,- не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ним" (стт. 31-32).

Так от имени Самого Бога пророк возвещает об установлении Нового Завета, который будет не таким, каким был Ветхий Завет, заключенный между Богом и еврейским народом на горе Синае. Члены Ветхого Завета не устояли в союзе с Богом и нарушили Его, за что и были отвергнуты Богом. Взамен нарушенного (синайского) Завета Господь заключит Новый Завет, который в отличие от прежнего будет вечным.

Далее о Новом Завете пророк говорит: "Вот 3авет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, - говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его и буду им Богом, а они будут Моим народом" (ст. 33).

Вторым существенным отличием Нового Завета от Ветхого будет то, что Новый Завет будет духовным: заповеди его будут начертаны не на каменных скрижалях, но в сердцах и мыслях людей

Ветхозаветный люди находились под влиянием первородного греха, вследствие чего их ослабленные естественные силы: помраченный ум и огрубевшее сердце, не могли воспринимать высокие истины Божии, содержащиеся в Законе и исполнять их. Твердый материал - камень, употребленный для начертания ветхозаветных заповедей, соответствовал такому грубому и жестоковыйному состоянию ветхозаветного человека. Призываемые к исполнению заповедей ветхозаветные люди напрягли все свои силы под страхом наказания Божия за нарушение закона, но исполнить его полностью они все же не могли и через это только познали свою греховность (Рим. 7, 14-24). Пророк предсказывает, что вступившие в Новый Завет будут иметь законы начертанными в своих сердцах и мыслях, т.е. божественные предписания будут как бы отождествляться у них с самим внутренним их существом (сердцем, умом и волей), так что предписания нового закона будут легко исполняться облагодатствованным человеком по собственному побуждению и желанию, а не по внешнему принуждению.

Изложенное в 31, 33 пророчество повторяется в 32, 39; "И дам им новый путь (жизни) и новое сердце, чтобы они боялись Меня во все дни жизни на благо им самим и потомкам их". Здесь с еще большей ясностью выражена мысль о духовности Нового Завета, которую пророк возвестил выше в 31, 33. Мысль о том, что людям будет дано новое сердце, надо понимать в том смысле, что в природе их произойдет глубокая внутренняя перемена - члены Нового Завета будут возрождены духовно, получат благодать Святого Духа.

Исполнение этого пророчества можно ясно видеть из Евангелия и Посланий Свв. Апостолов. В Новом Завете христиане Святым Духом делаются "новой тварью во Христе" (2 Кор.5, 17; Гал. 6, 15). Воспринимая духа Божия в таинствах ради искупительных заслуг Христа Спасителя, они получают особую благодать, новую силу, которая укрепляет веру и нравственные силы новозаветного человека (1 Ин. 2, 20, 27; 2 Кор. 1, 21-22).

Ст. 34 продолжает раскрытие мысли пророчества о временах Нового Завета: "И уже не будут учить друг друга, брат - брата и говорить: "познайте Господа", все сами будут знать Меня, от малого до большого,- говорит Господь,- потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более".

В первой половине стиха выражается не та мысль, что в новозаветное время сделается ненужным взаимное научение истинному богопознанию, а предъизображается та истина, что в христианское время людям с облагодатствованными способностями и силами легко будет познать Бога и исполнять Его святую волю.

Третье важное отличие Нового Завета, выраженное в 34 ст., состоит в том, что его членам будет даровано полное прощение грехов: "Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более". Этими словами указывается на возможность новозаветного человека очищаться от своих грехов в таинствах крещения и покаяния, после чего человек избавляется от сознания своей отчужденности от Бога, производимой грехом. Бог для него становится любящим Отцом, идущим навстречу уверовавшему в свое спасение человеку.

Плач ИЕРЕМИИ

Наши рекомендации