Хвала и поклонение в Новом Завете

А сейчас я хочу взять данный принцип и приме­нить его так, чтобы вас воодушевить. Я общался со многими людьми, достаточно тщательно изучавшими Библию на предмет хвалы и поклонения, и частенько их мнение было таково: « Жаль, что в Новом Завете так мало написано о хвале и поклонении. Кажется, что в большинстве случаев, чтобы узнать о хвале и покло­нении, нам приходится обращаться к Ветхому Завету. Почему в Новом Завете не сказано побольше?» Каза­лось, что Иоанна 4:23-24 - самое большое библейское откровение о поклонении, а кроме этого стиха упоми­нания хвалы и поклонения в Новом Завете, похоже, не особо многочисленны.

До этого момента. Мы знаем, что в Новом Завете есть, что сказать о молитве. Но если слово «молитва» зачастую используется в общем смысле для описа­ния хвалы и поклонения, тогда не стоит ли нам пред­положить, что под словом «молитва» в Новом Завете часто обсуждаются «хвала и поклонение»? Давайте проверим.

Деяния 2:42 описывает четыре грани жизни ново­заветной церкви: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Мы видим, что один из акцентов «боль­шой четверки» был на «молитвах». И вот, мне сложно представить тех первых верующих, усевшихся круж­ком и передающих молитвенные просьбы, молящихся за нужды друг друга, а потом расходящихся по домам. У них просто обязательно должно было быть и бурное прославление и поклонение! Слово «молитва» означает именно это. Мы должны обрести новый образ новоза­ветной церкви - хвала и поклонение были в числе их основных дел.

Деяния 6:4 открывает две грани апостольского фокуса: «А мы постоянно пребудем в молитве и слу­жении слова». Слово «молитва» вновь используется в общем смысле. В своей повседневной жизни апостолы в приоритетном порядке расставляли хвалу, поклоне­ние, благодарность, ходатайство - все формы молитвы. Я прямо слышу, как апостол Петр говорит: «Если я не успею подготовить материалы к семинару, если на этой неделе я не успею навестить всех больных, если не смогу ответить на все звонки, то одно должен сделать обязательно: главное, я должен провести время пред лицом Иисуса, чтобы прославлять Его, преклоняться пред Ним, взывать к Нему, быть с Ним». Это было и есть абсолютный приоритет для всех церковных лидеров.

Хвала и поклонение, и Иисус

Теперь можно задать еще один заковыристый вопрос: «Почему в Евангелиях так мало сказано о том, как Иисус проявляет себя в хвале и поклонении?» Если вы когда-нибудь задавались подобным вопросом, то уверен, поймете мой тезис из этой главы - потому что жизнь Иисуса была наполнена хвалой и поклонением. В Евангелиях часто говорится, что Иисус молился, а в слово «молитва» входят понятия хвалы и поклонения.

Когда авторы Евангелий описывают молитвенную жизнь Иисуса, мы часто обнаруживаем, что Он уходил в уединенное место помолиться в одиночестве. У меня очень богатое воображение, поэтому я тут же пред­ставляю Иисуса, молящимся в безлюдных пустынных местах. Картина, рождающаяся в моей голове, - мое собственное творение. Но давай, я все равно тебе ее опишу, потому что ты, может быть, представлял себе нечто подобное этому стереотипу. Иисус молится. Его одежды белее снега (не понимаю почему, ведь Он в очень сухом, пыльном уголке пустыни, но, несмотря ни на что, - это сияющая белизна). Он сидит и Его оде­яние струится вниз, покрывая Его стопы. Прямо слева от Него камень (кто из вас видит камень?). Над головой Его красиво мерцает практически невидимый нимб. Его руки сложены в молитве. Он кротко молится, почти шепотом. Улавливаете картину? И вот, что говорит Иисус: «Отец, благослови Мой день. Помоги правильно учить Моих учеников. Удержи Меня от лукавого. Дай сил на сегодняшние испытания. Аминь».

Возлюбленные, я думаю, что эта картинка моля­щегося Иисуса далека от реальности. Когда Иисус молился, то делал намного больше, чем просто озву­чивал свои просьбы и ходатайства. Он ликовал от счастья, радуясь своему Отцу. Он славил открыто и без стыда, возвышая Свой голос в благоговении и сла­вословии. Когда Иисус разговаривал со Своим Отцом, летели искры. В Его взаимоотношениях с Отцом было столько эмоций и близости, что ученики упрашивали Его научить их молиться точно также.

Поклонение основывается на взаимоотношениях. Чем больше вы знаете Бога, тем глубже будет ваше пок­лонение. И никто не знал Отца так, как Иисус. Иисус был величайшим поклонником всех времен и народов.

Молитвенный арсенал Иисуса

Это мое личное убеждение: одна из причин, почему Иисус тяготел к уединенным местам для молитвы, - таким образом Он мог молиться, «ни в чем себе не отказывая». В уединении Иисус отводил душу, исполь­зуя весь свой молитвенный арсенал, все виды молитвы. Автор послания к Евреям запечатлел такой момент молитвенной жизни Иисуса: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моле­ния Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7). Молитвенной жизни Иисуса были не чужды вопли, слезы, - все на полную громкость - полный арсенал выражения чувств.

Чтобы наша молитвенная жизнь не была пустой и неуравновешенной, мы, как и Иисус, должны использовать весь молитвенный арсенал - от ходатайства до ликования, от рыданий до смеха, от хвалы до поклонения, от танцев до коленопреклонения, от воплей до молчаливого раздумья.

Кто-то сказал: «Но Иисус-то никогда не танцевал!» Да ну? Библия говорит, что Иисус был помазан елеем радости, более чем кто-либо из нас когда-либо испы­тает (Евр. 1:9). И как, по-вашему, Иисус мог подавить всю эту радость? Не могу представить, что Он думал: «Не буду танцевать, не буду танцевать. Нет, Я ведь Мессия, Мне нельзя поддаваться сейчас. Давай, кон­тролируй Себя, соберись, возьми Себя в руки. Нужно сдержать радость, они же наблюдают». У Иисуса не было пунктиков, мучающих нас с вами. Он был полно­стью свободен быть Самим Собой. Абсолютно свобо­ден вести себя искренне и не наигранно в присутствии Своего Отца. Танцевал ли когда-нибудь Иисус? Может, картинку в вашем воображении надо чуть-чуть оживить.

Как у Иисуса могли быть проблемы с танцем как проявлением хвалы, если он призывал нас танцевать в дни испытаний? В стихе «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь» (Лк.6:23), слово «возвеселитесь» в оригинале значит «прыгать от радости». Разве вы не понимаете, что Иисус - это совершенное олицетворе­ние Псалмов?

Проверьте

Эта глава стала бы слишком длинной, реши я пока­зать, как в Новом Завете слово «молитва» открывает новые грани великолепной истины, если его рассмат­ривать как описание полного спектра разнообразных выражений чувств. Но мне бы хотелось раззадорить твой аппетит, чтобы тебе захотелось самостоятельно взяться за это изучение.

Обязательно изучи призыв Святого Духа быть «благоразумными и бодрствовать в молитвах» (1 Петра 4:7). Бодрствование - важный элемент во всех прояв­лениях молитвы. Судя по Посланию к Колоссянам 4:2, каждую молитву также должно сопровождать благода­рение. Прочтите повнимательней Иакова 5:16: «Много может усиленная молитва праведного». Поразмысли о восхитительных возможностях таких вариантов: «Много может усиленная хвалаправедного». «Много может усиленное поклонениеправедного». «Много могут усиленные воплиправедного».

В Иакова 5:16 используется греческое слово «energeo» - работать, от которого происходит наше существительное «энергия». Буквально, Иаков гово­рит: «С Господом ваше поклонение обладает энергией. Ваша хвала работает». Книга Откровений учит нас, что молитвы обладают накапливающим эффектом пред Богом. Как говорится в Откровении 8:3-5, наши молитвы собираются в кадильницу, и Господь в свое время поворачивается и приказывает одному из Своих ангелов: «Возьми вот ту кадильницу с молитвами и опрокинь ее на землю». Когда кадильница достигает земли, начинаются взрывы, громы и молнии, и земле­трясения. Это образ отвеченной молитвы. Даже если кажется, что от твоих молитв нет никакого эффекта, не сдавайся, продолжай наполнять свою кадильницу на небесах. Однажды, годы накопительных молитв вдруг будут собраны в кулак, направленный против твер­дыни, и великолепная победа вдруг будет одержана. Что сможет сделать неверующий муж, когда Бог трес­нет его по голове двадцатью годами добросовестных молитв его жены?

У меня действительно больше нет места, чтобы дальше исследовать эту тему. Я искренне надеюсь, что вы используете этот «ключик» для обновленного пони­мания молитвы, хвалы и поклонения в Новом Завете.

Поклонение и ходатайство

Слишком долго мы отделяли молитву от хвалы и поклонение от ходатайства. То, что Бог явно осущест­вляет сегодня в теле Христовом, - пробуждение нового понимания, как использовать хвалу и поклонение, чтобы усилить ходатайство.

За последние годы Бог использовал многие служе­ния, чтобы призвать тело Христово к молитве. Загляни в христианский магазин и посмотри на все ресурсы, связанные с темой молитвы. Скорее всего, они зани­мают целый проход - книги о молитве, рабочие тет­ради по молитве, молитвенные дневники, молитвенные календари, плакаты с молитвами, журналы о молитве, библейские курсы о молитве, видео-кассеты о молитве, будильники с молитвой, открытки и наклейки с молит­вами. Просто рай для молитвенного воина.

Бог также призывает тело Христово обновить свой взгляд на хвалу и поклонение. Посмотри отдел хвалы и поклонения в христианском магазине. У них есть книги о поклонении, рабочие тетради о поклонении, видео о поклонении, изучения о поклонении на кассетах, кас­сеты с хвалою, CD с хвалою, плакаты о том, как вести поклонение, футболки со славословиями, ленточки со славословиями для детей, тамбурины, флаги, детские раскраски о хвале и поклонении и т.д.

Я написал об этом с шутливой нотой, однако Бог действительно изменил образ Своей Церкви за пос­ледние годы благодаря голосам, призывавшим нас молиться и поклоняться. Но однажды Святой Дух ясно сказал мне, что звучат не две ноты (как если бы молитва и хвала звучали отдельно друг от друга). Труба выдает лишь один звук. Сейчас Святой Дух призывает к одному - чтобы братья и сестры нацелили свой дух на лик Божий.

Глава 12

Оттенки поклонения

Когда мы лицом к лицу с Господом, Он хочет, чтобы наше поклонение было не однообразным, а мно­гоплановым и в то же время цельным. Таким, как оно описано во многих его проявлениях в Писании.

Поклонение сродни многогранному драгоценному камню, сияние которого одновременно льется в разных направлениях. Существует множество настроений или элементов, которые я бы назвал «ингредиентами» в поклонении. Также, как радугу можно назвать раду­гой, только когда в ней есть все цвета, так и поклоне­ние поместного собрания уравновешено только когда в этом поклонении присутствует все многообразие составляющих его оттенков. В этой главе мне бы хоте­лось перечислить восемь ингредиентов поклонения, существенно необходимых, если мы жаждем показать поклонникам Господа дорогу к полному спектру биб­лейских способов самовыражения перед Ним. Эти составляющие поклонения также работают и во время личного общения с Богом.

Превозношение

Распахнув сердца и руки, мы жаждем превозносить и восхищаться величием Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа. Песни такого типа, как «Я тебя превоз­ношу» и «Наш Бог - всемогущий Бог» расширяют наш словарный запас для восхваления Его Величества. По сути, превозношение - ключ тональности небесного поклонения.

Некоторым церквям еще предстоит научиться, как превозносить Господа всем вместе. В таких местах, когда заканчиваются хлопки и инструменты отложены в сторону, кажется, что ничего не осталось. Под музы­кальным шумом нет глубины. В таких случаях, церкви необходимо научиться тому, как погружаться в глубины превозношения.

Когда мы превозносим Господа, мы не делаем Бога больше, чем Он уже есть. Но вспомните увеличитель­ное стекло - оно позволяет нам лучше увидеть детали. Когда мы превозносим Господа, мы обретаем более четкое понимание того, кто Он есть на самом деле.

Бог - не эгоцентрист, сидящий на небесах в ожидании, пока мы начнем раздувать Его образ. Бог превознесен превыше небес, признаем мы это или нет. Он не нуждается в превозношении - это нам, нам самим, нужно превозносить Его. Но ты не можешь превозносить Бога и при этом сохранять «собственное достоинство». Единственный способ превознести Господа, - это смириться самому.

Близость отношений

Иисус пришел, чтобы вернуть нам близость нашего Отца. Поклонение - это язык любви, пылкие чувства спасенных святых, «по уши влюбившихся» в Иисуса. Помазанные музыканты и поэты создали множество песен, помогающих нам выразить свою любовь к Гос­поду: «Я люблю тебя, Господь», «В такие минуты, как эта» и многие другие.

Может быть, самым главным обвинением против американской церкви служит то, что мы забыли свою первую любовь. Любви противостоит не ненависть, а апатия. Живя в комфортных условиях нашего обще­ства, я обнаружил, что должен постоянно вырываться из приближающихся щупалец апатии и вялости. Мы призваны быть «раскаленными добела» в своей любви к Иисусу, ходить меж «огнистых камней» явного при­сутствия Божия в нашем служении Всевышнему (Иез. 28:14).

А тебе удалось влюбиться сегодня заново в Иисуса?

Хотя я до крайности ценю сладкую близость с Иисусом, но позволь напомнить, что это лишь один из восьми ингредиентов. Некоторые группы прославле­ния так сконцентрировались на сладкозвучных песнях о близости с Господом, что практически исключили любые другие составляющие поклонения. Но близость становится полнее, когда она находится в одном ряду с другими ингредиентами поклонения. Например с таким, как празднование.

Празднование

Сегодня у нас праздник, Церковь! Снимай ногу с тормоза, давай с разгона праздновать воскресе­ние Христа! Тут в голову приходят такие песни, как «Отпразднуй Христа» и «Ты - моя защита». Хвала - это взрыв громких аплодисментов великому Богу. Или, как сказал один верующий, хвала - это «полный улет» от Иисуса.

Однако некоторые церкви не знают, как праздно­вать. Может быть, грандиозность того, что они спа­сены, еще не произвела впечатления на них. Апостол Павел молился, чтоб «просветились очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной славы Его» (Еф. 1:18-19). Возьмите эти слова в свой дух, и вы будете праздновать!

Кто-то предложил: «Давайте немножко поспо­койнее. Мы же не хотим отпугнуть тех, кто может не понять». Народ Божий, послушайте: нечестие и зло все больше нарастают вокруг нас, и нам нужна сила, которую дает именно радость в Господе. Поэтому, брат, поэтому, сестра, учись праздновать - в последние дни это станет способом выживания.

А теперь, слово для баланса. Когда поклоняются всем собранием, нужно чувствовать «общую дина­мику». Есть время праздновать, а есть время для тихого благоговения. Не празднуй так, чтобы внимание с Гос­пода переключалось на тебя. Научись ликовать с боль­шинством, но научись также и останавливаться, когда видишь, что настроение собрания начало меняться.

Провозглашение

Возможно, это самая неправильно понимаемая часть поклонения. Провозглашением мы заявляем о величии и добродетели Бога в присутствии третьего лица. Например, песни «Велик Господь» и «Что за Богу служим мы» поются как заявления, провозглашая всем в зоне слышимости, что мы думаем об Иисусе. Прос­тым провозглашением имени Господа во время службы высвобождается невероятная мощь. Когда мы поем «Я - Господь, исцеляющий тебя», наше пение выходит за пределы музыки, превращаясь в рычаг усиления владычества Царства.

Псалом 65:8 увещевает: «Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему». Хвала не будет таковой, пока мы ее не провозгласим, не выразим словами.

Не так давно мы учили ходить на горшок нашего младшенького сына Майкла. Если бы у нас были только одобрительные мысли, когда он наложил в горшок, то мы бы далеко не продвинулись. Но вы бы нас слы­шали! Мы хлопали, подбадривали, кричали «ура». Вот это хвала!

Однажды кто-то предложил: «Давайте перестанем петь песни обИисусе и начнем петь дляИисуса». Но петь об Иисусе - это тоже соответствует Библии. Апос­тол Павел убеждает нас: «Назидайте самих себяпсал­мами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф. 5:19). Израильтяне ежедневно пересказывали друг другу вот это предложение: «Господь благ, ибо вовек милость Его».

При таком большом количестве новых песен, кото­рыми сегодня может воспользоваться церковь, очень важно смотреть, какие песни мы выбираем петь всем собранием. Выбранные песни определяют, какие истины о Боге мы провозгласим. В конечном счете, то, что мы говорим о Господе в наших песнях, становится тем, что лучше всего запоминается и принимается как взрослыми, так и детьми.

Когда поешь некоторые песни, неуместно закры­вать глаза. Как-нибудь попробуй вот это: открой глаза, повернись к кому-нибудь и пропой им высочайшую хвалу Господу!

Война

Библия называет нас армией и в сбалансированном меню поклонения должен быть и вкус битвы. Такие песни как «Война принадлежит Господу» и «Я слышу звуки армии Господней» помогают приводить Цер­ковь в состояние боевой готовности лагеря, готового к сражению.

Ты заметил, что христианские футболки для тинэй­джеров становятся все радикальнее? Думаю, моло­дежные лидеры уловили это направление: когда грех становится все более распространенным и очевидным, нашим детям нужно быть более воинственными, чтобы выжить. Дьявол накаляет обстановку, потому что знает - время поджимает, поэтому и церковь, которая сокрушит его, в наши дни должна, в свою очередь, накалять обстановку.

Да, здесь, конечно, тоже можно перегнуть палку. Ведь военная тема - это лишь один из восьми ингре­диентов поклонения. И фокусируясь на этой одной стороне, церковь может дать крен и стать однобокой. Беспрестанные битвы каждое воскресное утро выма­тывают. Но знай наверняка, Святой Дух снова и снова делает акцент на необходимости боевого настроения в поклонении.

Пророчество

Полный спектр поклонения должен включать в себя и пророчество. Во время служения наступает момент, когда дух поклонения действительно побуж­дает и высвобождает поток пророчеств в собрании.

Точно также, как мелодичный звук гуслей смягчал раздражение Елисея и разжигал его пророческий дар (см. 4 Царств 3:1-20), служение помазанных музыкан­тов может вдохновлять Божий народ на пророчество.

Служение поклонения приносит нам огромное удовлетворение от выражения наших чувств к Богу. А потом пастор говорит: «Садитесь, пожалуйста». Могу себе представить, как Бог сидит на краешке трона, и у Него готово сорваться что-то с языка, но, увы, у нас уже настало время для объявлений. И Господь не смог порадоваться и разделить с нами то, что было у Него на сердце. А ведь суть пророческого поклонения именно в этом - в двусторонней связи.

Петь «духовные песни» - удивительный способ войти в дух пророчества (Кол. 3:16). Играя простые повторяющиеся рисунки аккордов, музыканты могут подготовить необходимую атмосферу для спонтанных импровизированных песен, льющихся прямо из сердца, содержащих пророческое побуждение Святого Духа.

Прошения

Бог призывает нас расширить рамки нашего покло­нения и включить в него такие части, как ходатайство и прошения. Сегодня Святой Дух воодушевил людей на множество песен, которые на самом деле молитвы- просьбы, например «Сияй, Иисус, сияй», «Господь, смилуйся над нами» и «Измени меня».

Иисус провозгласил: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13), и все же редкое служение поклонения действительно включает просьбы или ходатайства. Задумайся об этом. Когда собирается твоя церковь, активно ли ты включаешься в общую молитву?

Особый случай

«Особый случай» - вот термин, который, за неиме­нием лучшего названия, я выбрал для восьмого инг­редиента. Я имею в виду песни, которые мы поем по особому поводу в течение года, например, на Рождес­тво, Пасху или День Благодарения.

А еще в этот ряд я бы поставил все песни, которые мы поем во время призыва к алтарю - песни посвяще­ния, например «Я решил следовать за Иисусом».

Наши рекомендации