Международная финансовая помощь.
Согласно информации на http://rosatom.ru/?razdel=11&id=309, концерн «Росэнергоатом» в качестве получателя средств безвозмездной технической помощи принимает участие в следующих (далеко не всех) международных программах:
- •шведский международный проект;
- •программа ТАSIS Европейской комиссии;
- •международная программа ядерной безопасности США;
- •программа ядерной безопасности Великобритании.
По словам руководителя Департамента международной деятельности «Росэнергоатома» А. Кириченко, в 2003 г. произошли качественные положительные изменения в эффективности международных программ по ядерной безопасности; в частности, началась работа в рамках крупномасштабных (до 10 млн евро) проектов
по Балаковской и Нововоронежской АЭС. По итогам
2003 г., велась работа по 152 международным проектам общей стоимостью 164 млн долл. (4,9 млрд руб.). Из них 25 проектов (на сумму 17 млн долл.) завершены.
В августе 2003 г. одна только Финляндия выделила «Рос-
энергоатому» около 300 млн руб. для повышения уровня безопасности Ленинградской АЭС [7]. В январе 2004 г., по информации на http://rosatom.ru/?razdel=11&id=249, начались переговоры по контракту на изготовление и поставку оборудования, предназначенного для модернизации системы управления и защиты реактора 5-го энергоблока Нововоронежской АЭС. Работа выполняется в рамках программы по международному сотрудничеству ТАSIS Европейской комиссии. Предварительная стоимость первой очереди проекта — 7,5 млн евро (260 млн руб. по текущему курсу).
По сообщению ИТАР-ТАСС от 22 октября 2003 г., правительство ФРГ намерено направить безвозмездные ассигнования в размере до 7,02 млн евро на реализацию проектов по физической защите ядерных материалов на территории Российской Федерации. Большей частью финансовая помощь предназначается ПО «Маяк» и Сибирскому химическому комбинату.
Другой пример. По данным Счетной платы, в 1998-2000 гг. в качестве международной помощи на финансирование работ по обращению с РАО от иностранных государств и организаций поступило более 270 млн долл. (8,1 млрд руб.). К сожалению, сказать, сколько из этих средств ушло на обращение с РАО АЭС, невозможно, так как по данным Счетной палаты, «учет внебюджетных средств (в рублях и валюте), привлеченных через различные организации для реализации программы обращения с РАО, в Минатоме России не ведется и в отчетности не отражается» [8].
Необходимо сразу оговориться: автор не выступает за прекращение финансирования радиационной безопасности на объектах атомной энергетики за счет налогоплательщиков и зарубежных грантов. Но в этом случае руководство «Росэнергоатома» должно признать факт нехватки собственных средств на обеспечение радиационной безопасности действующих объектов и отказаться от строительства новых ядерных реакторов в пользу финансирования радиационной безопасности на действующих реакторах.
Текущие недовыплаты.
Оплата услуг по хранению ОЯТ.
Услуги по хранению ОЯТ предоставляет Горно-химический комбинат (ГХК) в Красноярском крае. Хранилище ГХК принимает ОЯТ как российских, так и зарубежных АЭС. Но, по данным специалистов ГХК, если ОЯТ, например, украинских АЭС комбинат принимает по 360 долл. за килограмм (что близко к реальной стоимости хранения), то российских — всего по 60. Здесь необходимо добавить, что хранение подразумевает ограниченный по времени срок (до 40 лет), после чего ОЯТ либо надо перерабатывать, либо отправлять в могильник. В обоих случаях это ведет к дополнительным расходам, размер которых оценить очень сложно.
Учитывая, что ежегодно российского ОЯТ поступает до 150 т, недовыплаты комбинату за хранение ОЯТ российских АЭС достигают не менее 1,3 млрд руб. в год. Кстати, это одна из причин, почему ГХК не имеет должной физической защиты. Так, в 2001 г.
группа активистов Гринпис вместе с депутатом Госдумы
С. Митрохиным смогла беспрепятственно пройти на террито-
рию режимного объекта. Факт отсутствия физической защиты через несколько месяцев был подтвержден специальной проверкой ФСБ [9].
Часть недостающих средств для работы ГХК компенсируется из федерального бюджета в рамках субсидий закрытому территориальному образованию «Железногорск». В 2002 г. дотации «Железногорску» составили 0,671 млрд руб. [5]. В федеральном бюджете на 2004 г. они запланированы в размере 0,79 млрд руб. [6].