Глава 1. основы теории торможения
АВТОМАТИЧЕСКИЕ ТОРМОЗА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………… | ||
Глава 1. Основы теории торможения…………………………. | ||
1.1. | Назначение тормозов……………………………………………... | |
1.2. | Способы создания замедления движения……………………… | |
1.3. | Классификация тормозов………………………………………… | |
1.4. | Образование тормозной силы…………………………………… | |
1.5. | Коэффициент трения тормозных колодок…………………….. | |
1.6. | Коэффициент сцепления…………………………………………. | |
1.7. | Условия безъюзового торможения……………………………… | |
1.8. | Способы регулирования величины тормозной силы………… | |
1.9. | Расчет тормозного пути…………………………………………... | |
Глава 2. Схемы пневматического тормозного оборудования подвижного состава……………………………………………… | ||
2.1. | Классификация приборов тормозного оборудования………... | |
2.2. | Пневматические схемы тормозного оборудования…………… | |
Глава 3. Приборы питания и хранения сжатого воздуха…… | ||
3.1. | Компрессоры. Общие положения и основные показатели работы………………………………………………………………. | |
3.2. | Компрессоры КТ-6, КТ-7, КТ-6Эл………………………………. | |
3.3. | Компрессоры ПК-5.25, ПК-3.5……………………………………. | |
3.4. | Компрессоры ЭК-7Б, ЭК-7В……………………………………… | |
3.5. | Компрессор К-2…………………………………………………….. | |
3.6. | Компрессор МК-135………………………………………………... | |
3.7. | Регуляторы давления. Регулятор давления 3РД………………. | |
3.8. | Регулятор давления АК-11Б……………………………………… | |
3.9. | Регулятор давления TSP-2B (TSP-11)…………………………… | |
3.10. | Устройство холостого хода компрессора……………………….. | |
3.11. | Главные резервуары………………………………………………. | |
Глава 4. Приборы управления тормозами……………………. | ||
4.1. | Краны машиниста. Назначение и типы кранов………………. | |
4.2. | Поездной кран машиниста усл.№ 395…………………………... | |
4.3. | Электрические контроллеры кранов машиниста усл.№ 395... | |
4.4. | Поездной кран машиниста усл.№ 334Э…………………………. | |
4.5. | Кран вспомогательного локомотивного тормоза усл.№ 254… | |
4.6. | Кран двойной тяги усл.№ 377……………………………………. | |
4.7. | Комбинированный кран усл.№ 114……………………………... | |
4.8. | Устройство блокировки тормозов усл.№ 367м………………… | |
4.9. | Сигнализатор обрыва тормозной магистрали усл.№ 118 с датчиком…………………………………………………………….. | |
4.10. | Электроблокировочный клапан усл.№ Э-104Б (КЭ-44)……… | |
4.11. | Электроблокировочный клапан КПЭ-99……………………….. | |
Глава 5. Приборы торможения и авторежимы………………. | ||
5.1. | Воздухораспределители. Общие положения…………………… | |
5.2. | Воздухораспределитель усл.№ 292-001………………………….. | |
5.3. | Воздухораспределитель усл.№ 483.000 (483.000м)……………... | |
5.4. | Реле давления (повторитель) усл.№ 304-002…………………… | |
5.5. | Автоматические регуляторы режимов торможения (авторежимы)………………………………………………………. | |
5.6. | Тормозные цилиндры……………………………………………... | |
5.7. | Запасные резервуары……………………………………………… | |
Глава 6. Воздухопровод и его арматура……………………….. | ||
6.1. | Магистрали…………………………………………………………. | |
6.2. | Краны………………………………………………………………... | |
6.3. | Клапаны…………………………………………………………….. | |
6.4. | Соединительные рукава…………………………………………... | |
6.5. | Маслоотделители, пылеловки и фильтры……………………... | |
Глава 7. Электропневматические тормоза……………………. | ||
7.1. | Классификация схем ЭПТ и общий принцип их работы…….. | |
7.2. | Преимущества и недостатки ЭПТ……………………………….. | |
7.3. | Структурная схема двухпроводного ЭПТ и назначение тормозных приборов………………………………………………. | |
7.4. | Электровоздухораспределитель усл.№ 305-000………………... | |
7.5. | Междувагонные соединения……………………………………… | |
7.6. | Изолированные подвески………………………………………… | |
7.7. | Клеммные коробки………………………………………………… | |
7.8. | Электрическая схема ЭПТ пассажирских поездов с локомотивной тягой……………………………………………….. | |
7.9. | ЭПТ электропоездов……………………………………………….. | |
Глава 8. Тормозные рычажные передачи…………………….. | ||
8.1. | Назначение и требования к рычажным передачам…………… | |
8.2. | Передаточное число и к.п.д. рычажных передач……………… | |
8.3. | Типовые схемы и детали рычажных передач………………….. | |
8.4. | Регулирование тормозных рычажных передач………………... | |
Глава 9. Автоматическая локомотивная сигнализация, автостопы и скоростемеры……………………………………… | ||
9.1. | Структура АЛСН и общий принцип работы…………………... | |
9.2. | Электропневматический клапан автостопа…………………… | |
9.3. | Локомотивный скоростемер 2СЛ-2М…………………………… | |
9.4. | Электронный скоростемер КПД-3 (комплекс передачи данных)……………………………………………………………… | |
Глава 10. Техническое обслуживание тормозного оборудования……………………………………………………… | ||
10.1. | Осмотр и проверка тормозного оборудования при приемке локомотива в депо…………………………………………………. | |
10.2. | Проверка тормозного оборудования при смене бригад без отцепки локомотива от состава………………………………….. | |
10.3. | Порядок смены кабины управления. Прицепка локомотива к составу и отцепка от состава…………………………………… | |
Глава 11. Обеспечение поезда тормозами……………………... | ||
11.1. | Тормозные нормативы для грузовых и пассажирских поездов. Порядок следования при недостаточном тормозном нажатии……………………………………………………………... | |
11.2. | Порядок размещения и включения автотормозов в поездах… | |
11.3. | Виды и порядок опробования тормозов в поездах…………….. | |
11.4. | Справка формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии и порядок ее заполнения……………... | |
11.5. | Полное опробования тормозов у группы вагонов, прицепленных к одиночно следующему локомотиву………… | |
11.6. | Выключение тормозов у недействующих локомотивов……… | |
11.7. | Контрольная проверка тормозов………………………………... | |
Глава 12. Управление тормозами………………………………. | ||
12.1. | Проверка действия тормозов в пути следования……………… | |
12.2. | Управление автотормозами грузовых поездов обычного формирования, пневматическими и ЭПТ пассажирских поездов и электропоездов…………………………………………. | |
12.3. | Действия локомотивной бригады при нарушении целостности тормозной магистрали поезда…………………….. | |
12.4. | Управление автотормозами в грузовых поездах повышенного веса и длины………………………………………. | |
12.5. | Управление тормозами при вынужденной остановке поезда на перегоне………………………………………………………….. | |
12.6. | Особенности управления тормозами в зимний период. Предупреждения замерзания тормозного оборудования……... | |
Список литературы……………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность тормозных средств является одним из важнейших условий, определяющих возможность повышения веса и скорости движения поездов, пропускной и провозной способности железных дорог. От свойств и состояния тормозного оборудования подвижного состава в значительной степени зависит безопасность движения.
Первая попытка применения автоматического тормоза на подвижном составе была предпринята в 1847 году. Этот тормоз был механическим и управлялся с помощью троса, натянутого вдоль поезда.
В 1869 году появился первый пневматический неавтоматический тормоз, который не обеспечивал торможение поезда при разъединении воздушных рукавов, а в 1872 году - автоматический, особенностью которого являлось наличие на каждом вагоне воздухораспределителя и запасного резервуара.
В России широкое внедрение автоматического тормоза Вестингауза началось в 1882 году, в связи, с чем в Петербурге в 1899 фирмой «Вестингауз» был построен тормозной завод.
Первым изобретателем отечественного автоматического тормоза был машинист Федор Казанцев. Его неистощимый двухпроводный тормоз был успешно испытан в пассажирском поезде в 1910 году. В 1923 году Московский тормозной завод выпустил первые образцы отечественных тормозов системы Казанцева для пассажирских поездов. В 1927 году Казанцев создал новый тип воздухораспределителя, который вскоре был принят для оборудования грузовых поездов.
Большие заслуги в деле создания и оснащения подвижного состава отечественными пневматическими автотормозами принадлежат известному изобретателю И.К. Матросову. Воздухораспределитель усл.№ М-320 его конструкции в 1932 году был принят в качестве типового для грузового подвижного состава. В 50 - 60-х годах прошлого века практически весь подвижной состав железных дорог бывшего в то время СССР был оборудован воздухораспределителями усл.№ 270 и усл.№ 292 и концевыми кранами его системы и конструкции.
Широкое применение электропневматических тормозов на электропоездах началось с 1948 года, а в пассажирских поездах с локомотивной тягой - с 1958 года, когда Московский тормозной завод приступил к серийному выпуску электровоздухораспределителей усл.№ 170и усл.№305.
С 1947 года вагонный парк железных дорог начал оснащаться автоматическими регуляторами тормозной рычажной передачи, а с 1966 года - автоматическими регуляторами режимов торможения (авторежимами). Начиная с 1964 года вагоны, стали оборудоваться композиционными колодками, эксплуатационные и технологические качества которых продолжают совершенствоваться и в настоящее время.
Большую роль в развитии отечественного тормоз о строения сыграли работы по теории торможения, основоположником которой является профессор Н.П. Петров. Современное развитие наука о торможении получила в трудах известных ученых В.Ф. Егорченко, В.Г. Иноземцева, Б. Л. Карвацкого, В.М. Казаринова и других.
В процессе развития и совершенствования тормозов большое внимание уделяется созданию новых устройств и систем безопасности, взаимосвязанных с работой приборов тормозного оборудования, систем автоведения поезда, систем автоматического управления тормозами (САУТ), локомотивных скоростемеров. Только за последнее десятилетие были разработаны и внедрены в эксплуатацию устройство контроля параметров движения поезда «Дозор», телеметрическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ), электронный скоростемер КПД-3 (КПД-ЗВ), комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ) и другие.
В представленном учебнике рассмотрены устройство, действие и ремонт приборов управления тормозами, компрессоров и воздушных резервуаров, приборов торможения и тормозных рычажных передач, автоматической локомотивной сигнализации и автостопов, а также вопросы технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами. Приведены схемы расположения пневматического тормозного оборудования на подвижном составе и показано взаимодействие тормозных приборов.
Описание приборов и устройств тормозного оборудования паровозов, а также скоростного подвижного состава в настоящем учебнике не помещено, так как эти вопросы достаточно подробно изложены в специальной литературе и в учебниках по тормозам более ранних изданий.
Настоящее издание предназначено для учащихся профессионально-технических училищ, технических школ машинистов локомотивов и учебно-производственных центров, занимающихся подготовкой локомотивных бригад. Книга может быть полезна работникам железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом тормозного оборудования подвижного состава.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТОРМОЖЕНИЯ
Назначение тормозов.
В процессе движения поезда на него действуют силы различные по своему характеру и направлению. Различают силы внешние (например, сила сопротивления движению от уклона) и внутренние (например, сила трения в моторно-осевых подшипниках). Внешние силы можно разделить на управляемые (сила тяги) и неуправляемые (силы сопротивления движению). Кроме того, при любом изменении скорости движения на поезд действует сила инерции. В зависимости от соотношения управляемых и неуправляемых сил поезд может двигаться ускоренно, замедленно или с равномерной скоростью.
Сила тяги - внешняя движущая сила, которая создается тяговыми электродвигателями локомотива во взаимодействии с рельсами. Она приложена к ободу колес в направлении движения. Для остановки поезда необходимо исключить действие сипы тяги, то есть отключить тяговые двигатели локомотива. Однако, поезд продолжит движение по инерции за счет накопленной кинетической энергии и до полной остановки пройдет значительное расстояние. Чтобы обеспечить остановку поезда в требуемом месте или снижение скорости движения на определенном участке следования, необходимо искусственно увеличить силы сопротивления движению.
Устройства, применяемые в поездах для создания искусственного сопротивления движению, называются тормозами, а силы, создающие искусственное сопротивление движению - тормозными силами.
Тормозные силы и силы сопротивления движению гасят кинетическую энергию движущегося поезда.