Назначение и устройство расщепителя фаз НБ-455А
НАЗНАЧЕНИЕ: служит для преобразования однофазного напряжения в трехфазное, необходимое для работы 3-х фазных асинхронных двигателей. Он работает одновременно как однофазный асинхронный двигатель и как трехфазный генератор переменного тока.
УСТРОЙСТВО: по конструкции подобен з-х фазному асинхронному двигателю. В корпусе 4 с окнами для вентиляции размещен статор 6 с сердечником. Корпус 4 закрыт подшипниковыми щитами 3 и 8 в которых установлены шарикоподшипники 2 снаружи закрытые крышками 1 и 9. Ротор имеет сердечник 7 с короткозамкнутой обмоткой и вентиляционнымилопостями. На статоре 6 имеет 3-и обмотки 5: две двигательные с числом витков 44 и 28 и одну генераторную обмотку с числом витков 54. Обмотки соединены в несимметричную «Звезду». Двигательные обмотки соединены последовательно, а генераторная обмотка с выводом С4 соединяется с дополнительным выводом М2 одной из двигательных обмоток. Плоскости катушек двигательных и генераторной обмоток располагаются под углом 120˚ в пазах сердечника ротора. Выводы двигательных фаз С1, С2 и генераторной С3, выведены на клеммную панель.
РАБОТА: При подаче однофазного напряжения на двигательные обмотки фазорасщепителя (ФР), по обмоткам проходит синусоидальный переменный ток и образуется пульсирующий магнитный поток Ф, который не в состоянии раскрутить ротор. Но если ротор принудительно раскрутить, то он будет продолжать вращаться под действием однофазного напряжения. Для запуска ФР пусковым контактом 119, через последовательно соединенный пусковой резистор R6 и генераторную обмотку С3 - С4 подключают параллельно к части двигательных обмоток. При включении контактора 125 переменное напряжение от обмотки собственных нужд (ОСН) подается на двигательные и генераторную обмотки. За счет резистора R6 между токами обмоток образуется сдвиг по фазе на 45 электрических градусов и на валу ротора образуется вращающий момент и ротор раскручивается.
Когда частота вращения ротора достигнет 1400 об/мин, пусковой контактор 119 выключится и ФР продолжит работать как однофазный асинхронный двигатель с предварительно раскрученным ротором. Один вращающийся магнитный поток двигательных обмоток направлен навстречу вращению ротора и называется обратным, он уничтожается магнитным потоком ротора, другой магнитный поток двигательных обмоток совпадает с направлением вращения ротора и называется прямым, он индуктирует в обмотке ротора ЭДС, которая Мвр и вращает ротор.
Магнитный поток ротора пересекает витки генераторной обмотки и в ней индуктируется генераторная ЭДС, которая сдвинута по фазе от ЭДС двигательных обмоток на 120˚, так как под таким углом расположены катушки в статоре ФР.
Напряжение между выводами двигательных и генераторной обмоток, то есть Uc1-c3 = Uc2-c3 = 380В – это достигается подбором витков двигательных и генераторной обмоток.
Мощность ФР подобрана таким образом, чтобы обеспечивать 1/3 потребляемой мощности всех асинхронных двигателей одной или двух секций при аварийной схеме и составляет 210 кВА.