III. Объяснение нового материала.
Тема. Учимся писать письмо.
« Приятель дорогой, здорово!»
Или
« В знак мирного привета,
снимая шляпу, бью челом…»
Цель. 1. Знакомство учащихся с жанром письма, с законами эпистолярного жанра.
2. Формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.
3. Работа над развитием устной и письменной речи учащихся.
4. Воспитание грамотного адресата и адресанта.
Оборудование. Образцы писем из литературных произведений, из жизни великих людей.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний.
- Читаю отрывки текстов.
1. « С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!»
Твой верный Людвиг.
(Бетховен – « Бессмертной возлюбленной».)
2. « Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня»
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)
3. «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков».
(А. П. Чехов. « Ванька» Письмо Ваньки дедушке.)
- Что я прочитала?
Верно, я зачитала письма, т.е. написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Сейчас, в XXI в. веке бурного развития техники, электроники, мы стали меньше приходить на почту, покупать конверты, подписывать их и сбрасывать в « Синий домик»- почтовый ящик.
Но литература знает немало примеров, когда герои отсылают и получают письма. Деловые письма сейчас называют директ-маркетинговым письмом? А электронные письма? СМС? Это же все осуществляется при помощи графических знаков, обозначающих те или иные элементы речи. Эта речь передается на расстоянии и закрепляется во времени.
II. Мотивация учебно-воспитательной деятельности.
- Интересно, существуют ли правила, законы написания письма?
Да, существуют.
Сегодня будем учиться этому. В старину существовал письмовник-сборник образцов для составления писем.
А мы попробуем сформулировать правила написания письма.
III. Объяснение нового материала.
- Немного из истории письма.
1) Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении тысячелетий.
В начале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не события, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография,иероглифы). Такое письмо осталось в Китае. И наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их название (звуковое письмо). Оно сохранилось в русском языке и болгарском. Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными знаками (слоговое письмо). Слоговое письмо применяется сейчас в Индии, Японии, Эфиопии.
Во второй половине X века Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этим письмом писали так, как мы пишем теперь.
- Ребята, что такое письмо, как вы поняли?
Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять её во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.
- Какое 1-ое правило написания писем?
Ø 1. Чёткий почерк. Аккуратный лист бумаги. Не делать много ошибок!
- С чего начинается письмо? Какие обращения можно использовать?
(«Здравствуйте», «добрый день», «привет». К близким людям обращайтесь так, как обращаетесь всегда. К малознакомым пишут сдержанно.) Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, избитых шуток. Заканчивать письмо стоит пожеланиями здоровья и удачи. Например, «всего доброго », «счастливо», «до свидания».
- Итак, мы подошли ко второму правилу?
Ø 2.Употреблять устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.
Обязательны подпись и число. Если уже стоит подпись, но вдруг в голову приходит мысль: «Забыл что-то написать, что делать?» В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы «P.S.» и после них пишут все забытое.
- Попробуем записать 3-е правило.
Ø 3.Необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность.
Вот на конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось закрыть конверт и опустить в почтовый ящик.
Следующее правило:
Ø 4.Письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано.
Адрес на конверте пишется аккуратно, правильно, разборчиво.
Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать письмо, но и правильно оформить конверт, чтобы оно дошло до адресата.
- Кого мы называем адресатом?
(Тот, кому адресовано письмо)
- Что такое адрес?