III. Объяснение нового материала.

Тема. Учимся писать письмо.

« Приятель дорогой, здорово!»

Или

« В знак мирного привета,

снимая шляпу, бью челом…»

Цель. 1. Знакомство учащихся с жанром письма, с законами эпистолярного жанра.

2. Формирование навыков правильного написания письма как жанра литературного текста.

3. Работа над развитием устной и письменной речи учащихся.

4. Воспитание грамотного адресата и адресанта.

Оборудование. Образцы писем из литературных произведений, из жизни великих людей.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний.

- Читаю отрывки текстов.

1. « С добрым утром, дорогая моя! Вставайте! Теперь уже 7 часов. На душе детская радость! Я встал в 5 и до сих пор читал ваши письма. Как хорошо мне с ними в моей жизни!»

Твой верный Людвиг.

(Бетховен – « Бессмертной возлюбленной».)

2. « Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня»

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Письмо Татьяны)

3. «Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков».

(А. П. Чехов. « Ванька» Письмо Ваньки дедушке.)

- Что я прочитала?

Верно, я зачитала письма, т.е. написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Сейчас, в XXI в. веке бурного развития техники, электроники, мы стали меньше приходить на почту, покупать конверты, подписывать их и сбрасывать в « Синий домик»- почтовый ящик.

Но литература знает немало примеров, когда герои отсылают и получают письма. Деловые письма сейчас называют директ-маркетинговым письмом? А электронные письма? СМС? Это же все осуществляется при помощи графических знаков, обозначающих те или иные элементы речи. Эта речь передается на расстоянии и закрепляется во времени.

II. Мотивация учебно-воспитательной деятельности.

- Интересно, существуют ли правила, законы написания письма?

Да, существуют.

Сегодня будем учиться этому. В старину существовал письмовник-сборник образцов для составления писем.

А мы попробуем сформулировать правила написания письма.

III. Объяснение нового материала.

- Немного из истории письма.

1) Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражён весь мир, вся наша жизнь. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении тысячелетий.

В начале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не события, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография,иероглифы). Такое письмо осталось в Китае. И наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их название (звуковое письмо). Оно сохранилось в русском языке и болгарском. Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными знаками (слоговое письмо). Слоговое письмо применяется сейчас в Индии, Японии, Эфиопии.

Во второй половине X века Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Этим письмом писали так, как мы пишем теперь.

- Ребята, что такое письмо, как вы поняли?

Письмо – это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять её во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни.

- Какое 1-ое правило написания писем?

Ø 1. Чёткий почерк. Аккуратный лист бумаги. Не делать много ошибок!

- С чего начинается письмо? Какие обращения можно использовать?

(«Здравствуйте», «добрый день», «привет». К близким людям обращайтесь так, как обращаетесь всегда. К малознакомым пишут сдержанно.) Никогда не стоит употреблять шаблонных выражений, избитых шуток. Заканчивать письмо стоит пожеланиями здоровья и удачи. Например, «всего доброго », «счастливо», «до свидания».

- Итак, мы подошли ко второму правилу?

Ø 2.Употреблять устоявшиеся этикетные формы приветствия и прощания.

Обязательны подпись и число. Если уже стоит подпись, но вдруг в голову приходит мысль: «Забыл что-то написать, что делать?» В таких случаях после подписи ставят две латинские буквы «P.S.» и после них пишут все забытое.

- Попробуем записать 3-е правило.

Ø 3.Необходимым условием для такого вида общения между людьми является искренность и непринужденность.

Вот на конверте написан твой адрес и адрес того, кто это письмо получит. Теперь осталось закрыть конверт и опустить в почтовый ящик.

Следующее правило:

Ø 4.Письмо всегда предполагает того, кому оно адресовано.

Адрес на конверте пишется аккуратно, правильно, разборчиво.

Как много надо знать, чтобы написать письмо! Надо уметь не только правильно написать письмо, но и правильно оформить конверт, чтобы оно дошло до адресата.

- Кого мы называем адресатом?

(Тот, кому адресовано письмо)

- Что такое адрес?

Наши рекомендации