Размещение метеооборудования
Исходя из принципа репрезентативности, метеооборудование должно размещаться у ВПП:
6.3.1. Измерители-регистраторы видимости должны устанавливаться:
- первичные измерительные преобразователи видимости - в местах, репрезентативных для зоны приземления, средней и удаленной части ВПП, а именно на расстоянии приблизительно 300 м от порогов ВПП и у ее середины за пределами спланированной части ЛП на удалении не более 120 м (существующие и пригодные к дальнейшей эксплуатации - не далее 180 м) от осевой линии ВПП и на высоте 1,5 - 6 м (основной и вспомогательный блоки) относительно ближайшей точки ее осевой линии. На ВПП (направлениях взлета и посадки) при длине ВПП 2000 м и менее измерители-регистраторы видимости у середины ВПП не устанавливаются.
Примечания: 1. При определении расположения измерителей на конкретной ВПП следует учитывать местные особенности, связанные с возможными локальными ухудшениями видимости и ее длиной.
2. Для обеспечения требуемой высоты установки измерителей может производиться устройство эстакад и насыпей. Метеоприборы и сооружения для них (будки) размещаются на насыпях, фундаментах и мачтах, высотой, обеспечивающей выполнение приведенных выше требований;
- пульт управления (указатели) и регистраторы - в рабочем помещении метеонаблюдателей.
6.3.2. Щиты-ориентиры видимости должны устанавливаться вдоль ВПП на участке от СДП (при его отсутствии - от специально определенного для наблюдений места) к середине ВПП на расстояниях 400, 800, 1000, 1500 и 2000 м и на других расстояниях, соответствующих минимумам взлета и посадки ВС, указанным в Инструкции по производству полетов, но не более 2000 м.
6.3.3. Размеры щитов-ориентиров должны быть не менее:
- устанавливаемых на расстоянии до 800 м - 1,5 х 1,5 м;
- устанавливаемых на расстоянии от 800 до 1500 м - 2,5 х 2,0 м;
- устанавливаемых на расстоянии 1500 м и более - 3,0 х 2,0 м.
6.3.4. Щиты-ориентиры должны быть покрашены:
- в черно-белый цвет (в виде четырех расположенных в шахматном порядке клеток), если они с места наблюдения проецируются на возвышенность, горы, лес и другие объекты;
- в черный цвет, если с места наблюдения проецируются на фоне неба.
6.3.5. Для определения дальности видимости огней в темное время суток на щитах-ориентирах должны устанавливаться одиночные источники света (электролампочки мощностью 60 Вт) с посекционным или раздельным включением (выключением) с места наблюдения.
6.3.6. Измерители высоты нижней границы облаков (вертикальной видимости) должны устанавливаться:
- первичные измерительные преобразователи ВНГО (ВВ) - на летном поле аэродрома;
- пульты управления - в рабочих помещениях метеонаблюдателей.
6.3.7. Дистанционные измерители высоты нижней границы облаков (вертикальной видимости) должны устанавливаться:
- первичные измерительные преобразователи ВНГО (ВВ) - на БПРМ, пульты управления, (если они предусматриваются комплектацией первичного измерительного преобразователя высоты нижней границы облаков) - в рабочих помещениях БПРМ;
- указатели ВНГО (ВВ) - в рабочих помещениях метеонаблюдателей.
6.3.8. Измерители параметров ветра должны устанавливаться:
- первичные измерител-преобразователи параметров ветра - по возможности ближе к зонам приземления и отрыва ВС на расстоянии не более 200 м от осевой линии ВПП за пределами спланированной части ЛП на высоте 6 - 10 м относительно ближайшей точки осевой линии ВПП;
- указатели (пульты) параметров ветра - в рабочих помещениях метеонаблюдателей и диспетчера старта. При наличии блоков индикации метеовеличин указатели параметров ветра у диспетчера старта не устанавливаются.
6.3.9. Измерители атмосферного давления должны устанавливаться на аэродромах таким образом, чтобы информация о величине атмосферного давления поступала в рабочие помещения метеонаблюдателей или имелась в них.
Измерители температуры и влажности воздуха должны размещаться на аэродромах таким образом, чтобы информация о температуре и влажности воздуха могла быть получена на метеоплощадке или в рабочих помещениях метеонаблюдателей.
6.3.10. Автоматизированные метеорологические измерительные системы должны устанавливаться:
- специализированные ЭВМ - в рабочих помещениях метеонаблюдателей;
-первичные измерительные преобразователи видимости - по п.6.3.1, ВНГО (ВВ) - по п.6.3.7, параметров ветра - по п.6.3.8, атмосферного давления, температуры и влажности воздуха - по п.6.3.9;
- средства регистрации передаваемой диспетчерам УВД метеоинформации - в рабочих помещениях метеонаблюдателей.
6.3.11. Средства отображения метеоинформации (блоки индикации) должны устанавливаться в соответствии с п.5.14.3:
- на аэродромах для ВПП (направлений) точного захода на посадку I, II, IIIA категорий и захода на посадку по приборам классов А, Б и В - на диспетчерских пунктах старта, посадки и круга, в рабочих помещениях синоптиков и метеонаблюдателей (контрольный). Для ВПП (направлений) захода на посадку по приборам классов Г, Д и Е оборудование является рекомендуемым.
Резервным средством передачи метеоинформации должна быть громкоговорящая связь (ГГС) и телефонная связь.
6.3.12. Между пунктами наблюдений и диспетчерами старта и посадки на некатегорированных ВПП классов Г, Д и Е должна быть громкоговорящая и телефонная связь.
6.3.13. Метеорологические радиолокаторы должны устанавливаться в районе аэродрома. При расположении двух или нескольких аэродромов в зоне радиусом до 50 км допускается установка МРЛ на одном из этих аэродромов.
Метеоинформация
6.4.1. На средства отображения (блоки индикации) должна передаваться следующая метеоинформация, соответствующая рабочему курсу:
- дальность видимости на ВПП (2-3 значения при инструментальных наблюдениях и одно значение дальности видимости на ВПП при визуальных наблюдениях);
- видимость (минимальная);
- высота нижней границы облаков (вертикальная видимость);
- количество облаков (общее и нижнего яруса);
- направление ветра, исправленное на магнитное склонение;
- средняя скорость ветра;
- максимальная скорость ветра (порывы);
- давление, приведенное к уровню порога ВПП;
- наличие на аэродроме или в районе аэродрома опасных для авиации метеороло-гических явлений;
- температура воздуха;
- относительная влажность воздуха или температура точки росы;
- время окончания обработки измерений (наблюдений).
6.4.2. Вся передаваемая на средства отображения метеоинформация должна регистрироваться на технические средства регистрации.
Метеоинформация, передаваемая по радиоканалу метеовещания, по громкоговорящей и телефонной связи, должна документироваться магнитофонной звукозаписью.
Данные метеорологических наблюдений с борта ВС должны регистрироваться в специальном журнале.
6.4.3. На аэродроме, имеющем в составе ВПП (направление) точного захода на посадку II и ?ЙЙА категорий, информация о дальности видимости на ВПП, видимости, высоте нижней границы облаков (вертикальной видимости), параметрах ветра должна передаваться на средства отображения автоматически с обновлением не реже, чем через 1 мин. Время передачи метеоинформации на средства отображения (блоки индикации) не должно превышать 15 с после окончания обработки измерений (наблюдений).
Технические требования
6.5.1. Метеорологическое оборудование, установленное на аэродроме для взлета и посадки ВС, должно обеспечивать измерение метеовеличин с пределами допускаемых погрешностей, указанных в табл.6.3.
Таблица 6.3
#G0 Метеовеличины | Категория ВПП (направлений) точного захода на посадку или класс ВПП захода на посадку по приборам | Диапазон измерения | Предел допускаемой погрешности измерения |
1. Видимость | На всех ВПП | От 20(*) до 150 м От 150 до 250 м От 250 до 2000 м | ±20% +15% ±10% |
2. Высота нижней границы облаков (вертикальная видимость), h | IIIA категория | От 15 до 100 м От 100 до 1000 м | ±15 м ±(0,1h+10) м |
II категория | От 30 до 100 м От 100 до 1000 м | ±20 м ±(0,1h+10) м | |
I категория и нека-тегорированная | От 50 до 100 м От 100 до 1000 м | ±20 м ±(0,1h+10) м | |
3. Направление ветра | Все ВПП | От 0 до 360° | ±10° |
4. Скорость ветра, осред-ненная за 2 и 10 мин | Все ВПП | От 1,5 до 10 м/с От 10 до 40 м/с | ±1 м/с ±10% |
5. Максимальная скорость ветра за прошедшие 10 или 2 мин | Все ВПП | От 3 до 10 м/с От 10 до 50 м/с | ±2 м/с ±10% |
6. Давление, приведенное к уровню порога ВПП | Все ВПП | От 600 до 1080 гПа(**) | ±0,5 гПа |
7. Температура воздуха | Все ВПП | От -60 до +50°С2) | ±1°С |
8. Относительная влажность воздуха | Все ВПП | От 30 до 100% | ±5% при температуре выше 0°С, ±10% при температуре ниже 0°С |
(*) Нижний предел измерения видимости определяется в соответствии с минимумами взлета и посадки ВС, указанными в Инстукции по производству полетов.
(**) С учетом климатических особенностей аэродрома в состав метеооборудования могут включаться приборы с меньшими диапазонами измерений.
6.5.2. Метеорологические радиолокаторы должны удовлетворять следующим требованиям:
- метеорологический потенциал не менее 270 дБ;
- согласование между значениями угла места, задаваемыми с панели управления приводом, и фактическим положением антенны не должно превышать ±0,25°;
- погрешность ориентирования антенны не должна превышать ± 1 °;
- ошибка калибровки системы "ИЗО-ЭХО" не должна превышать ±3 дБ.
6.5.3. Линии связи, предназначенные для передачи сигналов от первичных измерительных преобразователей метеовеличин до указателей (регистраторов), а также для передачи метеоинформации на средства отображения (блоки индикации), должны удовлетворять требованиям, указанным в табл.6.4.
Таблица 6.4
#G0Электрические параметры | Единицы измерения | Требования |
Сопротивление жилы постоянному току | Ом/км | Не более 100 |
Сопротивление изоляции каждой жилы по отношению ко всем остальным, соединенным с экраном кабеля и с землей | М Ом/км | Не менее 2000 |
6.5.4. Автоматизированные метеорологические измерительные системы должны обеспечивать:
- автоматическое измерение, обработку результатов измерений и выдачу на средства отображения и в линии связи информации о дальности видимости на ВПП, видимости, высоте нижней границы облаков (вертикальной видимости), параметрах ветра, давлении на уровне порога ВПП, температуре и влажности воздуха;
- ручной ввод метеовеличин, не измеряемых автоматически (количество облаков общее и нижнего яруса, атмосферные явления, в том числе опасные для авиации), их обработку и выдачу на средства отображения и в линии связи.
Глава 7.