Метод, основанный на показателях надежности
Для расчета одиночного и ремонтного комплектов ЗЧ исходными данными являются:
· ресурс объекта до списания Тp;
· ресурс объекта до капитального ремонта Тp.к;
· средняя наработка детали до отказаили средняя наработка электроустановки на отказ Тo.
Одиночный комплект ЗЧ. Среднее количество ЗЧ для одиночного комплекта можно рассчитать по формуле
,
гдеn – количество деталей одного типа в объекте; T0 – средняя наработка до отказа элементами одного типа (для невосстанавливаемых) или на отказ (для восстанавливаемых); - коэффициент повторного восстановления элемента одного типа; mв – число восстановлений элемента одного типа. Для невосстанавливаемых элементов .
Ремонтный комплект ЗЧ рассчитывают для выполнения одного капитального ремонта.
При эксплуатации ЭУ можетвозникнуть ситуация когда требуемое количество ЗЧ zпревышает среднее значение. Это обстоятельство учитывают вероятностным методом с помощью уровня достаточности – это вероятность того, что не будет простоев объекта из-за нехватки элементов в одном комплекте ЗЧ.
,
где m – число отказов элементов одного типа в рассматриваемом интервале.
В каждом конкретном случае значение задают, учитывая условия эксплуатации объекта и последствий отказа данного объекта (чем выше значимость объекта тем выше уровень достаточности )
Дополн.вопрос.:В качестве комплексных показателей надежностиможно использовать коэффициент готовности или коэффициент технического использования - kТИ
Коэффициент готовностиКГ – вероятность того, что ЭУ окажется работоспособной в любой момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение ее по назначению не предусмотрено.
При порядке обслуживания, предусматривающем немедленное начало восстановления отказавшей ЭУ, стационарное значение коэффициента готовности определяется следующим образом:
. T0- наработка на отказ; Tв –время восстановления
Коэффициент технического использования Кти – это отношение времени пребывания ЭУ в работоспособном состоянииТΣ за некоторый интервал времени пребывания ее в работоспособном состоянии, времени простоев, обусловленных техническим обслуживанием, и временем ремонта за этот интервал
,
где – суммарная наработка всех ЭУ; – суммарное время простоев из-за плановых и внеплановых ремонтов всех ЭУ;
– суммарное время простоев из-за планового и внепланового технического обслуживания всех ЭУ.
20. Система технического обслуживания и ремонта-Совокупность взаимосвязанных средств ТО и Р, документации ТО и Р и исполнители, необходимые для поддержания и восстановления работоспособности объекта.
Нормы СТО и Р- это установленные опытно-статическим путём нормы и организации ТО и Р в области:
1)стр-ра и продолжительности циклов ТО и Р
2)области прод-ти ТО и Р
3)области основного объёма работ
4)расхода резерва и запаса з.ч. материалов.
ТО-операция по поддержанию работ-ти объекта при применение по назначению.
СТО и Р в общем случае представляет: проведение просмотров, уход за обор-ем, за исправным состоянием, контроль режимов работы и устранение мелких неисправностей не треб-х откл. обор-я. ТО должно пров-ся с правилами и может осущ-ся всеми видами персонала орг-ии.
Р- это комплекс опер-й по восст-ю работосп-ти и восст-я ресурсов объектов и их состав-х частей
По объёму восстановляемых работ:
1) Капит. Ремонт
2) Средний ремонт
3) Текущий ремонт.
Капит.Р-это Р выполн-ый для восст-я исправности и полного или низкого к полному восст-ю ресурса объекта и его состав-х частей, включая базовые.
При Кап. Р проводится:
Полная разборка обор-ия, восст-е или замена изношенных деталей, узлов.
Кап. Р включает в себя: сред.и текущий Р,а также дополнит. Р, в сумме общий объём Кап.Р.
Средний Р-Р выполн-ый для восст-я исправности и частичного восст-я ресурса с заменой или восст-ем состав-х частей, ограниченный номенклатурой в объёме представ.нормат-ой докум-ей.
Текущий Р-Р выпол-ый для восст-я работоспособности отдельных составных частей объекта