Тема: Выполнение арифметических операций
1 Цель работы – приобретение навыков выполнения операций в различных системах счисления.
2.Краткие теоретические сведения. Примеры решения заданий.
1. Арифметические действия над целыми числами в 2-ой системе счисления :
1.Операция сложения выполняется с использованием таблицы двоичного сложения в одном разряде: Пример. а) +10012 б) +11012 в) +111112 10102 10112 12 100112 110002 1000002 2.Операция вычитания выполняется с использованием таблицы вычитания, в которой 1 обозначается заем в старшем разряде. Пример. а) –1011100112 б) –1101011012 1000110112 1010111112 0010110002 0010011102 3.Операция умножения выполняется по обычной схеме, применяемой в десятичной с/с с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя. Пример. а) ´ 110012 б) ´ 1012 11012 112 11001 101 11001 101 11001 11112 1010001012 4.Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в 10–ой с/с. Пример. 1010001012 11012 1000110002 11112 1101 110012 1111 100102 1110 10100 1101 1111 001101 10102 –остаток |
Сложение и вычитание в восьмеричной системе счисления.
При выполнении сложения и вычитания в 8-ой с/с необходимо соблюдать следующие правила:
1) в записи результатов сложения и вычитания могут быть использованы только цифры восьмеричного алфавита;
2) десяток восьмеричной системы счисления равен 8, т.е. переполнение разряда наступает, когда результат сложения больше или равен 8.
В этом случае для записи результата надо вычесть 8, записать остаток, а к старшему разряду прибавить единицу переполнения;
3)если при вычитании приходится занимать единицу в старшем разряде, эта единица переносится в младший разряд в виде восьми единиц.
Пример
+ 7708 - 7508
2368 2368
12268 5128
Сложение и вычитание в шестнадцатеричной системе счисления.
При выполнении этих действий в 16–ой с/с необходимо соблюдать следующие правила:
1)при записи результатов сложения и вычитания надо использовать цифры шестнадцатеричного алфавита: цифры, обозначающие числа от 10 до 15 записываются латинскими буквами, поэтому, если результат является числом из этого промежутка, его надо записывать соответствующей латинской буквой;
2)десяток шестнадцатеричной системы счисления равен 16, т.е. переполнение разряда поступает, если результат сложения больше или равен 16, и в этом случае для записи результата надо вычесть 16, записать остаток, а к старшему разряду прибавить единицу переполнения;
3)если приходится занимать единицу в старшем разряде, эта единица переносится в младший разряд в виде шестнадцати единиц.
Примеры.
+ В0916 - В0916
EFA16 7FA16
1A0316 30F16
1. Выполнить операции:
а) сложение в двоичной системе счисления
+ 100100112 + 10111012 + 101100112 +10111001,12
10110112 111011012 10101012 10001101,12
б) вычитание в 2–ой системе счисления
– 1000010002 – 1101011102 – 111011102 -10111001,12
101100112 101111112 10110112 10001101,12
в) умножение в 2–ой системе счисления
´ 1000012 ´ 1001012 ´ 1111012 ´ 11001,012
1111112 1110112 1111012 11,012
г) деление в 2–ой системе счисления
1) 1110100010012 / 1111012
2) 1000110111002 / 1101102
3) 100000011112 / 1111112
д) сложение 8–ых чисел
+ 7158 + 5248 + 7128 + 3218 + 57318 + 63518
738 578 7638 7658 13768 7378
е) вычитание 8–ых чисел
– 1378 – 4368 – 7058 – 5388 – 72138
728 1378 768 578 5378
ж) сложение 16–ых чисел
+ А1316 + F0B16 + 2EA16 + ABC16 + A2B16
16F16 1DA16 FCE16 C7C16 7F216
з) вычитание 16–ых чисел
– À1716 – DFA16 – FO516 – DE516 – D3C116
1FС16 1AE16 AD16 AF16 D1F16
2. Вычислите выражение:
(11111012 + AF16) / 368; 1258 + 111012 ´ A216 / 14178
Вариант 1
1. Представить числа 112,4(6) и -0,011101(2) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0356(7) и -1,223(4).
Вариант 2
1. Представить числа 501,3(6) и -0,0101(2) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -6,071(8) и -61,229(10).
Вариант 3
1. Представить числа 13,24(5) и -0,0659(10) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -10,001(10) и -1,223(4).
Вариант 4
1. Представить числа 202,3(4) и -0,00101(2) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,03561(7) и -30,223(4).
Вариант 5
1. Представить числа 52,701(9) и -0,00021(3) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,060 B (16) и -40,05(6).
Вариант 6
1. ёПредставить числа 112,4(5) и -0,011101(2) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0356(7) и -1,223(4).
Вариант 7
1. Представить числа 752,4(8) и -0,0112(4) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0130(4) и -1,205(6).
Вариант 8
1. Представить числа 123,04(6) и -0,0124(10) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,01АВ(16) и -1,204(5).
Вариант 9
1. Представить числа 2021,1(3) и -0,00607(8) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел - A ,105(16) и -0,0406(7).
Вариант 10
1. Представить числа 35,12(6) и -0,01021(10) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,01В(16) и -1,28(9).
Вариант 11
1. Представить числа 105,05(6) и -0,01011(2) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0106(7) и -3,2020(4).
Вариант 12
1. Представить числа 202,03(6) и -0,010С(16) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,В0А(16) и -1,203(4).
Вариант 13
1. Представить числа -201,03(4) и -0,10С9(16) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,03560(7) и -1,2А0 F (16) .
Вариант 14
1. Представить числа 24,503(6) и -0,01088(9) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0 B 0 C (16) и -1,1101(2).
Вариант 15
1. Представить числа 28,15(9) и -0,0031(10) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0355(6) и 1,101(2).
Вариант 16
1. Представить числа 4,5103(8) и -0,0001071(16) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0, B 0 CF (16) и -1,150(6).
Вариант 17
1. Представить числа 324,03(6) и -0,000102(3) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,0123(4) и -1,450(7).
Вариант 18
1. Представить числа 44000,1(5) и -0,0 B 69(16) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,4034(5) и -21,021(11).
Вариант 19
1. Представить числа 4,603(7) и -0,01052(10) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,1237(8) и -1,0 B 50(16).
Вариант 20
1. Представить числа 14,009(10) и -0,01017 (8) в нормализованном виде.
2. Записать прямой, обратный и дополнительный коды чисел -0,1507(8) и -2,40 A 0(16).
Контрольные вопросы
- Из каких знаков состоит алфавит десятичной и двоичной систем?
- Почему в вычислительной технике взята за основу двоичная система счисления?
- Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами:
- в двоичной системе;
- в восьмеричной системе;
- в шестнадцатеричной системе?
Практическая работа №3
Тема : Разработка СКНФ и СДНФ по таблицам истинности
Цель работы:
· получить навыки записи совершенных дизъюнктивных и конъюнктивных нормальных форм функций (СДНФ и СКНФ) по заданным таблицам истинности;
Ход работы
1. По таблице истинности соответствующей вашему варианту, записать СДНФ и СКНФ;
2. Пользуясь правилом де Моргана, преобразовать полученные функции таким образом, чтобы можно было реализовывать схемы в базисе И- НЕ (ИЛИ-НЕ)
Контрольные вопросы
1.Чем СДНФотличается от несовершенной дизъюнктивной нормальной формы функции, приведите пример;
2.Обозначение (УГО)простейших ИМС. Какие функции они реализуют? Таблицы истинности;
3.Реализации элементов булевой алгебры на базе транзисторов;
4.Почему алгебра называется булевой?
Литература
http://life-prog.ru/view_shpargalkiCompStroi.php?id=16;
http://www.studfiles.ru/preview/718164/;
http://alnam.ru/book_pe.php?id=41;
http://ivatv.narod.ru/zifrovaja_texnika/1_01.htm;
http://dssp.petrsu.ru/~ivash/ims/t8/TEMA2.HTM
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Вариант 4 | Вариант 5 | Вариант 6 | |||||||||||
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Вариант 7 | Вариант 8 | Вариант 9 | |||||||||||
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Вариант 10 Вариант 11 Вариант 12 | |||||||||||||
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Вариант 13 Вариант 14 Вариант 15 | |||||||||||||
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Вариант 19 | Вариант 20 | Вариант 21 | |||||||||||
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Вариант 22 | Вариант 23 | Вариант 24 | |||||||||||
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Вариант 25 Вариант 26 Вариант 27 | |||||||||||||
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Вариант 28 Вариант 29 Вариант 30 | |||||||||||||
Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | Х1 | Х2 | Х3 | Y | ||
Практическая работа №4