Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Для выполнения перевода вещественных чисел необходимо отдельно перевести целую и дробную части числа. Для перевода целой части числа необходимо:

целую часть числа разделить на основание новой системы счисления;

если полученное частное больше либо равно основанию новой системы счисления, нужно частное разделить на основание новой системы счисления; деление продолжать, пока частное от деления не окажется меньше основания новой системы счисления.

выписать частные от деления в обратном порядке, начиная с последнего; это и будут цифры числа в новой системе счисления.

Для перевода дробной части числа необходимо:

дробную часть числа умножить на основание новой системы счисления;

выделить в произведении целую часть числа; это и будут цифры числа в новой системе счисления.

умножение дробной части числа продолжать, пока не будет достигнута необходимая точность числа либо промежуточное произведение не окажется равным 0.

Перевести число 137,6510 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. После запятой взять 4 знака. Выполнить проверку целой дробной части числа.

-137               0, ´65
-68              
Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru 1 -34           Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru 1 ´30
  -17          
    -8       ´60
      -4      
        -2   ´20
             
            Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru 0    
                     

137,6510 = 10001001,10102

Проверим правильность перевода с помощью десятичной системы счисления.

17 06 05 04 13 02 01 10 ,1-1 0-2 1-3 0-4 2 = 1´27 + 1´23 + 1´20 + 1´2-1 + 1´2-3 = 128 + 8 + 1 + 0,5 + 0,125 = 137,62510

-137     0, ´65
-17    
  ´20
       
        ´60
         
        ´80
         
       
           

137,6510 = 211,51468

Проверим правильность перевода с помощью десятичной системы счисления.

22 11 10 , 5-1 1-2 4-3 6-4 8= 2´82 + 1´81 + 1´80 + 5´8-1 + 1´8-2 + 4´8-3 + 6´8-4 = 128 + 8 + 1 + 0,625 + 0,015625 + 0,0078125 + 0,0014648 = 137,649902310

-137     0, ´65
     
      ´40
         
        ´40
         
        ´40
         
       
           

137,6510 = 89,A66616

Проверим правильность перевода с помощью десятичной системы счисления.

81 90, A-1 6-2 6-3 6-4 8 = 8´161 + 9´160 + 10´16-1 + 6´16-2 + 6´16-3 + 6´16-4 = 128 + 9 + 0,625 + 0,0234375 + 0,0014648 + 0,00009 = 137,649992310

При проверке выполненных переводов целая часть равна во всех случаях, а дробная меньше, чем искомая, так как при переводе дробной части не получилось произведения равного 0.

Взаимосвязь двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления.

Перевести число 7F1,A316 в восьмеричную систему счисления.

Для выполнения перевода необходимо число из шестнадцатеричной системы счисления перевести в двоичную, а затем из двоичной системы счисления в восьмеричную систему счисления.

F , A 316
, 00112

Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru Перевод чисел из одной системы счисления в другую - student2.ru

, 1102
, 68

7F1,A316 = 3751,5068

Проверим правильность перевода с помощью десятичной системы счисления.

72 F1 10 ,A-1 3-2 16 = 7´162 + 15´161 + 1´160 + 10´16-1 + 3´16-2 = 1792 + 240 + 1 + 0,625 + 0,01171875 = 2033,6367187510

33 72 61 10 , 5-1 0-2 6-3 8= 3´83 + 7´82 + 6´81 + 1´80 + 5´8-1 + 0´8-2 + 6´8-3 = 1536 + 448 + 48 + 1 + 0,625 + 0,01171875 = 2033,6367187510

Так при проверке получен одинаковый результат, то перевод выполнен верно.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Представьте следующие числа в виде позиционной записи:

576; 842,3; 1924,803; 10000; 0100,00; 0,002

2. Имеются позиционные записи десятичных чисел:

8×102 + 5×101 + 3×100 + 7×10-1 + 6×10-2;

0×104 + 1×103 + 8×102 + 4×101 + 0×100 + 0×10-1 + 9×10-2;

9×105 + 4×103 + 3×100 + 4×10-2 + 4×10-3

Чему равны сами числа?

3. Запишите алфавит 4-ричной , 7-ричной , 12-ричной систем счисления.

4. Выполнить задание, указанное в карточке:

перевести указанное число в 8-ную и 16-ную системы счисления и выполнить проверку целой части чисел;

перевести указанное число в 2-ную и 2-10-ную системы счисления, выполнить проверку целой и дробной части числа в 2-ной системе счисления;

перевести указанное число в 8-ную или 16-ную систему счисления, используя их взаимосвязь с 2-ной системой счисления; выполнить проверку целой и дробной части числа исходного и полученного числа;

перевести указанное число в 2-ной системе счисления в 10-ную, 8-ную и 16-ную системы счисления и выполнить проверку целой и дробной части чисел.

«АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ НАД ДВОИЧНЫМИ ЧИСЛАМИ БЕЗ ЗНАКА»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Правила выполнения арифметических операций над числами в двоичном коде представлены в таблице:

Сложение Вычитание Умножение
0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 0 и единица переноса в старший разряд 0 - 0 = 0 1 - 1 = 0 1 - 0 = 1 0 - 1 = 1 единица, занятая в старшем разряде, переходит в младший разряд как две единицы 0 ´ 0 = 0 0 ´ 1 = 0 1 ´ 0 = 0 1 ´ 1 = 1 Умножение и деление выполняется аналогично этим действиям в десятичной системе счисления

Наши рекомендации