Проверка работоспособности АКБ.

1. При включении АКБ без потребителей, напряжение на вольтметре АКБ должно быть не менее 21 В.

2. Переводим главную рукоятку КВ на позицию «Т 5», падают рельсовые тормоза, напряжение на вольтметре АКБ должно быть не менее 18 В.

3. При поднятом пантографе и включённом АВ 2 и ВУ 5, напряжение на вольтметре АКБ должно быть приблизительно 26 - 28 В.

МАНЕВРОВАЯ ПОЗИЦИЯ «М».

На позиции «М» происходит растормаживание вагона и производятся манёвры (осаживание, езда по территории, проезд стрелки), включаются все обмотки ТЭД.

Ток до обмоток якорей идёт по всем пусковым сопротивлениям, нагревая их, поэтому для предотвращения возгорания блоков сопротивлений езда на этой позиции допускается 5 км/ч, не более двух минут. На позиции «М» по 4, 5, 25 проводам происходит растормаживание вагона (Смотреть тему «Соленоид»).

Работа в схеме.

Включаются 4, 5, 6, 9, 25 провода. По 5 проводу включаются катушки ЛК 1, ЛК 4, блок-контакт ЛК 1 по 25 проводу замыкается и включается катушка ЛК 2. Силовой контакт ЛК 1, ЛК 2 и ЛК 4 замыкаются и ток от пантографа, через АВ 1 идёт по всем пусковым сопротивлениям, поступает в обмотки якорей и серьесные обмотки ТЭД.

По 6 проводу включается катушка Ш, силовой контакт Ш замыкается и ток от пантографа, через АВ 2 поступает в шунтовые обмотки ТЭД.

По 9 проводу включается катушка РВВ 2, блок-контакт РВВ 2 по 13 проводу размыкается.

ПОЗИЦИЯ «Т 4». ЗАТОРМАЖИВАНИЕ ВАГОНА.

Переводим главную рукоятку КВ на позицию «Т 4», включается 13 и другие провода. По 13 проводу получает питание катушка К 1, блок-контакт К 1 по 4 проводу размыкается и выключается катушка РВ 1, её блок-контакт размыкается и катушки МОМ выключаются. Одновременно силовой контакт К 1 замыкается и ток через сопротивление R 39 подключает катушки ТММ, но сила магнитного поля в катушках ТММ в два раза слабее, чем на позиции «М». Поэтому тормозная пружина разжимается на половину и подвижные детали внутри соленоида занимают среднее положение, что соответствует тормозному усилию на БКТ - 60 кг. Стакан внутри соленоида доходит до конечных выключателей и на пульте управления загораются лампочки соленоидов.

Переводим главную рукоятку КВ на позицию «Т 4 -> 0», выключается 13 провод, по нему выключается катушка К 1, силовой контакт К 1 размыкаясь выключает катушки ТММ, их магнитное поле исчезает, тормозная пружина разжимаясь переводит подвижные детали внутри соленоида в крайнее правое положение. Лампочки соленоидов на пульте управления продолжают гореть, тормозное усилие на БКТ - 120 кг.

ЭКСТРЕННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ.

Работа соленоидов при экстренном торможении производится двумя действиями:

- отпуск ПБ

- срыв СК

При отпуске ПБ (педали безопасности) выключается 4 провод, по нему выключаются катушки МОМ, их магнитное поле исчезает, а так как они одни и работали, при движении трамвая тормозная пружина полностью разжимается и переводит подвижные детали внутри соленоида в крайнее правое положение, лампочки соленоидов загораются, тормозное усилие на БКТ – 120 кг.

При срыве СК (стоп-кран) включается 22, 24 провода, по ним включается катушка РС 1. Блок-контакт РС 1 по 4 проводу размыкается и отключает катушку РВ 1, блок-контакт РВ 1 размыкается и отключает катушки МОМ. А так как они одни и работали, при движении трамвая, тормозная пружина полностью разжимается и переводит подвижные детали внутри соленоида в крайнее правое положение, лампочки соленоидов загораются, тормозное усилие на БКТ – 120 кг.

ПОЗИЦИЯ «ХА 1».

На позиции «ХА 1» вагон набирает разгон до 40 км/ч, при плохом сцеплении колёс с рельсами. Увеличение скорости происходит за счёт подключения и вывода пусковых сопротивлений, с помощью ГРК под контролем реле РУТ, при силе тока на позиции 100 – 110 А. После вывода всех пусковых сопротивлений, реле РУТ останавливает серводвигатель, тем самым останавливает вал ГРК на промежуточных позиции.

Работа в схеме.

На позиции «ХА 1» подключаются 1, 11, 12, 20 провода. По 1 проводу через диод (Д 5) и замкнувшиеся блок-контакты РР (по 5 проводу катушка РР получила питание) включается низковольтная катушка РУТ, затем по

20 проводу, через сопротивление R 3 ток уходит в землю. Сила тока в низковольтной катушке РУТ постоянна и ровна 110 А. В высоковольтных катушках РУТ сила тока изменяется от 100 до 110 А.

При силе тока в каждой высоковольтной катушке по 110 А, реле РУТ включается (якорь над катушками притягивается), блок-контакт РУТ питающий по 1 проводу размыкается, останавливает серводвигатель и вал ГРК на промежуточных позициях. При силе тока в высоковольтных катушках РУТ по 100 А, реле РУТ выключается, блок-контакт РУТ питающий по 1 проводу замыкается, серводвигатель получает питание, он вращает вал ГРК и так далее до полного вывода пусковых сопротивлений.

По 11 и 12 проводам, в начале блок-контакт РК 13 и РК 13 – 14 разомкнуты, так как вал ГРК стоит на 1 позиции. Серводвигатель по 1 проводу получает питание и начинает вращать вал ГРК с 1 по последующие позиции, как только вал ГРК дойдёт до 13 позиции, блок-контакт РК 13 и РК 13 – 14 замкнутся, включится катушка СР (стоп - реле) блок-контакты СР по 1 проводу перемыкаются, серводвигатель останавливается и останавливает вал ГРК на 14 позиции.

По 25 проводу блок-контакт РК 13 – 17 замкнётся и катушка Р включится, её силовой контакт замкнётся и ток от пантографа, через АВ 1 идёт по замкнутому силовому контакту Р, минуя пусковые сопротивления в обмотки якорей и серьесные обмотки ТЭД.

Блок-контакт Р по 6 проводу разомкнётся и отключит катушку Ш, силовой контакт Ш разомкнётся и отключит шунтовые обмотки ТЭД от контактной сети.

ПОЗИЦИЯ «ХА 2».

Служит для разгона вагона до 40 км/ч, при хорошем сцеплении колёс с рельсами. На позиции «ХА 2» вместо 20 провода включается 18 провод. По 18 проводу расположено сопротивление R 4, оно больше чем сопротивление R 3 на 20 проводе, а значит сила тока в низковольтной катушке РУТ на позиции «ХА 2» будет меньше чем на позиции «ХА 1», так как реле РУТ включается от суммарного магнитного поля всех трёх катушек, значит на позиции «ХА 2» реле РУТ включится при силе тока в высоковольтных катушках по 160 А. За это время в силовой цепи выведутся большее количество сопротивлений до отключения реле РУТ. Таким образом разгон вагона происходит за меньшее время. Ускорение на позиции «ХА 2» быстрее чем на «ХА 1», то получается что «ХА 2» более экономична, значит по возможности водитель должен разгонять вагон на позициях «М -> ХА 2».

ПОЗИЦИЯ «ХА 3».

Позиция «ХА 3» служит для увеличения скорости вагона до 65 км/ч, только при хорошем сцеплении колёс с рельсами. Увеличение скорости происходит за счёт подключения и дальнейшего вывода пусковых сопротивлений, параллельно обмоткам якорей ТЭД. Под контролем реле РУТ, при силе тока на позиции 210 – 220 А.

Работа в схема.

На «ХА 3» выключается 12, 18, 20 провода. По 18, 20 проводам выключается низковольтная катушка РУТ и реле РУТ работает за счёт двух высоковольтных катушек, при силе тока в них 220 А, а выключаются при 210 А.

По 11 проводу блок-контакт РК 13 и РК 17 разомкнуты, так как вал ГРК стоит на 14 позиции, значит катушка СР выключена и по 1 проводу СД получает питание, вращает вал ГРК с 14 по 17 позицию. За это время в силовой цепи замыкаются кулачковые элементы с РК 17 по РК 22 и происходит подключение и вывод пусковых сопротивлений параллельно обмоткам якорей. Как только вал ГРК дойдёт до 17 позиции, по 11 проводу замкнётся контакт РК 17, катушка СР включится и по 1 проводу СД остановится и остановит вал ГРК на 17 позиции.

Наши рекомендации