Действия локомотивной бригады при внезапной остановке дизеля в пути следования, запуск дизеля при работе электрической схемы тепловоза на рабочих позициях
При внезапной остановке дизеля на одной из секций в пути следования необходимо, продолжая следовать на исправной секции, прежде всего ,попытаться быстро определить причину остановки дизеля.
НЕ ПРИБЕГАТЬ СРАЗУ К ЕГО ЗАПУСКУ, Т.К. ЭТО МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ БЕЗУСПЕШНЫМ, А В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ЯВЛЯЕТСЯ ОПАСНЫМ И МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К АВАРИИ.
При выявлении причины остановки дизеля во избежание ошибок напрасной траты времени, т.к. при движении по тяжелому профилю пути может произойти остановка поезда, рекомендуется произвести следующие проверки. Убедиться:
1. Не сработал ли автомат "Топливный насос".
2. Есть ли давление топлива в системе.
3. Не сработало ли РУ-7.
4. Включен ли КТН (РУ-3), даже если не сработало РУ-7.
5. Не сработало ли РЗ.
6. Исправность 105 блокировки.
При осмотре дизеля и дизельного помещения обратить внимание :
1. Нет ли выброса масла через заливочную горловину ,и не валяются ли на полу резиновые уплотнители кольца от предохранительных клапанов люков отсека нижнего коленчатого вала дизеля. Нет ли дыма, и не пахнет ли горелым маслом в дизельном помещении и из заливочной горловины.
ЭТИ ПРИЗНАКИ ГОВОРЯТ О ПРОИСШЕДШЕМ ПРОБОЕ ГАЗОВ В КАРТЕР ДИЗЕЛЯ ,ЗАПУСК ДИЗЕЛЯ БЕЗ ЕГО ВСКРЫТИЯ И ОСМОТРА ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
2. Есть ли масло в ОРД по маслоуказательному стеклу и нет ли внешних признаков повреждения блокмагнита (ЭТ) и самого ОРД.
3. Передвижением вручную тяг проверить отсутствие заедания или заклинивания топливных насосов высокого давления.
4. Произвести беглый осмотр нагнетателя 2-й ступени, турбокомпрессоров, главного масляного насоса и всего дизельного помещения.
5. Проверить, не сработал ли регулятор предельного числа оборотов дизеля. После произведенных вышеуказанных осмотров в зависимости от выявленных неисправностей произвести следующие работы:
1. При отсутствии давления топлива в системе, выключении КТН (РУ-3) срабатывании автомата 'Топливный насос" поступить в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделах "Неисправности в цепях запуска" и "Замыкания на корпус в цепях управления". При срабатывании РЗ поступить в соответствии с пунктом настоящего пособия.
2. При срабатывании РУ-7, если имеются явные признаки пробоя газов в картер, поступить в соответствии с пунктом настоящего пособия.
3. При отсутствии масла в ОРД долить дизельное масло, которое на пункте ТО должно быть слито.
4. При заклинивании какого-либо топливного насоса высокого давления выключать его из работы.
5. Если сработал регулятор предельного числа оборотов, то взвести его. Если никаких других признаков повреждений запрещающих работу дизеля не обнаружено, то произвести запуск дизеля с соблюдением всех мер предосторожности.
Неисправности дизеля и системы наддува, помпаж, работа дизеля вразнос, пробой газов или воздуха в картер дизеля, в водяную систему.
Помпаж турбокомпрессора.
ПОМПАЖ - Это явление уменьшения расхода воздуха через центробежный компрессор. Вследствие возрастания сопротивлений происходит срыв потока воздуха с лопаток рабочего колеса компрессора обратно в полость всасывания. Внешне помпаж проявляется в виде периодического выброса воздуха обратно во всасывающий патрубок турбокомпрессора. Такие пульсации воздушного потока обычно сопровождаются громкими хлопками. Для параллельно работающих турбокомпрессоров дизеля 10Д100 условия возникновения помпажа облегчаются тем, что по ряду причин возможна несимметричная работа турбокомпрессоров от ухудшения состояния одного из них. В этом случае при определенной разнице их производительностей (числе оборотов и др.) турбокомпрессор, дающий воздух с большим давлением, препятствует проходу воздуха в достаточном количестве через турбокомпрессор с меньшей производительностью и последний переходит в режим работы с явлением помпажа.
Причинами, способствующими, возникновению помпажа являются:
1. Повреждение рабочего аппарата газовых и воздушных турбин турбокомпрессоров.
2. Обильное ненормальное отложение кокса на рабочем аппарате газовых турбин.
3. Ненормальное загорание и несвоевременная очистка выхлопных окон цилиндровых гильз двигателя.
4. Одновременно закрытое положение жалюзи забора воздуха с улицы через воздушный фильтр и люка забора воздуха из дизельного помещения, у одного из турбокомпрессоров.
5. Оледенение жалюзи воздушного фильтра зимой у одного из турбокомпрессоров и т.д., т.п.
Многочисленные причины в определенном сочетании могут привести к явлению помпажа, которое является очень опасным и может быть причиной разрушения помпажирующего турбокомпрессора.
В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ПРИ ПРОЯВЛЕНИИ ПОМПАЖА МАШИНИСТ ОБЯЗАН НЕМЕДЛЕННО СНИЗИТЬ ПОЗИЦИИ КОНТРОЛЕРА ДО ТАКОЙ, ПРИ КОТОРОЙ ПРЕКРАЩАЕТСЯ ПОМПАЖ И ВЫШЕ ЭТОЙ ПОЗИЦИИ НЕ ДОПУСКАТЬ: БОЛЕЕ РАБОТУ ДИЗЕЛЯ, ПО ПРИБЫТИИ В ДЕПО ТЕПЛОВОЗ ДОЛЖЕН ВЫТЬ ОСТАВЛЕН ДЛЯ РЕМОНТА.
Локомотивным бригадам в эксплуатации доя предупреждения возникновения помпажа необходимо:
1. Не допускать одновременного закрытия жалюзи воздушных фильтров и люков забора воздуха из дизельного помещения с нарушением их взаимной механической блокировок.
2.В зимнее время не допускать оледенения жалюзи и сеток воздушных фильтров.
3. Правильно эксплуатировать дизель, не допуская его перегрузок и нарушения тепловых режимов, которые приводят к повышенному нагарообразованию в выхлопном тракте.
4. Температуру воды охлаждения наддувочного воздуха не держать выше +60ºС.
5. Следить за исправностью и целостью брезентовых рукавов между турбокомпрессорами и воздушными фильтрами (ФНД).
Работа дизеля вразнос.
Это очень опасный режим работы дизеля 10Д100, который может привести его к полному разрушению с взрывом и возникновением пожара. Разносная работа двигатели, когда число его оборотов намного превышает допустимые пределы 940-980 об/мин, может наступать по двум причинам:
1. Избыточная подача топлива при снятой нагрузке с дизеля, когда неисправен ОРД, механизм управления подачей топлива (заедание тяг и рычагов) и при этом регулятор предельного числа оборотов не может установить рейки топливных насосов высокого давления на нулевую подачу топлива.
2. Попадание большого количества масла в наддувочный воздух из-за неисправности узлов двигателя, находящихся в контакте с наддувочным воздухом, к которым относятся; турбокомпрессоры, центробежный нагнетатель 2-й ступени и воздушные фильтры.
При нарушении лабиринтных уплотнений по валам нагнетателей 1 -и и 2-й ступеней масло из подшипников засасывается в наддувочный воздух.
Воздушно-масляная смесь, поданная в цилиндры дизеля, является хорошей горючей смесью, на которой начинает работать двигатель обычно на холостых оборотах без нагрузки.
Попадание масла в наддувочный воздух облегчается при повышенном разряжении на всасывании у турбокомпрессоров из-за:
а) Одновременного закрытия жалюзи и люков забора воздуха из дизельного помещения при нарушений их механической взаимоблокировки.
б) Обледенения жалюзи, сеток воздушных фильтров, попадание большого количества снега в фильтры, застывание масла в фильтрах и его слишком большого количества.
При возрастании разряжения на всасывании у турбокомпрессоров создаются условия для повышенного ненормального отвеса воздушно-масляной смеси из картера дизеля. Если при этих условиях дизель начнет работать вразнос, то с увеличением его оборотов будет возрастать разряжение на всасывании, а это в свою очередь вызовет увеличенный подсос масла, и процесс будет развиваться лавинообразно с нарастанием числа оборотов. Срабатывание регулятора предельного числа оборотов и установление реек топливных насосов высокого давления в положение нулевой подачи топлива в данном случае не прекратит работы дизеля.
Если двигатель будет иметь режим работы вразнос, то сразу же нагрузить его главным генератором и если он не остановится, а обороты перестанут возрастать, то убедиться в положении реек на нулевой подаче топлива. Любым способом поставить их на нулевую подачу, если они не, установлены на нее. Если работа дизеля вразнос не прекратится, то открыть полностью люки забора воздуха из дизельного помещения и жалюзи забора воздуха с улицы. Ослабить и развести фланцевые соединения труб отсоса из картера дизеля на корпусах турбокомпрессоров и нагрузить дизель возможно большим током главного генератора.
Локомотивная бригада должна при работе дизелей периодически контролировать через контрольно-спускные краны появление масла из воздухоохладителей. Уровень масла в воздушных фильтрах (ФНД) должен быть не более середины масломерного стекла.