V. Порядок взаимодействия в пути следования локомотивной бригады, бортинженера и поездной бригады

РАСПОРЯЖЕНИЕ

От 11 декабря 2009 г. № 2528р

О ВВОДЕ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ "О ПОРЯДКЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ "САПСАН" ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПУТЯМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОАО "РЖД"

(В ред. Распоряжений ОАО "РЖД"

от 06.07.2010 № 1465р, от 03.02.2011 № 225р, от 15.02.2012 №325р,
от 17.04.2013 № 915р, от 04.04.2014 № 861р, от 28.11.2014 № 2780р,
от 24.09.2015 № 2313р, от 05.11.2015 № 2628р, от 05.04.2016 № 590р,
от 21.04.2016 № 720р, от 04.07.2016 № 1364р)

(Глава IX отменена распоряжением ОАО "РЖД" от 05.04.2016 № 590р)

В целях обеспечения безопасности движения при эксплуатации высокоскоростных электропоездов производства компании "Сименс" по путям ОАО "РЖД":

1. Ввести в действие с 17 декабря 2009 года Инструкцию "О порядке обслуживания и организации пропуска высокоскоростных электропоездов "САПСАН" по железнодорожным путям общего пользования ОАО "РЖД"", обеспечивающих движение на линии Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород со скоростями до 250 км/ч № С-3 ДОСС-1ЕТ (прилагается).

2. Начальнику Октябрьской железной дороги Степову В.В., Московской железной дороги Молдаверу В.И., Горьковской железной дороги Лесуну А.Ф., исполняющему обязанности генерального директора Дирекции скоростного сообщения Пегову Д.В. обеспечить выполнение данной Инструкции, введенной в действие настоящим распоряжением.

Старший вице-президент

ОАО "РЖД"

В.А.Гапанович

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. . Общие положения. 1

II. Порядок движения и организация пропуска ЭВС "САПСАН"
на линиях ОАО "РЖД". 5

III. Порядок действия работников, обслуживающих электропоезда "Сапсан",
в аварийных и нестандартных ситуациях. 13

IV. Порядок обслуживания электропоездов "Сапсан" локомотивными бригадами 25

V. Порядок взаимодействия в пути следования локомотивной бригады, бортинженера и поездной бригады.. 29

VI. Организация безопасной посадки и высадки пассажиров на начальных
и промежуточных станциях. Схема формирования и расположения поездной бригады при посадке. 31

VII. Маневровая работа с электропоездами "Сапсан". 33

VIII. Антитеррористическая деятельность. 37

IX. Стажировка и порядок подготовки работников для обслуживания электропоездов "Сапсан". 41

X. Организация работы бортинженера. Порядок приемки и сдачи поезда бортинженерами. 47

XI. Порядок управления электропоездом при использовании функции автоведения поезда 50

XII. Особенности эксплуатации электропоезда "САПСАН" в зимнее время. 51

XIII. Заключение. 53

..... Приложение 1. 54

..... Приложение 2. 55

..... Приложение 3. 56

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением ОАО "РЖД"

от 11.12.2009 № 2528р

№ С-З ДОСС-1ЕТ

ИНСТРУКЦИЯ

"О ПОРЯДКЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ "САПСАН"
ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПУТЯМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОАО "РЖД"

(В ред. Распоряжений ОАО "РЖД"

от 06.07.2010 № 1465р, от 03.02.2011 № 225р, от 15.02.2012 №325р,
от 17.04.2013 № 915р, от 04.04.2014 № 861р, от 28.11.2014 № 2780р,
от 24.09.2015 № 2313р, от 05.11.2015 № 2628р, от 05.04.2016 № 590р,
от 21.04.2016 № 720р, от 04.07.2016 № 1364р)

(Глава IX отменена распоряжением ОАО "РЖД" от 05.04.2016 № 590р)

I. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция устанавливает основные положения по эксплуатации высокоскоростных электропоездов ЭВС "САПСАН" (далее – электропоезда "Сапсан"), порядке их пропуска по участкам железных дорог, взаимодействия работников поездной бригады и работников диспетчерских аппаратов железных дорог. Эксплуатация электропоездов "Сапсан" на путях ОАО "РЖД" осуществляется со скоростями движения до 250 км/ч.

1.2. Требования к инфраструктуре участков для движения электропоездов "Сапсан" со скоростями более 200 км/ч устанавливается отдельным нормативным документом ОАО "РЖД" или Минтранса Российской Федерации.

1.3. Сооружения и устройства железнодорожного пути, СЦБ, связи, электроснабжения и подвижного состава на линии скоростного движения должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286, распоряжения ОАО «РЖД» от 13 февраля 2012 г. № 283р «Об утверждении Правил эксплуатации объектов инфраструктуры, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных и высокоскоростных пассажирских поездов со скоростями более 140 до 250 км/ч включительно» и стандарта ОАО «РЖД» СТО РЖД 1.07.001-2007 Инфраструктура линии Санкт-Петербург - Москва для высокоскоростного движения поездов, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 26.03.2007 № 476р (далее - Стандарт).

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 05.11.2015 № 2628р)

1.4. Регламент основных переговоров на железнодорожном транспорте общего пользования и действия работников при неисправности поездной радиосвязи при обслуживании электропоездов "Сапсан" установлен распоряжением ОАО "РЖД" от 28.07.2009 № 1591р "Об утверждении и введении в действие Регламента переговоров и действий работников локомотивных бригад, диспетчерского аппарата и дежурных по станциям для скоростного и высокоскоростного движения поездов на участке Бусловская - Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород".

1.5. Пункт исключен Распоряжением ОАО "РЖД" от 06.07.2010 № 1465р)

1.6. На время включения дежурным по станции (далее - ДСП) режима скоростного и высокоскоростного движения на станциях должно автоматически выключаться воздействие устройств контроля схода и волочения деталей железнодорожного подвижного состава (далее - УКСПС) на схему перекрытия входных светофоров на запрещающее показание. При этом в случае срабатывания УКСПС, индикация на пульте управления ДСП и передача информационного сообщений машинисту при помощи речевого информатора или по поездной радиосвязи сохраняются.

(Пункт дан в ред. Распоряжений ОАО "РЖД" от 15.02.2012 № 325р, от 05.11.2015 № 2628р)

1.7. Все работники, принимаемые на работу, связанную с движением и техническим обслуживанием электропоездов «Сапсан» и маневровой работой на участках их обращения, обязаны пройти аттестацию на знание требований нормативных документов указанных в пункте 1.3 настоящей Инструкции и на знание данной Инструкции, с оформлением результатов аттестации порядком, установленным нормативными документами ОАО «РЖД».

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 05.11.2015 № 2628р)

1.8. Назначение электропоездов "Сапсан" производится указанием ОАО "РЖД" по представлению Дирекцией скоростного сообщения - филиалом ОАО "РЖД" (далее - ДОСС) с изданием на соответствующих железных дорогах телеграмм с извещением причастных служб и дирекций. Ответственность за издание данных телеграмм по железной дороге возлагается на службу предоставления услуг инфраструктуры в пассажирском сообщении.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 15.02.2012 № 325р)

1.9. Оперативная корректировка графика движения электропоездов "Сапсан" в пределах одной железной дороги производится по телеграмме первого заместителя начальника железной дороги, производящей корректировку.

1.10. К управлению электропоездом допускаются локомотивные бригады, прошедшие специальное обучение, стажировку установленным порядком на электропоездах "Сапсан", выдержавшие испытания в комиссии региональной дирекции скоростного сообщения (далее - региональная дирекция), а также прошедшие соответствующее медицинское освидетельствование, психофизиологический отбор, получившие письменное заключение о допуске к самостоятельному управлению электропоездов "Сапсан" за подписью машиниста-инструктора локомотивных бригад, утвержденное начальником региональной дирекции.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 15.02.2012 № 325р)

1.11. В пути следования электропоезд "Сапсан", обслуживается бригадой в следующем составе:

- машинист электроподвижного состава не ниже II класса квалификации;

- помощник машинист, имеющего права управления электроподвижным составом;

- инженер 1-й категории по обслуживанию подвижного состава (далее - бортинженер);

- начальник пассажирского поезда;

- проводники пассажирских вагонов из расчета один проводник на два вагона;

- разъездной билетный кассир (допускается, при проведении соответствующего обучения, совмещать должность проводника пассажирского вагона и разъездного билетного кассира);

- работники кейтеринговой и клининговой компании в соответствии с утвержденной технологией обслуживания поездов;

- наряд сопровождения из работников частного охранного предприятия (далее - ЧОП), в который могут быть включены сотрудники полиции. Количественный состав наряда сопровождения определяется согласно требованиям действующих нормативных документов.

В пути следования сдвоенный электропоезд "Сапсан", обслуживается бригадой в следующем составе:

- машинист электроподвижного состава не ниже II класса квалификации;

- помощник машиниста, имеющего права управления электроподвижным составом;

- два бортинженера (по одному на каждый состав);

- два начальника пассажирского поезда (по одному на каждый состав);

- проводники пассажирских вагонов из расчета один проводник на два вагона;

- два разъездных билетных кассира (по одному на каждый состав). Допускается, при проведении соответствующего обучения, совмещать должность проводника пассажирских вагонов и разъездного билетного кассира;

- работники кейтеринговой и клининговой компаний в соответствии с утвержденной технологией обслуживания поездов;

- два наряда сопровождения из работников ЧОП (по одному наряду на каждый состав), в который могут быть включены сотрудники полиции. Количественный состав наряда сопровождения определяется согласно требованиям действующих нормативных документов.

Для оптимизации численности работников, а также при внедрении новых форм обслуживания количественный состав поездных и посадочных бригад устанавливается технологическими инструкциями, утвержденными ДОСС.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 04.04.2014 № 861р)

1.12. Руководство поездной бригадой осуществляет машинист электропоезда.

1.13. Управление электропоездом "Сапсан" при следовании без пассажиров, на техническое обслуживание и экипировку, при обкатке после ремонта и проведении испытаний (в т.ч. в скоростном режиме) разрешается производить машинистам, не имеющим 1-го или 2-го класса квалификации, прошедшим специальное обучение, стажировку установленным порядком на электропоезде "Сапсан", получившим письменное заключение о допуске к самостоятельному управлению электропоездами "Сапсан" за подписью машиниста-инструктора локомотивных бригад, утвержденное начальником региональной дирекции.

Требование данного пункта распространяется на эксплуатацию сдвоенного электропоезда "Сапсан".

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 04.04.2014 № 861р)

1.14. На должность начальника поезда, проводника пассажирских вагонов (в т.ч. с функциями разъездного билетного кассира), должны назначаться лица, прошедшие профессиональный отбор, специальное обучение, стажировку установленным порядком на электропоездах "Сапсан" и успешно сдавшие испытания в комиссии региональной дирекции. Для выполнения функций разъездного билетного кассира проводник пассажирских вагонов должен пройти специальные курсы, дополнительная стажировка в этом случае не требуется.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 15.02.2012 № 325р)

1.15. На должность бортинженера назначается лицо, имеющее высшее техническое образование, прошедшее специальную подготовку и прошедших выходное тестирование в комиссии региональной дирекции для работы на электропоезде "Сапсан", имеющее стаж работы на должностях специалистов в системе ОАО "РЖД" не менее одного года или стаж поездной работы в должности машиниста (помощника машиниста, имеющего права управления электроподвижным составом) не менее одного года.

1.16. Проезд в рабочей кабине электропоезда «Сапсан» лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, допускается в соответствии с порядком, установленным в ОАО «РЖД». Проезд лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, в нерабочих кабинах электропоездов запрещается.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 05.11.2015 № 2628р)

1.17. В кабине машиниста и других помещениях электропоезда "Сапсан" запрещается курение и использование источников открытого огня.

1.18. (Пункт исключен Расп. ОАО "РЖД" от 05.11.2015 № 2628р).

II. Порядок движения и организация пропуска ЭВС "САПСАН" на линиях ОАО "РЖД"

2.1. Скорости движения электропоездов "Сапсан" устанавливаются приказами начальников железных дорог, на которых осуществляется эксплуатация электропоездов, но не более 250 км/ч. Прием и отправление электропоездов "Сапсан" на станциях осуществляется по маршрутам, установленным приказами начальников соответствующих железных дорог.

2.2. Приказы (изменения в приказы) об установлении скоростей движения на скоростных линиях ОАО "РЖД" должны быть согласованы в службах пути, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики соответствующих железных дорог, региональных дирекциях скоростного сообщения и управления движением.

2.3. В целях поддержания максимальных скоростей движения допускается программирование устройств КЛУБ-У электропоездов "Сапсан" на установление значения допустимой скорости на 5 км/ч больше установленной приказом начальника железной дороги.

2.4. Телеграммы (телефонограммы) с заявками на выдачу предвиденных предупреждений должны подаваться с таким расчетом, чтобы дежурными по станции выдачи предупреждений они были получены не позднее чем за 8 часов до начала действия. При возникновении непредвиденных обстоятельств, угрожающих безопасности движения, заявка о выдаче предупреждений передается непосредственно дежурными по станции, ограничивающими перегон. Дежурные по станции обязаны передать машинисту электропоезда "Сапсан" сообщение о непредвиденно возникших предупреждениях по радиосвязи при подходе поезда к станции до открытия входного сигнала с регистрацией сообщения в журнале диспетчерских распоряжений. Поездной диспетчер обязан контролировать своевременность и правильность выдачи непредвиденно возникших предупреждений через машиниста электропоезда "Сапсан" при его проходе по станциям. Отмена предупреждения, произошедшая во время следования поезда, производится регистрируемым приказом поездного диспетчера и передается машинисту по имеющимся видам радиосвязи лично поездным диспетчером.

(Абзац дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 06.07.2010 № 1465р)

Для программирования системы автоведения электропоезда "Сапсан" предупреждения должны быть переданы оператору региональной дирекции скоростного сообщения не позднее, чем за 4 часа до отправления поезда из пункта его выдачи (ремонта, экипировки, отстоя).

2.5. В случае, если в течение срока эксплуатации поезда возникнет необходимость изменения действующих (установленным приказом по дороге) скоростей движения, причастная организация (служба, дирекция), должна информировать региональную скоростную дирекцию о предстоящих изменениях не менее, чем за 1 месяц до их введения.

2.6. Станции отправления должны выдавать на электропоезда "Сапсан" предупреждение на бланке белого цвета с желтой полосой по диагонали формы ДУ-61 в количестве не менее 3-х экземпляров. Бланки предупреждения должны быть вручены локомотивной бригаде на весь маршрут следования не менее чем за 20 минут до отправления поезда.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 15.02.2012 № 325р)

2.7. Вместе с бланком предупреждения локомотивной бригаде электропоезда "Сапсан" должен выдаваться прогноз погоды на весь участок следования поезда. Прогноз погоды передается по факсу, электронной почте или телефону дежурным синоптиком метеослужбы железных дорог на станцию отправления электропоезда "Сапсан", не менее чем за 45 минут до его отправления.

2.8. Электропоезд "Сапсан" должен быть подан под посадку пассажиров (на начальной станции) не менее чем за 25 минут до отправления поезда по графику. После прибытия поезда на конечную станцию и последующего следования в пункт технического осмотра и экипировки, время оборота электропоезда по станции не должно превышать 45 минут.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 28.11.2014 № 2780р)

2.9. При сквозном пропуске по станции электропоезда "Сапсан" должны следовать по главным путям (если иной маршрут пропуска не установлен расписанием движения поезда). В исключительных случаях, с разрешения, выданного в форме приказа, начальника дирекции управления движения или заместителя начальника дирекции управления движением - начальника диспетчерского центра управления перевозками соответствующей железной дороги, допускается пропуск электропоездов "Сапсан" по боковым путям станций или по неправильному пути перегона. При вынужденной необходимости пропуска поезда по боковым путям станций, а также по неправильному пути перегона, поездной диспетчер, на участке которого находится электропоезд "Сапсан", заблаговременно, до проследования электропоездом "Сапсан" станции, ограничивающей перегон, должен сообщить машинисту по радиосвязи о предстоящем порядке пропуска и, получив подтверждение машиниста, разрешить дальнейшее следование поезда. В случае ранее запланированного пропуска поезда по боковым путям (при "технологических окнах"), маршрут пропуска поезда должен быть указан в телеграмме (указании) о предоставлении "окна".

2.10. При необходимости пропуска электропоезда "Сапсан" по боковым и неспециализированным путям станций, специализированных для пропуска пассажирских поездов, дежурный по станции, при нахождении поезда на прилегающем к станции перегоне, передает машинисту информацию об условиях дальнейшего следования и после подтверждения информации производит прием поезда на станцию. В случае невозможности передачи машинисту информации об изменении условий пропуска дежурный по станции обязан перекрыть входной сигнал и после подтверждения машинистом информации произвести его прием на станцию.

2.11. Движение электропоезда "Сапсан" при следовании по неправильному пути перегона должно осуществляться по показаниям индикатора системы безопасности КЛУБ-У со скоростью не более 160 км/ч. При наличии на перегоне переезда с автоматическим извещением приближения подвижного состава движение электропоезда "Сапсан" при следовании по переезду должно осуществляться со скоростью не более 160 км/ч, при отсутствии автоматического извещения, скорость проследования переезда не должна превышать 40 км/ч. Об отправлении скоростного поезда по неправильному пути или с отклонением от расписания, дежурные по переездам должны быть извещены по телефону заблаговременно. Порядок оповещения дежурных по переезду должен быть установлен нормативным документом железной дороги, по полигону которой осуществляется обращение скоростных и высокоскоростных электропоездов. Электронная карта КЛУБ-У электропоезда "Сапсан" при следовании по неправильному пути должна обеспечивать возможность плавного и контролируемого машинистом процесса снижения скорости со 160 км/ч до 50 км/ч при появлении желтого огня на локомотивном светофоре.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 15.02.2012 № 325р)

2.12. Маневровая работа на станции с выходом на маршрут приема и отправления электропоезда "Сапсан" должна быть прекращена не позднее времени проследования им соседней станции, но не менее чем за 10 минут до его проследования по станции. Руководитель маневров должен убедиться и доложить дежурному по станции, что вагоны, оставленные на путях, где производились маневры, закреплены от ухода в соответствии с нормами, установленными технико-распорядительными актами (далее - ТРА) станции.

2.13. Устройства автоматической переездной сигнализации и заграждения должны быть автоматически переведены в ограждающее состояние не позднее, чем за 5 мин до проследования электропоезда "Сапсан" со скоростью более 140 км/ч, кнопки "Скоростной поезд» нажаты"

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 24.09.2015 № 2313р)

Все операции, связанные с приготовлением маршрутов для пропуска электропоезда "Сапсан", должны быть закончены за 5 минут до его прохода, кнопки "Скоростной режим" нажаты.

(В ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 04.07.2016 № 1364р)

2.14. Не менее чем за 20 минут до прохода электропоезда "Сапсан" все съемные подвижные единицы (ремонтные вышки, путевые вагончики, съемные дефектоскопные и путеизмерительные тележки) должны быть сняты с путей, а также с путей станции, имеющих выход на маршрут его приема и отправления, и закреплены. Запрещается выезд на перегон съемных единиц, а также моторно-рельсового транспорта несъемного типа, если до прохода электропоезда "Сапсан" остается менее 30 минут".

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 06.07.2010 № 1465р)

2.15. На участках путей (перегонах и железнодорожных станций) скоростных и высокоскоростных линий все работы, в том числе с применением подвижного состава и механизмов, а также не требующие ограждения места работы сигналами остановки, осмотр пути, искусственных сооружений и других объектов инфраструктуры, очистка стрелочных переводов, примыкающих к высокоскоростным участкам пути, должны быть прекращены не менее чем за 20 минут до проследования электропоезда "Сапсан". Движение подвижного состава и механизмов на месте работ прекращены; путь, сооружения, устройства, подвижной состав и механизмы должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда; материалы и инструмент убраны с пути. Не менее чем за 10 минут до прохода электропоезда "Сапсан" все работники должны отойти на расстояние не менее чем 5 метров на скоростных и высокоскоростных участках от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд.

Проследование поездом места работ, на котором находится железнодорожный подвижной состав с сыпучим грузами (песок, щебень и др.), должно осуществляться со скоростью не более 160 км/ч.

Возобновление работ и передвижений разрешается только после прохода поезда.

При необходимости (производство работ по текущему содержанию и ремонту инфраструктуры участка Рыбацкое – Волховстрой и др.) возможно попутное и встречное движение электропоезда "Сапсан" на двухпутных и многопутных (по смежному пути) перегонах участка Санкт-Петербург – Чудово с грузопассажирскими, людскими, грузовыми, хозяйственными поездами, в составе которых имеются грузовые вагоны. Дополнительные меры безопасности по техническому обслуживанию и пропуску указанных поездов по участку Санкт-Петербург – Чудово устанавливаются телеграфным указанием старшего вице-президента ОАО "РЖД".

(Пункт 2.15 дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 17.04.2013 № 915р)

2.16. Работы на пути, расположенном рядом с тем, по которому ожидается проследование электропоезда "Сапсан" должны быть прекращены и работающие должны отойти на обочину этого пути на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса за 10 минут до его прохода.

Запрещается нахождение работников на междупутье при пропуске электропоездов "Сапсан" на перегонах на участках пути, расположенных на совмещенном земляном полотне.

(Пункт 2.16 дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 06.07.2010 № 1465р)

2.17. Руководители работ должны докладывать поездному диспетчеру:

- о времени начала и характере работ, намеченном сроке их окончания;

- в случаях когда выданное на определенный срок предупреждение своевременно отменено быть не может, руководитель работ должен своевременно поставить в известность о вынужденной задержке окончания работ дежурных по станциям, ограничивающим перегон, и убедиться в наличии установленных сигналов ограждения;

- об окончании работ.

Примечание: Запрещается поездным диспетчерам и дежурным по станциям разрешать производство работ без наличия средств связи у руководителя работ и проверки их работоспособности перед началом работ.

(номер 2.18 – пропущен в оригинале)

2.19. Если перед проходом электропоезда "Сапсан" будет нарушена нормальная работа устройств СЦБ, дежурный по станции должен немедленно доложить об этом поездному диспетчеру и машинисту электропоезда "Сапсан" и принять необходимые меры установленным порядком. Пропуск электропоездов "Сапсан" по главным путям станций, на которых устройства СЦБ выключены из действия с сохранением пользования сигналами, должен осуществляться в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ", утвержденной МПС России 31.12.1997 № ЦШ-530.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 06.07.2010 № 1465р)

2.20. В случаях возникновения неисправностей, которые могут создать угрозу безопасности движения поездов из-за отступлений в содержании отдельных устройств СЦБ, пути, контактной сети, электроснабжения или элементов рельсовых цепей, соответствующие работники, ответственные за их исправное состояние, должны наряду с принятием мер к устранению неисправностей, исходя из конкретных условий, определить меры безопасного пропуска высокоскоростных поездов (выдача предупреждений, ограничение скорости и др.)

2.21. В случае пропадания на локомотивных устройствах КЛУБ-У информации по каналу АЛС-ЕН или неустойчивой работы устройств АЛС-ЕН машинист обязан сообщить об этом дежурному по ближайшей станции, поездному диспетчеру.

2.22. В случае пропадания в устройстве КЛУБ-У сигналов АЛС-ЕН скорость поезда не должна превышать 160 км/ч.

2.23. При выходе из строя устройств КЛУБ-У машинист должен сообщить об этом поездному диспетчеру, получить у него регистрируемый приказ, и до восстановления работы устройств, следовать далее со скоростью не более 160 км/ч, руководствуясь показаниями путевых светофоров и требованиям, предусмотренными Приложением № 8 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286.

(Пункт дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 05.11.2015 № 2628р)

2.24. Дежурные по станциям, вокзалам заблаговременно оповещают пассажиров, проводников стоящих поездов, работников станции о приближении скоростного пассажирского поезда и запрещении нахождения людей в опасной зоне. Оповещение осуществляется по связи для информации пассажиров за 15 минут до прохода скоростного пассажирского поезда путем трехкратного повторения сообщения с интервалом 5 минут. За 1-2 минуты оповещение должно подаваться непрерывно. При отсутствии или неисправности на станции устройств связи для информации, пассажиров извещение о проследовании ВСП "САПСАН" должно осуществляться дежурными по вокзалам, платформам, другим работником по указанию ДСП, с помощью мегафонов.

2.25. На пассажирских платформах станций и остановочных пунктов, у билетных касс, переходах через пути, на переездах должны быть вывешены специальные информационные щиты о времени проследования электропоездов "Сапсан" и предупреждения людей об особой осторожности при их проходе (на станциях не менее 4-х, на др. остановочных пунктах не менее 2-х на каждую остановочную высокую платформу и 1-му на остановочный пункт с низкой пассажирской платформой). При этом дежурные работники, а также пассажиры, ожидающие поезда на платформах, должны отойти от края платформы на безопасное расстояние (не менее 2 м) или за ограничительные барьеры, специально установленные для этих целей. При подходе скоростного поезда к переездам, пассажирским платформам, пешеходным настилам машинист должен подавать частые сигналы.

2.26. Проводники стоящих на станциях пассажирских поездов, получив сообщение по громкой оповестительной связи станции, перед проходом по смежному пути скоростного пассажирского поезда обязаны закрыть с этой стороны двери вагонов и предупредить пассажиров о следовании такого поезда.

2.27. При подходах к участкам пути, в непосредственной близости которых расположены населенные пункты, машинист электропоезда "Сапсан" обязан подавать оповестительные сигналы большой громкости.

2.28. Запрещается попутное и встречное движение электропоезда "Сапсан" на двухпутных или многопутных (по смежному пути) перегонах:

- на участке Москва – Санкт-Петербург с грузопассажирскими, людскими, грузовыми, хозяйственными поездами, в составе которых имеются грузовые вагоны (при следовании электропоезда "Сапсан" по 3 главному пути участка Колпино - Тосно движение указанных поездов по 2 главному пути разрешается);

- на участке Москва – Нижний Новгород с поездами, в составе которых имеются вагоны с грузами всех степеней боковой негабаритности, полувагоны, платформы, думпкары с сыпучими грузами (окатыши, песок, щебень, уголь и др.).

(Пункт 2.28 дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 17.04.2013 № 915р)

2.29. Проследование электропоезда "Сапсан" (при следовании в скоростном режиме) светофоров с одним желтым немигающим огнем и двумя желтыми огнями (включая немигающий) должно осуществляться со скоростью не более 100 км/ч. При проследовании светофора с двумя желтыми огнями машинист обязан определить скорость проследования сигнала с учетом установленной скорости движения по стрелочным переводам. При следовании поезда на тупиковый путь станции скорость в начале пассажирской платформы в скоростном режиме должна быть не более 40 км/ч и не в скоростном режиме - не более 25 км/ч, за 100 метров до тупиковой призмы не более 20 км/ч, за 50 метров - не более 5 км/ч, остановка - не менее чем за 10 метров до тупиковой призмы. Режим торможения электропоезда при следовании на запрещающий сигнал, а так же при следовании на тупиковый путь определяется приказом по региональной дирекции (структурного подразделения) Дирекции скоростного сообщения в соответствии с установленным программным обеспечением электропоезда "Сапсан". С учетом особенностей работы тормозов на электропоезде "Сапсан" допускается применение комбинированного торможения при следовании на запрещающий сигнал и на тупиковый путь.

(Пункт дан в ред. Распоряжений ОАО "РЖД" от 28.11.2014 № 2780р, от 05.11.2015 № 2628р)

2.30. Дистанции пути должны ограничить скорость движения электропоездов "Сапсан" до 160 км/ч при наличии на пути щебеночного балласта, находящегося выше верха средней части шпал, при этом должно быть выдано соответствующее предупреждение на поезд, опасное место должно быть ограждено установленным порядком. Ответственность за определение наличия такого балласта возлагается на соответствующего начальника дистанции пути.

2.31. В случае вывода из работы (на участках постоянного тока) тяговых подстанций или других устройств энергоснабжения обеспечивающих стабильную для пропуска поездов мощность, дистанции энергоснабжения должны выдать на поезд предупреждение о необходимости ограничения тока потребления поездом при следовании по данному участку. При этом выдаваемое предупреждение должно содержать конкретную величину максимального тока потребления поездом из контактной сети и участок этого ограничения.

2.32. При эксплуатации сдвоенного электропоезда "Сапсан" должна быть использована конфигурация токоприемников "второй-четвертый" по ходу движения поезда. Также допускается конфигурация токоприемников "первый-четвертый", "первый-третий" по ходу движения поезда.

(Пункт добавлен Распоряжения ОАО "РЖД" от 04.04.2014 № 861р)

III. Порядок действия работников, обслуживающих электропоезда "Сапсан", в аварийных и нестандартных ситуациях

3.1. Порядок действий локомотивной бригады при получении сообщения от комплексной бортовой системы управления (далее - КБСУ) о нагреве одного из узлов колесно-редукторного блока:

- в случае выявления КБСУ нагрева одного из узлов колесно-редукторного блока ЭВС, независимо от показаний КТСМ, поезд автоматически останавливается, после чего неисправный узел осматривается бортинженером и локомотивной бригадой.

- по результатам осмотра машинист совместно с бортинженером принимает решение о возможности дальнейшего следования. В случае возникновения разногласий окончательное решение принимает машинист.

- в случае принятия решения о выводе с перегона поезда с нагретой буксой или при наличии признаков ее неисправности, скорость поезда не должна превышать 20 км/ч, включая движение по стрелочным переводам станций. Движение должно осуществляться плавно, поезд принимается на станцию на главный путь, при его занятости - на один из боковых путей с минимально возможным отклонением по стрелочным переводам.

- в случае если после остановки поезда в результате осмотра буксы вагона определено разрушение буксы, исключающее вращение колесной нары, машинист должен обеспечить вывод поезда с перегона при условиях исключения вращения колесной пары, следования на станцию со скоростью не более 5 км/ч под наблюдением помощника машиниста и исключения движения поездов по соседнему пути.

- при получении информации по речевому информатору или по поездной радиосвязи от ДСП (ДНЦ) о срабатывании устройств КТСМ машинист обязан произвести проверку нагрева буксы через КБСУ и если нагрев не подтвердился или нагрев соответствует рабочим параметрам буксы - продолжить движение;

- при получении информации по речевому информатору или по поездной радиосвязи от ДСП (ДНЦ) о срабатывании устройств контроля волочения КТСМ машинист обязан действовать в соответствие с пунктом 3.5. настоящей инструкции.

(Пункт 3.1 дан в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 06.07.2010 № 1465р)

3.2. Машинист, после остановки поезда, обязан:

- немедленно доложить ДСП (ДНЦ) о месте остановки, с указанием километра и пикета, после осмотра состава о результатах, о принятых мерах, и о возможности дальнейшего следования поезда;

- в случае отсутствии дефекта или его оперативного устранения, по согласованию с ДНЦ, электропоезд "Сапсан" должен продолжить следование с установленной скоростью.

3.3. В случае принятия решения о невозможности дальнейшего следования поездной бригадой выполняются следующие действия:

Машинист ЭВС "Сапсан" обязан:

- поставить в известность ДСП, ДНЦ, руководителей региональной дирекции скоростного сообщения и диспетчерскую службу ООО "Сименс" о случившемся. Руководители региональной дирекции скоростного сообщения и ООО "Сименс", по согласованию со старшим дорожным диспетчером, определяют дальнейшие действия по доставке пассажиров до пункта назначения;

- оставаться на составе до устранения неисправности или прибытия руководителей региональной Дирекции скоростного сообщения, другой локомотивной бригады ЭВС "Сапсан".

Начальник поезда и проводники вагонов обязаны:

- организовать комфортное пребывание пассажиров в поезде;

- по прибытии другого ЭВС "Сапсан" и (или) иного подвижного пассажирского состава обеспечить, пересадку пассажиров, при безусловном обеспечении безопасности жизни и здоровья, пересаживаемых с соблюдением всех необходимых требований охраны труда и техники безопасности.

В случае неисправности одного из составов сдвоенного электропоезда "Сапсан" разрешается машинисту электропоезда, по согласованию с руководителями региональной дирекции скоростного сообщения при соблюде

Наши рекомендации