Технологический процесс ремонта.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ
И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(Минтруд Новосибирской области)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР __________Т.В.Санькова «____»___________2015 г. |
ЗАДАНИЕ №________
На письменную экзаменационную работу
по профессиональному модулю
____________________________________________________
____________________________________________________
Студенту группы____________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
• Опишите назначение, устройство и действие__________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
• Опишите технологию ремонта _____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
• Начертите _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Преподаватель _____________________________________
Мастер п./о________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ
И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(Минтруд Новосибирской области)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А.Лунина»
Письменная экзаменационная работа
Тема работы: __________________________________________
____________________________________________________
Студент____________________________________________________________
__________________________________________________________________
группы______________________________
___________________________________________________________________
Профессия : ________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Руководитель работы ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Мастер производственного обучения __________________________________
___________________________________________________________________Работа допущена к защите с оценкой __________________________________
Новосибирск – 2015
Назначение, устройство резисторов на электровозе.
Технология ремонта резисторов.
Содержание
1. Введение.
2. Назначение.
3. Технические данные.
4. Устройство.
5. Принцип действия.
6. Технологический процесс ремонта.
7. Применение инструментов и материалов.
8. ОТ.
9. Заключение.
10.Литература.
Введение
Основной вид транспорта Российской Федерации – железнодорожный. На его долю приходится более 80% и около 40% всего объема соответственно грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.
В отличие от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по которым он идёт. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими колёсами. Однако возможно и другое устройство путей, например, безбалластный путь, где пути прикреплены к цементной основе.
Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями, а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в более длинные поезда. Движущей силой в поездах являются локомотивы, использующие электричество или производящие собственную мощность, обычно дизельными двигателями. Железнодорожный транспорт является безопасным видом транспорта по сравнению с другими его видами. Железнодорожный транспорт способен справляться с большими объёмами пассажиро- и грузопотоков и является энергоэффективным, однако обычно менее гибкий и более капиталоёмкий, чем автомобильный транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.
Цель работы:
Заданием на диплом мне было предложено детально изучить назначение, устройство резисторов на электровозе.
А также, с учетом практических навыков, приобретенных во время прохождения производственной практики, описать технологический процесс их ремонта
Назначение резисторов.
Резисторы в электрических цепях электровозов используют для ограничения тока, регулирования напряжения и тока на отдельных ее участках. В силовых цепях тяговых двигателей применяют резисторы, рассчитанные на прохождение по ним больших токов. В период пуска электровоза последовательно с тяговыми двигателями включают пусковые резисторы. Изменяя сопротивление резисторов, машинист регулирует напряжение и ток тяговых двигателей, а, следовательно, и силу тяги электровоза. При увеличении скорости возрастает противо-э.д.с. тяговых машин и снижается ток. Для поддержания тока из цепи выводят пусковые резисторы, замыкая отдельные секции контакторами. При переключении тяговых двигателей с одного соединения на другое на некоторых типах электровозов используют переходные резисторы, на которые кратковременно замыкают часть двигателей. Переходные резисторы препятствуют переходу замкнутых на них тяговых двигателей в режим генераторов и делают более плавным движение электровоза в период переключения двигателей. Для увеличения скорости движения применяют ослабление возбуждения тяговых двигателей за счет включения параллельно обмоткам возбуждения шунтирующего контура. В него входят и шунтирующие резисторы, сопротивление которых регулируют ступенями за счет замыкания части секций контакторами. В режиме рекуперативного торможения в цепь обмоток якорей тяговых двигателей включают уравнивающие резисторы, которые обеспечивают устойчивую работу тяговых двигателей и равномерную их нагрузку.
На электровозах ВЛ10 в силовых цепях используют фехралевые резисторы.
Устройство
РЕЗИСТОРЫ КФ
Каждый ящик резисторов КФ , устанавливаемый на отечественные электровозы, набирают из отдельных элементов.
Такой элемент представляет собой намотанную на ребро ленту 4 из фехраля марки Х13Ю4, обладающую высоким омическим сопротивлением и способную длительно выдерживать высокие температуры нагрева. Лента расположена в канавках стеатитовых изоляторов 3, сидящих на стальной штампованной распорке 2. Распорку концевыми частями закрепляют на поперечных изолированных слюдинитовыми трубками стержнях 6. Выводные медные концы 1, припаиваемые к концам ленты, укрепляют на стержнях 6 вместе с выводными шинами 10. Выводные концы изолируют один от другого и от распорок фарфоровыми шайбами 8 и миканитовыми шайбами 7. Расстояния между соседними элементами выдерживают с помощью дистанционных трубок 9, надеваемых на изолированный стержень. Сами изолированные стержни прикреплены к раме 5, сваренной из полосовой стали. Для удобства монтажа резисторов на электровозе одна сторона ящика обозначена буквой А, а другая буквой Б.
Ящики рассчитаны на установку 28 элементов по семь штук в горизонтальном ряду в четыре ряда или 21 элемента по семь штук в три ряда.
В зависимости от тока и необходимого сопротивления элементы в ящиках включают параллельно или последовательно между собой. Кроме того, ящики отличаются числом элементов, сечением ленты и числом параллельно наматываемых лент.
Наибольшее применение находят резисторы с мощностью элемента 2870 Вт при температуре 350° С, имеющие 80 витков ленты и среднее значение сопротивления 1,05 Ом.
Элементы резисторов могут работать при температурах до 700° С. Однако по условиям защиты краски стенок камеры от возгорания рабочая температура резисторов допускается не более 350—450° С.
Резисторы КФ обладают малой теплоемкостью, т. е. быстро нагреваются под действием тока, но способны отдать много тепла в окружающую среду, если их обдувать воздухом. Поэтому для снижения температуры нагрева резисторов при прохождении по лентам больших токов их принудительно охлаждают воздухом от вентиляторов электровоза. Чем больше продувать через резисторы воздуха, тем больший ток они выдержат без нагрева выше допустимых температур, т. е. тем большей мощности будут резисторы без увеличения их объема.
В комплект резисторов КФП-10А электровоза ВЛ10 входят 20 ящиков, из них 16 — четырехрядных и четыре — трехрядных. Шунтирующие резисторы КФШ-8 и общий демпферный резистор КФ-151 установлены в высоковольтной камере отдельно.
РЕЗИСТОРЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ
В цепях вспомогательных машин применяют резисторы для ограничения токов при пуске и коротких замыканиях. В общей цепи перед быстродействующим выключателем вспомогательных цепей или перед контактором вспомогательных цепей включают общий демпферный резистор, ограничивающий ток короткого замыкания. В цепях каждого электродвигателя вспомогательных машин включают демпферные резисторы или пусковые панели.
Демпферные резисторы включают последовательно в цепь двигателя в течение пуска и всего времени последующей его работы. Их применяют при сравнительно небольших мощностях вспомогательных машин, а также при частых пусках двигателей (например, мотор-компрессоров). При большой мощности вспомогательных машин оставлять включенными резисторы после пуска и разгона неэкономично, так как в них теряется часть электрической энергии.
В этом случае в цепь вспомогательной машины включают пусковую панель, состоящую из резистора и контактора МКП-23, закорачивающего весь резистор или его часть после пуска и разгона машины.
Резисторы ПП. На электровозах ВЛ10, ВЛ8 и ВЛ23 применяют резисторы ПП (Рис.3), составленные из секций резисторов СР-3.
Секция резистора СР-3 состоит из фарфорового цилиндра 5 с винтообразной канавкой по наружному диаметру, в которую укладывают проволоку с высоким омическим сопротивлением, обычно фехралевую. Элементы собирают на шпильках 6, укрепляемых на держателях 1. Один элемент от другого дополнительно изолируют фарфоровыми изоляторами 3, между которыми прокладывают резиновые шайбы 4. Элементы соединяют между собой электрически медными перемычками 2. В зависимости от сопротивления, диаметра проволоки, числа витков, шага намотки и других параметров элементы СР-3 разделяют по номерам. Эти элементы в зависимости от необходимого сопротивления соединяют между собой последовательно и параллельно.
Резисторы ПЭВ. В электрических цепях при небольших мощностях включают трубчатые проволочные эмалевые влагостойкие резисторы ПЭВ в качестве добавочных или регулирующих резисторов. Каждый элемент резистора состоит из гладкой фарфоровой или стеатитовой трубки 1 (рис. 4), на которую наматывают проволоку 2 с большим сопротивлением и заливают сверху стекловидной эмалью 4, предохраняющей проволоку от окисления, сдвига и разматывания при обрыве. Концы проволоки припаивают к зажимам 5, соединенных с лапками 8. Трубка 1 и лапки 8 стянуты шпилькой 3 и гайкой 7 через фарфоровые шайбы 6. Элементы ПЭВ имеют различные сопротивления — от 1 до 10 000 Ом — и рассчитаны на разные мощности. На электровозах применяют элементы ПЭВ-100, ПЭВ-75.ПЭВ-50, ПЭВ-15 (число указывает мощность резистора в Вт).
Элементы собирают на специальных панелях и соединяют последовательно по несколько штук для получения нужного сопротивления.
Подготовка к ремонту.
Пусковые и переходные резисторы подготавливают к ремонту так, чтобы можно было тщательно осмотреть все труднодоступные места. Ящики с пусковыми резисторами КФ продувают сжатым воздухом давлением 300 кПа (3 кгс/см2).
До разборки электровоза измеряют сопротивления всех блоков с помощью переносного измерительного моста. Сопротивления пусковых, переходных и резисторов ослабления возбуждения измеряют по секциям и позициям, подсоединяя выводы моста к контактам индивидуальных контакторов или групповых переключателей, управляющих включением соответствующих секций. Если резисторы или контакторы снимались с электровоза, то после сборки локомотива, как правило, сопротивления измеряют повторно. Это делают для того, чтобы убедиться в правильности монтажа оборудования. Для демпферных резисторов и резисторов пусковых панелей допускаются отклонения от номинальных значений до ±10%. Если сопротивления оказались больше нормы, это указывает на ухудшение состояния выводных концов, обрыв или плохое соединение их у проволочных резисторов, наличие трещин и надломов в чугунных и фехралевых резисторах.
Малое по сравнению с нормой сопротивление может быть следствием замыкания между отдельными витками, элементами или секциями резисторов.
Сопротивление изоляции пусковых резисторов измеряют мегаомметром раздельно для каждой группы в такой последовательности: элементы — шпильки, шпильки — корпус ящика, корпус ящика — земля.
В исправности изоляции других резисторов электровоза, как правило, убеждаются только путем измерения сопротивления изоляции всей силовой цепи.
Осмотри и ремнот.
Снимают верхний ряд фехралевых элементов, для чего отвертывают гайки стяжных изоляционных шпилек, снимают шайбы, изоляторы, отвертывают болты соединительных шин и вынимают элементы. Аналогично разбирают последующие ряды элементов ящика. Затем снимают со шпилек фарфоровые изоляторы, дистанционные трубки и шайбы.
Резисторы КФ подлежат переборке с заменой изоляторов, если выявлены трещины у трех и более ребристых изоляторов или сколы ребер более чем у десяти.
Бракуют изоляторы, имеющие поврежденную глазурь на длине свыше 10% пути перекрытия. Одновременно с осмотром поверхность всех изоляторов протирают салфетками, смоченными бензином. Подтяжкой гаек проверяют крепление изоляционных шпилек ящиков резисторов. Для предотвращения порезов в изоляции элементами делают это так, чтобы не допустить вращения шпилек. Надежно закрепляют все ослабшие болтовые соединения, заменяют треснувшие или обгоревшие перемычки между элементами и устраняют другие мелкие дефекты.
Неисправный изолятор или шпильку легко заменить без разборки ящика пускорегулирующих резисторов с помощью приспособления, показанного на рис. 6. Со шпильки 1, подлежащей снятию, снимают все крепежные детали, после чего навинчивают на нее стержень 3 с подвижным бойком 4. Ударяя бойком по упору 5, выбивают шпильку, а на ее место с противоположной стороны ящика продвигают более тонкую временную шпильку с закругленным наконечником, соответствующим диаметру шпильки 1. Освободив место под дефектным изолятором, заменяют его новым.
Затем ударами бойка по упору 2 ставят шпильку 1 на место. Если требуется провести ремонт с полной или частичной разборкой, ящик резисторов предварительно очищают в камере продувки сжатым воздухом давлением 200— 300 кПа (2—3 кгс/см2). При разборке ящика снимаемые детали комплектуют по группам: элементы резисторов, шпилек, изоляторы, боковины, изоляционные и контактные шайбы, выводные пластины и перемычки.
Затем осуществляют дефектировку неисправных деталей каждой группы.
Наиболее сложным является ремонт элементов пусковых и переходных резисторов. Их перебирают при обнаружении оплавлений, прогаров или изломов фехралевой спирали или трещин в ней. Подлежат переборке и те элементы, у которых обнаруживают последствия недопустимого нагрева: сильное коробление витков спирали и изменение цвета до красноватого оттенка. У элементов КФ трещины нередко наблюдаются в месте приварки вывода к спирали.
Для ремонта элемент обычно разбирают, снимая спираль с изоляторов. При заделке трещин поврежденное место зачищают до блеска, а затем разделывают и заваривают трещину газовой сваркой. При больших трещинах или других повреждениях фехралевой спирали поврежденное место вырезают или вырубают. Далее подбирают вставку с такими же сечением, размерами и числом витков, как и отрезанная часть. Длину последних витков вставки подбирают так, чтобы обеспечить соединение их с витками основной спирали внахлест на длине 15—20 мм. Соединяемые концы зачищают до блеска, соединяют струбцинами или оплавляют угольным электродом.
Сборка резисторов.
Сборку элементов КФ выполняют на специальном приспособлении. Фехралевую спираль укладывают между съемными гребнями 1 , шаг которых соответствует шагу между витками собираемого элемента. На рейки 3 и 5 укладывают необходимое число седел 2 и вводят их внутрь спирали. Затем рейки разводят с помощью клина 4 так, чтобы витки спирали вошли в прорези между гребнями изоляторов. Одновременно цапфа 6 реек выходит слева за пределы спирали. На нее надевают держатель 7 с вогнутыми внутрь упорами 8 и, протаскивая рейки вправо, внутрь изоляторов вводят до упора держатель. В завершение сборки отгибают упоры 8 и закрепляют держатель в изоляторах.
Раму ящиков осматривают и при обнаружении трещин или коробления ремонтируют, после чего окрашивают черным масляно-битумным лаком. Собирая ящик, обращают внимание на постановку и расположение изоляторов, дистанционных втулок и перемычек между элементами. При сборке стремятся не допустить вращения шпилек, чтобы не порезать их изоляцию держателями элементов. В завершение сборки обязательно проверяют установочные размеры ящика.
Требования к организации рабочего места.
Эксплуатируемое оборудование должно быть в полной исправности. Ограждение или защитные устройства должны быть установлены на место и соответствующим образом закреплены. Работать на неисправном оборудовании и при отсутствии или неисправном ограждении запрещается.
Вновь установленное или вышедшее из капитального ремонта оборудование может быть пущено в работу только после его комиссионной приемки с участием начальника цеха и инженера по охране труда.
Верстаки, столы и стеллажи должны быть прочными, устойчивыми и безопасными для работы и надежно закреплены на полу. Ящики верстаков должны иметь стопоры.
Поверхность верстаков должна быть обита гладким материалом, столы и стеллажи не должны иметь выбоин, заусенцев, трещин и др. дефектов.
Полки стеллажей должны иметь наклон внутрь во избежание падения хранящихся предметов.
При обивке верстака нельзя допускать выступающих кромок и острых уголков. Ширина верстака должна иметь не более 0.75м. Расстояние между тисами на верстаках должно соответствовать размеру обрабатываемых деталей и быть не менее 1м между осями тисов.
Для защиты рабочих от отлетающих осколков на верстаке должны быть установлены сетки высотой не менее 1м с ячейками не более 3-х мм.
Детали и материалы, поступившие на обработку, должны размешаться на специальных и четко обозначенных местах.
Передачи (ременные, канатные, цепные, шарнирные и др.) должны иметь прочные предохранительные ограждения. Вращающиеся элементы оборудования и механизмов, находящиеся на высоте ниже 2,5м от пола, должны быть ограждены.
Для каждого работающего должно быть обеспечено удобное рабочее место, не стесняющее его действий во время исполняемой работы. Рабочее место должно быть обеспечено достаточной площадью для размещения вспомогательного оборудования, а так же необходимым инвентарем для хранения инструмента, оснастки заготовок и обрабатываемых изделий (стеллажи, столы, ящики, тумбочки и т.п.).
На рабочем месте под ногами рабочего должен быть исправный деревянный решетчатый настил, у которого расстояние между планками должно соответствовать 25-30мм.
Рабочее место должно быть достаточно освещенным и содержатся в чистоте.
Уборка рабочего места должна производиться в течение рабочего дня и после каждой смены по мере накопления на рабочих местах готовой продукции и отходов.
Заключение.
При выполнении письменной экзаменационной работы я изучил назначение, конструкцию и технические данные резисторов электровоза, узнал технологический процесс их ремонта. Я узнал, какие инструменты, материалы и приспособления используются при ремонте , какие требования предъявляются к их содержанию и техническому состоянию.
Литература.
1. Грищенко А.В., Стрекопытов В.В., Ролле И.А. Устройство и ремонт электровозов и электропоездов. М.: Академия, 2008
2. Алябьев С.А. и др. Устройство и ремонт электровозов постоянного тока. Учебник для технических школ Ж.Д. транспорта. - М.: Транспорт, 1977.
3. Дубровский З.М. Электровоз: Управление и обслуживание. М, Транспорт, 1985.
4. Жуков В.И. Охрана труда на железнодорожном транспорте. Учебное пособие для средних профессионально-технических училищ. - М.: Транспорт, 1988.
5. Кикнадзе О.А. Электровоз ВЛ-10. - М.: Транспорт, 1975.
6. Красковская С.Н. и др. Текущий ремонт и техническое обслуживание
электровозов постоянного тока. -М.: Транспорт, 1966.
7. Крутяков В.С. Охрана труда и основы экологии на железнодорожном
транспорте. - М.: Транспорт, 1993.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ
И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(Минтруд Новосибирской области)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А. Лунина»
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР __________Т.В.Санькова «____»___________2015 г. |
ЗАДАНИЕ №________
На письменную экзаменационную работу
по профессиональному модулю
____________________________________________________
____________________________________________________
Студенту группы____________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
• Опишите назначение, устройство и действие__________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________
• Опишите технологию ремонта _____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
• Начертите _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Преподаватель _____________________________________
Мастер п./о________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ
И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(Минтруд Новосибирской области)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н.А.Лунина»
Письменная экзаменационная работа
Тема работы: __________________________________________
____________________________________________________
Студент____________________________________________________________
__________________________________________________________________
группы______________________________
___________________________________________________________________
Профессия : ________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Руководитель работы ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Мастер производственного обучения __________________________________
___________________________________________________________________Работа допущена к защите с оценкой __________________________________
Новосибирск – 2015
Назначение, устройство резисторов на электровозе.
Технология ремонта резисторов.
Содержание
1. Введение.
2. Назначение.
3. Технические данные.
4. Устройство.
5. Принцип действия.
6. Технологический процесс ремонта.
7. Применение инструментов и материалов.
8. ОТ.
9. Заключение.
10.Литература.
Введение
Основной вид транспорта Российской Федерации – железнодорожный. На его долю приходится более 80% и около 40% всего объема соответственно грузовых и пассажирских перевозок, выполняемых транспортом общего пользования. Железные дороги, будучи основой транспортной системы Российской Федерации, имеют чрезвычайно важное государственное, экономическое, социальное и оборонное значение. От них требуется своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей населения, грузоотправителей и грузополучателей в перевозках.
В отличие от автомобильного транспорта, где транспортное средство просто движется по подготовленной поверхности, железнодорожный транспорт направляется путями, по которым он идёт. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими колёсами. Однако возможно и другое устройство путей, например, безбалластный путь, где пути прикреплены к цементной основе.
Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями, а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в более длинные поезда. Движущей силой в поездах являются локомотивы, использующие электричество или производящие собственную мощность, обычно дизельными двигателями. Железнодорожный транспорт является безопасным видом транспорта по сравнению с другими его видами. Железнодорожный транспорт способен справляться с большими объёмами пассажиро- и грузопотоков и является энергоэффективным, однако обычно менее гибкий и более капиталоёмкий, чем автомобильный транспорт при меньшей загрузке транспортной сети.
Цель работы:
Заданием на диплом мне было предложено детально изучить назначение, устройство резисторов на электровозе.
А также, с учетом практических навыков, приобретенных во время прохождения производственной практики, описать технологический процесс их ремонта
Назначение резисторов.
Резисторы в электрических цепях электровозов используют для ограничения тока, регулирования напряжения и тока на отдельных ее участках. В силовых цепях тяговых двигателей применяют резисторы, рассчитанные на прохождение по ним больших токов. В период пуска электровоза последовательно с тяговыми двигателями включают пусковые резисторы. Изменяя сопротивление резисторов, машинист регулирует напряжение и ток тяговых двигателей, а, следовательно, и силу тяги электровоза. При увеличении скорости возрастает противо-э.д.с. тяговых машин и снижается ток. Для поддержания тока из цепи выводят пусковые резисторы, замыкая отдельные секции контакторами. При переключении тяговых двигателей с одного соединения на другое на некоторых типах электровозов используют переходные резисторы, на которые кратковременно замыкают часть двигателей. Переходные резисторы препятствуют переходу замкнутых на них тяговых двигателей в режим генераторов и делают более плавным движение электровоза в период переключения двигателей. Для увеличения скорости движения применяют ослабление возбуждения тяговых двигателей за счет включения параллельно обмоткам возбуждения шунтирующего контура. В него входят и шунтирующие резисторы, сопротивление которых регулируют ступенями за счет замыкания части секций контакторами. В режиме рекуперативного торможения в цепь обмоток якорей тяговых двигателей включают уравнивающие резисторы, которые обеспечивают устойчивую работу тяговых двигателей и равномерную их нагрузку.
На электровозах ВЛ10 в силовых цепях используют фехралевые резисторы.
Устройство
РЕЗИСТОРЫ КФ
Каждый ящик резисторов КФ , устанавливаемый на отечественные электровозы, набирают из отдельных элементов.
Такой элемент представляет собой намотанную на ребро ленту 4 из фехраля марки Х13Ю4, обладающую высоким омическим сопротивлением и способную длительно выдерживать высокие температуры нагрева. Лента расположена в канавках стеатитовых изоляторов 3, сидящих на стальной штампованной распорке 2. Распорку концевыми частями закрепляют на поперечных изолированных слюдинитовыми трубками стержнях 6. Выводные медные концы 1, припаиваемые к концам ленты, укрепляют на стержнях 6 вместе с выводными шинами 10. Выводные концы изолируют один от другого и от распорок фарфоровыми шайбами 8 и миканитовыми шайбами 7. Расстояния между соседними элементами выдерживают с помощью дистанционных трубок 9, надеваемых на изолированный стержень. Сами изолированные стержни прикреплены к раме 5, сваренной из полосовой стали. Для удобства монтажа резисторов на электровозе одна сторона ящика обозначена буквой А, а другая буквой Б.
Ящики рассчитаны на установку 28 элементов по семь штук в горизонтальном ряду в четыре ряда или 21 элемента по семь штук в три ряда.
В зависимости от тока и необходимого сопротивления элементы в ящиках включают параллельно или последовательно между собой. Кроме того, ящики отличаются числом элементов, сечением ленты и числом параллельно наматываемых лент.
Наибольшее применение находят резисторы с мощностью элемента 2870 Вт при температуре 350° С, имеющие 80 витков ленты и среднее значение сопротивления 1,05 Ом.
Элементы резисторов могут работать при температурах до 700° С. Однако по условиям защиты краски стенок камеры от возгорания рабочая температура резисторов допускается не более 350—450° С.
Резисторы КФ обладают малой теплоемкостью, т. е. быстро нагреваются под действием тока, но способны отдать много тепла в окружающую среду, если их обдувать воздухом. Поэтому для снижения температуры нагрева резисторов при прохождении по лентам больших токов их принудительно охлаждают воздухом от вентиляторов электровоза. Чем больше продувать через резисторы воздуха, тем больший ток они выдержат без нагрева выше допустимых температур, т. е. тем большей мощности будут резисторы без увеличения их объема.
В комплект резисторов КФП-10А электровоза ВЛ10 входят 20 ящиков, из них 16 — четырехрядных и четыре — трехрядных. Шунтирующие резисторы КФШ-8 и общий демпферный резистор КФ-151 установлены в высоковольтной камере отдельно.
РЕЗИСТОРЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ЦЕПЕЙ
В цепях вспомогательных машин применяют резисторы для ограничения токов при пуске и коротких замыканиях. В общей цепи перед быстродействующим выключателем вспомогательных цепей или перед контактором вспомогательных цепей включают общий демпферный резистор, ограничивающий ток короткого замыкания. В цепях каждого электродвигателя вспомогательных машин включают демпферные резисторы или пусковые панели.
Демпферные резисторы включают последовательно в цепь двигателя в течение пуска и всего времени последующей его работы. Их применяют при сравнительно небольших мощностях вспомогательных машин, а также при частых пусках двигателей (например, мотор-компрессоров). При большой мощности вспомогательных машин оставлять включенными резисторы после пуска и разгона неэкономично, так как в них теряется часть электрической энергии.
В этом случае в цепь вспомогательной машины включают пусковую панель, состоящую из резистора и контактора МКП-23, закорачивающего весь резистор или его часть после пуска и разгона машины.
Резисторы ПП. На электровозах ВЛ10, ВЛ8 и ВЛ23 применяют резисторы ПП (Рис.3), составленные из секций резисторов СР-3.
Секция резистора СР-3 состоит из фарфорового цилиндра 5 с винтообразной канавкой по наружному диаметру, в которую укладывают проволоку с высоким омическим сопротивлением, обычно фехралевую. Элементы собирают на шпильках 6, укрепляемых на держателях 1. Один элемент от другого дополнительно изолируют фарфоровыми изоляторами 3, между которыми прокладывают резиновые шайбы 4. Элементы соединяют между собой электрически медными перемычками 2. В зависимости от сопротивления, диаметра проволоки, числа витков, шага намотки и других параметров элементы СР-3 разделяют по номерам. Эти элементы в зависимости от необходимого сопротивления соединяют между собой последовательно и параллельно.
Резисторы ПЭВ. В электрических цепях при небольших мощностях включают трубчатые проволочные эмалевые влагостойкие резисторы ПЭВ в качестве добавочных или регулирующих резисторов. Каждый элемент резистора состоит из гладкой фарфоровой или стеатитовой трубки 1 (рис. 4), на которую наматывают проволоку 2 с большим сопротивлением и заливают сверху стекловидной эмалью 4, предохраняющей проволоку от окисления, сдвига и разматывания при обрыве. Концы проволоки припаивают к зажимам 5, соединенных с лапками 8. Трубка 1 и лапки 8 стянуты шпилькой 3 и гайкой 7 через фарфоровые шайбы 6. Элементы ПЭВ имеют различные сопротивления — от 1 до 10 000 Ом — и рассчитаны на разные мощности. На электровозах применяют элементы ПЭВ-100, ПЭВ-75.ПЭВ-50, ПЭВ-15 (число указывает мощность резистора в Вт).
Элементы собирают на специальных панелях и соединяют последовательно по несколько штук для получения нужного сопротивления.
Технологический процесс ремонта.
Для поддержания электровозов в работоспособном состоянии и обеспечения надежной и безопасной их эксплуатации существует система технического обслуживания и ремонта электроподвижного состава. Она введена приказом МПС России от 30 декабря 1999 г. N ЦТ-725 и положением № 3р от 17.01.2005г.
Предусматривается проведение следующих видов технического обслуживания и текущего ремонта электровозов постоянного тока серий ВЛ:
- технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 для предупреждения появления неисправностей, поддержания электровозов в работоспособном и надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии, обеспечения бесперебойной, безаварийной работы и пожарной безопасности. Техническое обслуживание ТО-3 может быть упразднено начальником железной дороги по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства МПС России;
- техническое обслуживание ТО-4 для обточки бандажей колесных пар без выкатки их из-под электровоза при достижении оптимальных для данного участка эксплуатации или предельных величин проката и толщины гребней бандажей;
- техническое обслуживание ТО-5, выполняемое:
в процессе подготовки электровоза для постановки в запас МПС России и длительного содержания в резерве железной дороги -ТО-5а;
в процессе подготовки электровоза к отправке в недействующем состоянии в капитальный ремонт на заводы или в другие депо, в текущий ремонт в другие депо, передачи на баланс другим депо или передислокации-ТО-5б;
в процессе подготовки электровоза к эксплуатации после постройки, ремонта на заводах или в других депо, после передислокации-ТО-5в;
в процессе подготовки электровоза к эксплуатации перед выдачей из запаса МПС России или РУД-ТО-5г;
- текущие ремонты ТР-1, ТР-2 и ТР-3 для поддержания работоспособности электровозов, восстановления основных эксплуатационных характеристик и обеспечения их стабильности в межремонтный период путем ревизии, ремонта, регулировки, испытаний и замены деталей, узлов, агрегатов.
- капитальные ремонты (КР-1 и КР-2) являются главным средством «оздоровления» электровозов и предусматривают восстановление несущих конструкций кузова, сложный ремонт рам тел