Эксплуатация светосигнального оборудования

Эксплуатация оборудования это использование его по прямому назначению, периодическое выполнение регламентных работ, ремонт оборудования. Использование светосигнального оборудования определяется нормативными документами, регламентирующими светотехническое обеспечение полетов, а также инструкциями заводов изготовителей оборудования.

Управление системой ОВИ. Система ОВИ должна быть включена:

- при ночных полетах - за 15 мин до захода солнца или до расчетного времени прибытия (вылета) воздушного судна;

- в дневных условиях - при видимости 2000 м и менее;

- в других случаях - по указанию руководителя полетов (диспетчеров) или по требованию экипажа.

Система ОВИ должна быть выключена:

- с восходом солнца;

- в дневное время при видимости более 2000 м;

- при отсутствии полетов или при перерывах в прилетах (вылетах) воздушных судов более 15 мин.

Перед каждым заходом на посадку воздушного судна дис­петчер обязан убедиться в том, что система ОВИ включена (по мнемосхеме).

При изменении видимости необходимо своевременно переключать огни на соответствующую группу яркости.

По требованию командира воздушного судна увеличить или уменьшить яркость огней диспетчер обязан немедленно пере­ключить огни на одну группу выше или ниже по сравнению с ранее включенной.

Включение посадочного оборудования системы ОВИ про­изводят в следующем порядке:

- включить требуемое направление посадки;

- включить кнопку (переключатель) «ПОСАДКА» или «ВЗЛЕТ».

Включение огней системы в режиме «ВЗЛЕТ» следует произ­водить в том случае, когда аэропорт закрыт для посадки или когда прилет воздушных судов не ожидается в течение длитель­ного времени. В этом случае огни приближения и световых гори­зонтов не включаются.

В остальных случаях переключатель должен стоять в поло­жении «ПОСАДКА», когда огни обеспечивают одновременно и взлет, и посадку воздушных судов:

- нажать кнопку оперативного управления в соответствии с временем суток и значением МДВ;

- при индивидуальном управлении огнями зоны приземления, осевыми огнями ВПП и глиссадными огнями ручки переключате­лей этих огней поставить в положения, соответствующие види­мости и времени суток.

При необходимости включения огней пятой или шестой кноп­кой следует сначала включить третью кнопку, а затем требуемую, что позволит уменьшить броски тока в регуляторах яркости и кабельных кольцах огней.Запрещается одновременно нажимать на две и более кнопки оперативного управления, так как это может привести к нарушению работы схемы дистанционного управления.

Для любого изменения яркости огней следует нажать требуе­мую кнопку, не трогая ранее включенную.

При выходе из строя панели оперативного управления и необходимости использования огней до устранения неисправности диспетчер посадки обязан потребовать от сменного инженера службы ЭСТОП включения системы ОВИ, сообщив номер группы яркости. В этом случае включение огней производит сменный инженер службы ЭСТОП со стоек аппаратуры управления.

При вступлении на дежурство диспетчер посадки обязан по мнемосхеме проверить исправность работы огней и системы дистанционного управления путем поочередного включения кнопок всех групп яркости для первого и второго направления посадки. При наличии неисправности потребовать от сменного инженера службы ЭСТОП ее немедленного устранения.

Система ОВИ соответствует требованиям летной эксп­луатации как при ее полной исправности, так и в случае выхода из строя части оборудования. Допустимое количество неисправ­ных огней в каждой из подсистем и источников электроснабже­ния системы, при которых разрешается продолжение полетов без ограничений или требуется повышение посадочного мини­мума, определяется Инструкцией по использованию светосиг­нальных систем и средств электроснабжения при частичных отка­зах.

Соответствие светосигнальной системы ОВИ категории ИКАО при отказе части её оборудования определяется следующим образом, если действуют:

В ОВИ-I - 85% огней в каждой из следующих подсистем:

- огней приближения;

- входных огней;

- посадочных огней;

- ограничительных огней.

В ОВИ-II и III - 95% огней в каждой из следующих подсистем:

- огней приближения на ближайшем к ВПП 450-метровом участке;

- осевых огней ВПП;

- входных огней ВПП;

- посадочных огней ВПП;

- 90% огней зоны приземления;

-85% огней приближения за пределами ближай­шего к ВПП 450-метрового участка;

- 75% ограничительных огней ВПП.

Не допускается наличие двух рядом рас­положенных неисправных огней, за исключением ли­нейных огней и световых горизонтов, где допускает­ся наличие двух соседних неисправных огней.

В огнях линии "стоп" не допускается наличие более двух неисправных огней.

Информацию о работоспособности системы ОВИ, коли­честве неисправных огней представляет сменный инженер служ­бы ЭСТОП, который несет ответственность за ее достоверность

Система светосигнального оборудования может быть использована для обеспечения полетов также при возникновении отдельных отказов и неис­правностей оборудования и средств электроснабже­ния.

В зависимости от характера отказов полеты с ис­пользованием указанной системы могут быть продол­жены без ограничений, либо потребуется изменение минимума для посадки и взлета или прекращение полетов.

Разрешается продолжение полетов (посадок и взлетов) без ограничений при следующих отказах оборудования систем ОВИ-1 и ОВИ-2:

- подсистемы огней приближения и светового горизонта кругового обзора;

- подсистемы посадочных огней кругового обзора;

- глиссадных огней;

- импульсных огней;

- боковых рулежных огней на участке руления при условии руления воздушного судна на пониженной скорости за машиной сопровождения либо по маршруту руления с исправными рулежными огнями;

- одного из трех независимых источников электро­питания (на срок не более 5 суток) при обеспечении оставшимися источниками нормативного, максималь­но допустимого для данного объекта времени пере­ключения;

- одной из двух кабельных линий посадочных про­жекторных огней в системе ОВИ-1 при наличии осе­вых огней ВПП.

Разрешается выполнение взлетов без огра­ничений при отказах в системах ОВИ-1 и ОВИ-2:

- прожекторных огней приближения;

- боковых и центральных огней КПБ;

- входных огней;

- огней зоны приземления;

- не более одной кабельной линии посадочных прожекторных огней (при наличии осевых огней ВПП).

Минимум для посадки II категории повыша­ется до минимума I категории при отказах в системах ОВИ-2 более одной кабельной линии:

- осевых огней ВПП;

- боковых и центральных огней КПБ;

- огней зоны приземления.

Эксплуатация светосигнального оборудования службой ЭСТОП заключается в проведении ежедневных, еженедельных, ежеквартальных полугодовых регламентных работ и соответствующих осмотров, испытаний и ремонтов.

Все эти виды работ планируют и выполняют по годовому графику планово предупредительных работ (ППР). Годовой график ППР составляет начальник службы ЭСТОП и утверждается руководителем предприятия не позже чем за месяц до начала календарного года.

При ежедневном обслуживании выполняют следующие работы: устраняют дефекты, выявленные в процессе эксплуатации огней в предыдущую смену; проводят контроль огней, при этом в светлое время суток с разрешения руководителя полетов включают все огни системы и оценивают состояние оборудования; номера несправных огней записывают. Принято, что огонь не годен к эксплуатации, если его интенсивность уменьшилась до 50% номинальной, либо изменился угол рассеяния или цветность излучения

Отключают систему и заменяют вышедшие из строя лампы, светофильтры, призматические колпаки или полностью огни.

Проверяют правильность набора групп огней и ступеней яркости с пульта дистанционного управления, а также выходные токи РЯ и сопротивления кабельных колец. Современные регуляторы яркости имеют дополнительную аппаратуру автоматически контролирующую сопротивление изоляции и число неисправных ламп.

Результаты осмотра, а так же выполненные работы записываются в оперативный журнал и сменный инженер сообщает руководителю полетов о готовности электросветотехнического оборудования к работе.

Еженедельно обслуживаются углубленные и глиссадные огни. При этом очищается оптическая система углубленного огня, проверяется состояние механических элементов конструкции. При повреждении линз или болтов, а также нарушении мастики вблизи линз крышки огонь заменяют. При каждом открытии углубленного огня заменяют прокладку и очищают уплотняющие поверхности. Для надежной эксплуатации углубленных огней рекомендуется иметь постоянный резерв крышек с отремонтированными и испытанными оптическими системами в количестве 10% каждого применяемого типа.

У глиссадных огней проверяют правильность установки углов возвышения их световых пучков.

Ежемесячное обслуживание – это работы ежедневного и еженедельного обслуживания, а также:

-очистка внешних поверхностей защитных стекол и светофильтров всех огней;

-очистка и протирка передних панелей знаков световых указателей, при существенном повреждении краски - замена панели;

-замена поврежденных оснований углубленных огней;

-проверка целостности контактных соединений заземляющих контуров огней;

-проведение летной проверки глиссадных огней в соответствии с утвержденной типовой программой летной проверки системы глиссадных огней.

Ежеквартальное обслуживание включает в себя ежемесячное обслуживание и проведение проверки визиром значений углов разворота световых пучков огней в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Проверку выполняют выборочно для тех огней, правильность которых вызывает сомнение. Если произошел наклон огня из-за смещения грунта или механического воздействия, выполняют летную проверку светосигнального оборудования аэродрома.

Полугодовое обслуживание состоит из ежеквартального и дополнительных работ. Проверяют качество отражательной поверхности прожекторных огней.

Внешним осмотром проверяют:

- состояние опор и стоек огней, при необходимости их выравнивают;

-детали крепления огней, очищают от ржавчины, смазывают;

-состояние резиновых прокладок всех огней и целостность гибких шлангов, при необходимости заменяют их новыми;

-состояние кабельных траншей, колодцев для изолирующих трансформаторов и отмостков. Измеряют сопротивление низковольтных кабелей мегаомметром на 2500 В и повышают его до заданного уровня;

-измеряют сопротивление контура заземления огней.

Летную проверку углов разворота световых пучков для категорированных ОВИ проводят один раз в 4 месяца и оформляют специальными актами.

Летные проверки систем светосигнального оборудования осуществляют самолеты – лаборатории специальных авиаэскадрилий при облете радиотехнических средств посадки или воздушные суда, выполняющие учебно-тренировочные полеты при участии в них специалистов службы ЭСТОП.

При летной проверке определяют:

-исправность всех огней и правильность регулировки их световых пучков;

-четкость и оперативность включения и переключения ступеней яркостей огней по командам с борта воздушного судна;

-правильность включения групп огней и их яркости с пульта оперативного управления;

-светосигнальную картину системы на соответствие утвержденной схеме по расположению и цветности огней.

Контрольные вопросы

1. В каких случаях включается, выключается система ОМИ?

2. Как осуществляется управление яркостью огней при отказе пульта управления огнями?

3. Укажите предельно допустимые отказы по группам огней для ОВИ-1, ОВИ-2(3).

4. При наличии отказов каких огней ОМИ-1(2) разрешается продолжение полетов без ограничений?

5. В каких случаях посадочный минимум категории II повышается до категории I?

6. Перечислите работы, которые выполняются со светотехническим оборудованием при ежедневном, еженедельном, ежеквартальном и полугодовом обслуживаниях.

7. Что определяют при летных проверках светотехнического оборудования?

Литература

1. Электросветосигнальное оборудование аэродромов. Фрид Ю. В., Величко Ю. К. и др. М.: Транспорт, 1988, 318 с.

2. Гладыш И. С. Андреев П. Л. Электроснабжение аэропортов. М.: Транспорт, 1979, 247 с.

3. Андреев П. Л., Гладыш И. С., Воеводзинский В. А. Светотехнические системы обеспечения полетов. М.: Транспорт, 1981, 279 с.

4. Алекторов В. А., Волков К. И., и др. Электрическое и световое оборудование аэропортов. М.: Редиздат Аэрофлота, 1966, 580 с.

5. Басов Ю. Г. Светосигнальные устройства. М.: Транспорт, 1993, 309 с.

Содержание

Раздел 1. Электроснабжение и электрическое оборудование аэропортов….3

1.1. Организация электросветотехнического обеспечения полетов. Служба ЭСТОП……………………………………………………............3

1.2. Общие сведения по электроснабжению аэропортов……………….10

1.3. Трансформаторные подстанции аэропортов………………………..14

1.3.1. Состав оборудования трансформаторных подстанций…………..14

1.3.2. Силовые трансформаторы………………………………………….17

1.3.3. Высоковольтная коммутационная аппаратура……………………22

1.3.4. Низковольтные коммутационные аппараты………………………25

1.4. Аварийные электростанции…………………………………………..33

1.4.1. Устройство дизель-генераторов……………………………………33

1.4.2. Регулирование напряжения в дизель-генераторах………………..36

1.5. Распределение электрической энергии в аэропортах………………39

1.5.1. Электрические сети…………………………………………………39

1.5.2. Защита электрических сетей и установок…………………………44

1.6. Релейная защита электроустановок………………………………….52

1.7. Обеспечение бесперебойности электроснабжения…………………58

1.7.1. Высоковольтные и низковольтные АВР…………………………..58

1.7.2. Агрегаты бесперебойного питания………………………………...60

1.7.3. Устройство и работа инверторов статических преобразователей.62

1.7.4. Стабилизация напряжения в статических преобразователях……66

1.8. Эксплуатация электротехнического оборудования аэродромов….68

Раздел 2. Светотехническое оборудование аэропортов……………………...71

2.1. Основные требования к системе светотехнических средств посадки……………………………………………………………………..71

2.2. Основные сведения по светотехнике………………………………..73

2.2.1. Световой поток. Освещенность. Яркость…………………………73

2.2.2. Световые свойства материалов…………………………………….77

2.2.3. Пороговая освещенность………………………………………… 81

2.2.4. Дальность видимости объектов……………………………………83

2.3. Электрические источники света……………………………………..87

2.4. Светотехнические системы аэродромов…………………………….93

2.4.1. Состав и назначение огней систем посадки……………………….93

2.4.2. Глиссадные огни…………………………………………………….96

2.4.3. Светосигнальные системы посадки………………………………..98

2.4.4. Огни рулежных дорожек…………………………………………..105

2.4.5. Светосигнальное оборудование посадочных площадок для вертолетов…………………………………………………………………108

2.5. Управление яркостью светосигнальных систем…………………...110

2.6. Управление светосигнальным оборудованием…………………….114

2.7. Эксплуатация светосигнального оборудования……………………120

Литература……………………………………………………………………...126

Наши рекомендации