Тема 2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЛС
ЗАНЯТИЕ 1 | Общие сведения об электронных приборах |
1. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
В результате изучения темы студенты должны:
ЗНАТЬ устройство, принцип работы ЭВП и их применение в схемах РЛВ;
УМЕТЬ определять параметры радиоламп по их характеристикам.
2. МЕТОД - групповое занятие.
3. ВРЕМЯ - 2 часа.
4. МЕСТО - учебная аудитория.
5. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: проекционная аппаратура, слайды, плакаты, схемы | |||
6. ЛИТЕРАТУРА:
| |||
Учебные вопросы и распределение времени (слайд №3).
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | 10 мин. | |
1. | Электровакуумные приборы, термоэлектронная эмиссия. | 20 мин. |
2. | Двухэлектродная лампа – диод. Принцип работы и анодная характеристика. | 15 мин. |
3. | Трехэлектродная лампа – триод. Принцип работы и анодно-сеточная характеристика. | 20 мин. |
4. | Многоэлектродные лампы. Лучевой тетрод. | 15 мин. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | 10 мин. |
Ход занятий
Вступительная часть:
· Прием доклада дежурного по взводу;
· Проверка личного состава и готовности к занятию;
Примерные контрольные вопросы для повторения
материала по теме 1 занятие 6:
Перечислить основные технические характеристики РЛС и дать определение зоны обнаружения, информационной способности, помехозащищенности, эксплуатационной надежности.
Дать определение техническим характеристикам передающего устройства РЛС.
От каких параметров РЛС зависит максимальная дальность действия станции?
Какими параметрами характеризуется зона обнаружения РЛС?
· Доведения темы, целей занятия и учебных вопросов;
Основная часть.
Первый учебный вопрос.
Электровакуумные приборы, термоэлектронная эмиссия.
Современные боевые действия немыслимы без радиосвязи, радио-локации, радионавигации и систем управления войсками. Решение этих задач возможно только на основе широкого применения различных электронных приборов.
В России первые электронные лампы были созданы В.И.Коваленковым (1910-1912 гг.). Большой вклад в создание электронных приборов внесли советские ученые М.А.Бонч-Бруевич, Д.А.Рожанский и другие.
Электронными приборами называются устройства, принцип рабо-ты которых основан на использовании явлений, возникающих в про-цессе получения потоков электронов, управления движением этих потоков и их преобразования на конструкциях приборов.
В зависимости от свойств пространства, в котором происходит движение электронных потоков, электронные приборы разделяются на вакуумные, газоразрядные и полупроводниковые.
Электровакуумные приборы (ЭВП)
ЭВП называются такие устройства, действие которых основано на использовании электрических явлений в вакуумной части этих устройств.
ЭВП делятся на две основные группы (слайд 4):
- электронные лампы, действие которых основано на использовании только электронного потока, движущегося в пространстве высокого вакуума;
- газоразрядные приборы, у которых в переносе электрических зарядов участвует как электроны, так и ионы, получающиеся вследствие ионизации газа, заполняющего прибор.
В радиотехнике и электронике электронные лампы применяются для усиления, генерирования и преобразования электрических колебаний.
Принцип действия электронной лампы основан на использовании термоэлектронной эмиссии.
Термоэлектронная эмиссия
Так как работа электронных ламп основана на возможности получения управляемых потоков электронов, то, следовательно, составной их частью должен быть источник электронов или эмиттер. Эмиттер - латинское слово (испускать, излучать) - электрод, который является источником электронов при воздействии внешних причин (нагревание, электрическое поле и т.д.).
В металлах внешние электроны сравнительно слабо связаны с ядрами атомов, поэтому всегда имеются полусвободные электроны, которые оторвались от своих атомов и хаотически, с различными скоростями в разных направлениях перемещаются в межатомном пространстве (слайд 5).
При обычных условиях электроны, притягиваясь положительно заряженными атомами, не могут покинуть пределы металла. Чтобы электрон стал свободным, т.е. покинул пределы металла, он должен получить извне, за счет внешнего источника, некоторую добавочную энергию, за счет которой электрон совершает работу выхода.
Таким образом, если подключить металлический проводник к источнику электрической энергии - батарее накала БН, то по проводнику будет протекать электрический ток, нагревающий проводник. При нагревании проводника скорость электронов будет увеличиваться. При высокой температуре скорость возрастает настолько, что некоторые электроны, преодолевая отталкивающее действие ранее вылетевших электронов и притяжение положительных ионов в металле (атомов, потерявших электроны), будут вылетать на пределы проводника, образуя вокруг последнего электронное облачко отрицательного заряда. Плотность электронного облачка возрастает с ростом температуры.