Функциональные элементы управления финансами

Функциональные элементы управления финансами: планирование, реализацию планов, контроль. Различают стратегическое и оперативное; общее и локальное; управление на высшем, промежуточном и низшем звене (иерархические системы).

Финансовая стратегия – план действий на перспективу, Это программа материального обеспечения выполнения задач, предусмотренных концепцией социально-экономического развития государства. Финансовая тактика - конкретизация направлений и способов мобилизации и распределения денежных ресурсов в рамках коротких отрезков времени.

Государственное управление финансами состоит из двух взаимосвязанных частей:

- выработки финансовой политики;

- процесса управления финансами.

Начальной стадией государственного управления финансами является выработка финансовой политики, т.е. стратегии и тактики создания форм финансовых отношений, предназначенных для решения задач экономического и социального развития общества.

На основании выработанной государственной политики начинается процесс управления финансами.

Процесс управления финансами состоит из стадий управления. К ним относятся:

- создание в соответствии с выработанной финансовой политикой конкретных форм финансовых отношений;

- практическое применение созданных форм финансовых отношений;

- проверка правильности соблюдения функционирующих форм финансовых отношений;

- изучение и анализ эффективности действующих форм финансовых отношений с целью их совершенствования;

- совершенствование применяемых форм финансовых отношений.

Стратегическое управление финансами в государстве осуществляют органы государственного управления. Они создают правовое поле для финансовых отношений в государстве, разрабатывают общие, основополагающие правила их реализации, осуществляют общий финансовый контроль. В Республике Беларусь органами стратегического управления финансами являются: Национальное собрание, Президент и его администрация, Совет министров, а оперативного управления - Министерство финансов, Национальный банк, Министерство по налогам и сборам и др.

Основные задачи Министерства финансов:

1. Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

2. Составление проекта и исполнение госбюджета;

3. Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны;

4. Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;

5. Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

6. Совершенствование методов финансового планирования, финансирования и отчетности;

7. Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, за соблюдением валютной дисциплины, закона о ценных бумагах и биржах;

8. Контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции РБ в мировое хозяйство.

Основные функции Министерства финансов:

Являясь центральным органом управления, проводя свою деятельность через финансовые службы областных и городских исполкомов, организуя финансовую деятельность подведомственных организаций и осуществляя контроль за их работой. Оно также:

а)участвует в работе по составлению прогнозов развития экономики и совместно с органами исполнительной власти определяет потребность в централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между бюджетами разных уровней.

б)организует работу по составлению проекта государственного бюджета, прогноза консолидированного бюджета страны, разрабатывает проекты нормативов отчислений от государственных налогов и сборов, размеров дотаций и субвенций из государственного бюджета в местные бюджеты;

в)обеспечивает исполнение государственного бюджета, а также государственных внебюджетных фондов;

д)разрабатывает с участием Министерства по налогам и сборам предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

е)принимает участие в определении ценовой политики;

ж)принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

з)осуществляет выпуск и разрабатывает предложения по размещению государственного внутреннего займа;

и)разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

к)осуществляет по поручению правительства сотрудничество с международными финансовыми организациями;

л)разрабатывает проекты программ внешних заимствований.

Министерства финансов имеет право требовать и получать от всех центральных органов управления, организаций и учреждений информацию об осуществлении финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств; материалы для бюджетного планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины, то есть:

1. Требовать и получать от исполкомов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам бюджетов, своды местных бюджетов, а также отчеты об их исполнении;

2. Ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями нормативных актов;

3. Давать обязательные для выполнения банками страны указания о замораживании банковских счетов распорядителей кредитов по республиканскому бюджету и ВБФ при нарушении законодательства;

4. Производить в центральных органах управления, исполкомах любого уровня и в организациях, относящихся к государственной форме собственности, ревизии и проверки по соблюдению законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности (ревизии и проверки на объектах негосударственной формы собственности оно может производить по решениям органов предварительного следствия или на основании определения судов);

5. Давать обязательные для выполнения проверяемыми объектами предписания об устранении нарушений законодательства;

6. Принимать экономические санкции, приостанавливать действия выданных лицензий;

7. Ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц при нарушении законодательства, государственной и валютной дисциплины с передачей материалов правоохранительным органам и др.

Формы финансовых отношений – это законодательно оформленные виды объективных финансовых отношений путем принятия нормативных актов (законов, декретов) органами государственной власти. Например, финансовые отношения государства с различными субъектами по поводу платежей в бюджет и финансирования из бюджета есть вид объективных финансовых отношений, а его формы –различные налоги, сборы, нормы бюджетных расходов и т.п., установленные в виде государственных нормативных актов.

Исходя из содержания процесса управления финансами, можно сделать вывод, что они в зависимости от стадий управления являются как объектом, так и субъектом управления.

Объектом процесса управления финансы являются тогда, когда осуществляются такие стадии управления, как создание на базе финансовой политики форм финансовых отношений, проверка их соблюдения, изучение и анализ, а затем совершенствование установленных форм финансовых отношений.

Субъектом процесса управления финансы являются тогда, когда происходит такая стадия управления, как практическое применение установленных форм финансовых отношений.

Стадии управления финансами образуют звенья процесса управления финансами.

Первым звеном процесса управления финансами является выработка на основе финансовой политики форм финансовых отношений в виде финансового механизма.

Вторым звеном процесса управления финансами является практическое применение форм финансовых отношений во время планирования и осуществления деятельности при исполнении планов.

Третьим звеном процесса управления финансами являются проверка соблюдения, изучение и анализ установленных форм финансовых отношений, подготовка предложений по их совершенствованию.

Органы управления финансами.

Совокупность всех институтов и организационных структур, осуществляющих управление финансами, представляет собой финансовый аппарат.

Управление финансами осуществляют специальные органы. Они подразделяются на несколько групп.

Во-первых, это органы общего управления финансами. К ним относятся органы государственной власти. Они состоят из высших органов государственной власти (Национальное собраний Республики Беларусь, Президент страны и его администрация) и местных органов государственной власти (Советы депутатов).

Высшие органы государственной власти в области управления финансами наделены следующими функциями:

- определение финансовой политики;

- разработка, рассмотрение и утверждение основополагающих форм финансовых отношений в виде законов, декретов;

- осуществление общегосударственного контроля за соблюдением финансового законодательства и т.п.

Местные органы государственной власти в области управления финансами наделены функциями в пределах своей компетенции. В частности, они разрабатывают, рассматривают, утверждают формы финансовых отношений, имеющих только региональное значение. Причем формы финансовых отношений не могут вступать в противоречие с общегосударственным финансовым законодательством.

Местные органы государственной власти контролируют соблюдение установленных форм финансовых отношений общ государственного значения, вносят предложения высшим органам власти для совершенствования этих форм, осуществляют общий контроль за выполнением и изучением форм финансовых отношений, установленных ими для своего региона и т.д.

Во-вторых, это государственные органы оперативного управления финансами. К ним относятся:

- Совет Министров страны и местные государственные исполнительные органы;

- Министерство финансов и его региональные органы;

- Министерство по налогам и сборам и его региональные органы;

- Национальный банк республики и его региональные подразделения;

- Комитет государственного контроля, его местные органы и др.

Эти органы выполняют следующие функции управления финансами:

- проведение в жизнь финансовой политики органов власти;

- разработка и издание после утверждения форм финансовых отношений инструкций по их применению;

- изучение эффективности функционирующих форм финансовых отношений и внесение предложений органам власти по их совершенствованию.

В-третьих, это органы отраслевого управления финансами. К ним относятся: финансовые управления министерств и ведомств; финансовые управления (отделы) предприятий, организаций, учреждений.

Указанные органы выполняют следующие функции управления финансами: практически применяют формы финансовых отношений; проверяют путем внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля соблюдение установленных форм финансовых отношений и вносят предложения по их совершенствованию; разрабатывают, утверждают, изучают и совершенствуют формы финансовых отношений, предназначенных для осуществления внутрихозяйственного расчета.

Для успешного выполнения функций по управлению финансами важнейшее значение имеет применение автоматизированной системы управления финансами (АСУФ).

АСУФ - это система, обеспечивающая автоматизированный сбор и обработку информации, необходимой для оптимизации управления финансами; это совокупность экономических и математических методов, электронной вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи; это совокупность административных, экономических, математических, технических методов управления, позволяющих быстро, качественно и эффективно собирать информацию, анализировать ее и на основе этого создавать базу для научного совершенствования форм финансовых отношений и методов их осуществления. АСУФ - качественно новый шаг в совершенствовании управления финансами.

Автоматизированная система управления финансами является частью действующей системы управления финансами, неотъемлемым элементом структуры финансовых органов и других структур управления финансами. Без АСУФ невозможно совершенствование форм финансовых отношений и финансового механизма в целом, особенно в период функционирования рыночной экономики, вызвавшей существенные изменения в объеме и сложности экономической информации. В таких условиях обработать информацию старыми методами и техническими средствами невозможно, а следовательно, нельзя своевременно выработать научно обоснованные управленческие решения по совершенствованию форм финансовых отношений.

АСУФ включает как подсистему АСФР – автоматизированную систему финансовых расчетов. В результате создания и внедрения этой системы повышается эффективность управления финансами, поскольку сокращается трудоемкость сбора, обработки и анализ информации, появляется возможность производить на базе ЭВМ многовариантные расчеты финансовых последствий при применении той или иной формы финансовых отношений.

Основой АСУФ, включая АСФР, являются положения финансовой кибернетики – учения об управлении финансами, организацииобмена финансово-экономической информацией между управляющими и управляемыми системами. АСФР обеспечивает выполнение многовариантных расчетов проекта государственного бюджета, его исполнения на всех уровнях, рациональной структуры аппарата финансовых органов и др.

При всей важности автоматизированной системы управления финансами нельзя преувеличивать ее возможности.

Многие задачи управления финансами не поддаются формализации – автоматизированная система управления финансами сама по себе не может совершенствовать формы и методы финансовых отношений. Это – сфера умственно-аналитической деятельности специалистов в области финансов. Но для того чтобы произвести это совершенствование, специалист ставит системе цели, задачи, выдает ей первичную информацию, корректирует ее, осуществляет постоянный контроль за работой системы. Важнейшим условием успешного применения АСУФ является субъективная разработка финансовых показателей, которые затем выдает система. Если показатели не отражают реальной картины последствий, то это не даст никакой пользы.

Необходимо отметить, что автоматизированная система управления финансами может наиболее успешно функционировать в условиях стабильной экономики. Только в таком случае она даст возможность существенно изменить содержание работы органов управления финансами, разрабатывать новые методы выявления и мобилизации финансовых ресурсов, рационально их расходования.

Значение государственного финансового планирования в финансовой стратегии государства

План - это заранее намеченная последовательность осуществления каких-либо программ, выполнения работы, проведения мероприятий; это замысел, проект, какой-либо работы, положения; это способ рассмотрения, построения, подхода к чему-либо; это – система направленных на достижение цели взаимосвязанных заданий, определяющих последовательность и сроки их реализации. Это не что иное, как надлежащим образом оформленное управленческое решение. Планирование (разработка плана) своих действий - основная черта человека, как сознательного существа.

Финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и финансовых отношений. Оно является одним из важнейших элементов сознательного управления экономическими и социальными процессами. Финансовое планирование обусловлено природой товарного производства, предполагающего движение валового внутреннего продукта в натурально-вещественной и стоимостной формах. Оно отражает стоимостной аспект воспроизводства и в силу относительной самостоятельности движения финансовых ресурсов от их натурально-вещественных носителей может оказывать воздействие на формирование всех его элементов, достижение положительных конечных результатов. Этим в значительной мере определяется роль финансового планирования, с помощью которого обеспечивается выбор объектов и методов хозяйствования с учетом их эффективности. Финансовое планирование является составной частью всего экономического планирования. В то же время оно решает конкретные задачи, связанные с обоснованием рационального движения финансовых ресурсов, усилением финансовых стимулов на соответствующие сферы деятельности.

Финансовое планирование является важнейшей частью управления экономикой и ее звеньями. Оно осуществляется органами государственной власти, а также всеми хозорганами, учреждениями и их вышестоящими структурами. В современных условиях ведения хозяйства усложняется процесс финансового планирования, поскольку в условиях рынка повышается неопределенность воздействия многих факторов на основные показатели деятельности.

Финансовому планированию во многих случаях предшествует прогнозирование. Планирование и прогнозирование - два весьма близких понятия, которые часто, в том числе в экономической литературе, иногда отождествляются. Прогнозирование – составление прогноза (предвидения, предсказания) развития, становления, распространения чего-либо на основании изучения тщательно отобранных данных. Целью финансового прогнозирования является определение возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить различные варианты развития и совершенствования системы финансов, форм и методов реализации финансовой политики. Прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов, в то время как план определяет конкретные пути, задачи, показатели и методы, содействующие достижению выбранной цели.

Финансовое прогнозирование рассматривается в экономической литературе с различных позиций: как функция управления финансами, поскольку любое управленческое решение по природе своей является прогнозом, как метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего или как оценка наиболее вероятной финансовой ситуации, результатов деятельности и ожидаемого движения наличности для какого-либо одного или нескольких будущих отчетных периодов [3, с. 391].

Суть прогноза заключается в предвидении неопределенного будущего, в то время как планирование предполагает осуществление расчетов в определенных, заданных условиях.

В финансовом планировании и прогнозировании используются различные методы [2, с. 61-64]:

- расчетно-аналитический,

- метод коэффициентов,

- нормативный,

- оптимизации плановых решений,

- балансовый,

- программно-целевой,

- экономико-математического моделирования и др.

Финансовые прогнозы, планы, показатели всегда рассчитываются в стоимостной форме. Они базируются на производственных показателях, но не являются их пассивным выражением. В процессе обоснования финансовых заданий производится не просто пересчет натуральных показать в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, производится выбор рациональных форм мобилизации доходов и других денежных поступлений, их распределение исходя из целесообразности и конечных результатов.

Субъекты хозяйствования самостоятельно определяют виды планов и горизонты планирования.

Рынок не отрицает планирования и прогнозирования, а лишь изменяет их характер, содержание и назначение. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, отношений между участниками производства и не всегда отражают объективные потребности. Вот почему государство вынуждено воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы посредством регулирования. Исходя из этого, на макроуровне возникает объективная потребность прогнозирования и планирования как научной основы принятия решений в области развития экономики и социальной сферы всей страны, отдельных регионов, отраслей. Государство разрабатывает общую программу социального и экономического развития страны, а также отдельные инвестиционные, природоохранные и другие общегосударственные программы. Причем важное значение придается их финансовому обеспечению, т.е. определению источников финансирования, прогнозированию объема, структуры расходов и конечных результатов.

Главным продуктом, итогом финансового планирования является составление финансовых планов (например, в государстве, начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства), в которых обосновываются показатели, характеризующие движение финансовых ресурсов, опосредованных их финансовых отношений и стоимостных пропорций. Финансовые показатели, задания, планы всегда рассчитываются в стоимостной (денежной) форме. Все финансовые планы включают статьи доходов и расходов, то есть разрабатываются по балансовому методу. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, а форма финансового плана и состав его показателей отражают специфику конкретного звена.

Финансовый план может составляться в форме баланса доходов и расходов, бюджета или сметы.

Бюджет – финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), и операционной и финансовой деятельности предприятия. В практике предприятий используются текущие (на срок до одного года) и капитальные (на более длительный период) бюджеты. Капитальные бюджеты связаны с инвестиционной деятельностью.

Смета – форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.

Так, организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения (некоммерческие организации) - сметы; органы государственной власти – бюджеты.

В общем понятии финансовые планы, как и все остальные их виды, представляют собой определенные документы, объединяющие взаимосвязанные задания, методы их исчисления и реализации для достижения намеченной цели. Они составляются на основе прогнозов соответствующих показателей, расчетов обосновывающих все статьи плана. К их специфическим чертам можно отнести:

- стоимостный характер всех намечаемых показателей и заданий, что обусловлено их объектом, сферой финансовой деятельности.

- тесную взаимосвязь с другими хозяйственными планами, многие показатели которых являются основой для финансовых заданий. Вместе с тем последние становятся финансовым обеспечением всех намечаемых проектов, активно воздействуют на их эффективность.

- обязательную форму баланса, поскольку планируют не только расходы, но и источники их покрытия, которые должны быть сбалансированы для нормального функционирования субъекта.

Следует подчеркнуть, что виды, формы финансовых планов разнообразны и постоянно совершенствуются, изменяются одновременно с развитием финансовой науки. В них находят отражение методы управления экономическими и социальными процессами, организация финансовой системы, финансов предприятии и другие факторы. Все финансовые планы включают статьи доходов и расходов, то есть разрабатываются по балансовому методу.

Современный этап хозяйствования, который характеризуется существенными преобразованиями экономики, изменением финансовых взаимоотношений между звеньями хозяйства централизованными органами, существенно отразился на содержании финансовых планов и их форм. Одновременно происходит расширение круга финансовых планов, которые 6oлее детально обосновывают все участки финансовой деятельное хозяйствующих субъектов. Несмотря на большое количество финансовых планов, разнообразие их форм, содержания, степень охвата движения денежных средств, существуют общие черты, которые позволяют собрать их в единую систему финансовых планов.

В ней можно выделить отдельные группы финансовых планов, обладающих общими чертами и содержанием. Таким o6разом, финансовые планы группируются по следующим признакам:

- уровень управления;

- сфера деятельности;

- форма собственности;

- продолжительность времени действия планов;

- формы финансовых планов.

Более широкий круг критериев, используемых при группировке финансовых планов, систематизирует их назначение и место в комплексной системе.

В отечественной экономической литературе деление всех финансовых планов осуществляется, прежде всего, на две группы [5; 11; 17-19]:

- централизованные;

- децентрализованные.

Государственный бюджет – основной централизованный финансовый план, характерный для всех стран мира. Он является главным в системе финансовых планов. Он является также основным централизованным денежным фондом страны (по значимости и величине перераспределяемых ресурсов).

Централизованные планы отождествляются в основном с общегосударственными, а децентрализованные – с планами предприятий, организаций, учреждений. Подобный подход в целом можно признать правильным, так как каждая из этих групп имеет свою сферу деятельности и связана с уровнем, управления финансовыми ресурсами. Однако трудно точно определить степень централизации (например, общегосударственные, местные финансовые программы). Кроме того, при подобном делении из общей системы выпадают сводные финансовые планы средних звеньев хозяйства (министерств, ведомств), определенные межотраслевые фонды денежных средств. Поэтому считаем целесообразным в глобальном разрезе рассматривать финансовые планы на макро- и микроуровнях хозяйствования. К высшему уровню необходимо отнести такие планы, которые обосновывают поступление и расходование финансовых ресурсов глобальных общественных процессов, например, бюджет, государственные целевые бюджетные фонды, общегосударственные финансовые программы. На микроуровне финансовые планы охватывают доходы и расходы средних и низовых звеньев хозяйства. Внутри каждой из этих групп в зависимости от сфер деятельности и их функционального назначения обосновываются конкретные финансовые планы государства (бюджет, государственные целевые бюджетные фонды), а также министерств, ведомств, предприятий, организаций, учреждений.

По признаку собственности группируются в основном финансовые планы на микроуровне, т.е. планы отдельных предприятий, организаций, учреждений (финансовые планы низовых звеньев). Они различаются по сферам общественного производства, т.е. материальная и нематериальная сферы.

Единым признаком, характерным для финансовых планов всех объектов, является продолжительность действия, что дает основание для их деления на долгосрочные, так называемые перспективные финансовые планы; текущие; оперативные (краткосрочные).

Перспективные финансовые планы есть планы на период (не менее 3-5 лет), в которых намечены финансовые задания с учетом долгосрочной выгоды на перспективу. Такие планы позволяют обосновать финансовое обеспечение и результативность всех стратегических программ, связанных с развитием производства, совершенствованием его организации, технологий. Долгосрочные финансовые планы целесообразно разрабатывать на всех уровнях управления, всеми институтами и звеньями хозяйствования, но только в укрупненных показателях. Это позволит выработать разумную стратегию развития соответствующих объектов. Однако при нарастающих инфляционных процессах их значимость снижается.

Как известно, текущие финансовые планы ограничены в основном годовым периодом, характеризуют поступления денежных средств, их распределение и финансовые результаты на предстоящий период. В настоящее время текущие финансовые планы на всех уровнях управления являются преимущественной формой плановых заданий в Республике Беларусь.

Оперативные финансовые планы – планы-прогнозы на короткие периоды времени. Их составление вызвано необходимостью конкретизации текущих заданий с учетом изменяющихся условий, фактического состояния материальных и финансовых ресурсов. Оперативные финансовые планы являются основой для принятия и реализации важнейших финансовых решений, поэтому их использование в практике управления соответствующими субъектами становится объективной необходимостью.

В зависимости от конкретных форм, планы создаются и пользуются в следующих видах:

- программы, которые имеют широкую сферу действия, в них обосновываются не только цель, объекты и субъекты выполнения, но и многочисленные источники финансирования: направления, предполагаемые результаты каждого участка данной программы;

- балансы, обосновывающие доходы, расходы конкретного субъекта хозяйствования общей деятельности или отдельных ее участков (баланс доходов и расходов предприятия, движения денежных средств, активов, пассивов, смета доходов и расходов бюджетных учреждений и т.д.);

- краткосрочные прогнозы отдельных заданий финансового плана, составляемые на небольшой отрезок времени с учетом достигнутых результатов и конкретных условий хозяйствование.

Взаимосвязанные между собою финансовые планы составляют систему финансовых планов.

Таким образом, современная система финансовых планов Республике Беларусь в общем виде представлена на рисунке 3.

Финансовые планы на макроуровне играют важную роль в государственном регулировании экономических и социальных процессов. С их помощью обеспечиваются финансирование общегосударственных потребностей, формирование необходимых пропорций между материальным производством и непроизводственной сферой, потреблением и накоплением, отраслями хозяйства и отдельными регионами. Главная цель разработки данных финансовых планов заключается в обосновании финансового обеспечения всех государственных мероприятий.

СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ
Уровень планирования
Продолжительность времени
Сфера деятельности
Макроуровень
Государственный бюджет Государственные целевые фонды
Микроуровень
Долгосрочное Текущее Краткосрочное
Материальное Нематериальное
Финансовые планы субъектов хозяйствования
По отраслевому признаку
Форма собственности
Тип предприятия
Производство Торговля Страхование Другие виды деятельности
Государственная Частная Смешанная
Крупное Среднее Мелкое

Классификация финансовых планов по соответствующим признакам

Основным централизованным финансовым планом является государственный бюджет. В соответствии с Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь» разрабатывается отдельно республиканский и бюджеты местных органов власти. Консолидированный государственный бюджет не утверждается. Он имеет характер аналитического документа, используемого для оценки движения централизованных ресурсов государства. С помощью бюджета осуществляется регулирование общественными процессами, а также обеспечиваются развитие социальной сферы, укрепление обороноспособности страны и содержание законодательных и исполнительных органов власти.

Как известно, бюджет разрабатывается в форме баланса, в котором планируются все расходы и доходы на год, с поквартальной разбивкой. Разработка расходной и доходной частей осуществляется на основе программы социально-экономического развития на соответствующий период, финансовых планов отдельных министерств, ведомств, а также учета выполнения бюджета за истекший период. Определение отдельных групп доходов и расходов, статей бюджета базируется в основном на достижениях прошлого года, с учетом корректировки отдельных данных.

Кроме бюджета, составляются и другие централизованные финансовые планы: бюджеты местных органов власти, балансы доходов и расходов министерств (ведомств) материального производства, сводные сметы расходов министерств (ведомств) непроизводственных отраслей, а также бюджеты целевых государственных фондов.

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды формируются для финансирования государственных мероприятий. Аккумулируемые в них денежные средства выступают в качестве дополнительных источников финансирования и позволяют в определенной степени снять нагрузку с бюджета. Финансовые планы этих фондов представляют собой стоимостные балансы, определяющие все поступления и расходы на текущий год.

Каждый целевой фонд определяется его статусом (положением) и назначением. Статус содержит характеристику источников доходов и направлений их применения, а также регламентирует порядок управления целевым фондом. Источники формирования фондов во многом предопределяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они даются. Направления расходования средств, поступающих в фонды, обусловливаются назначением фонда, конкретными экономическими условиями.

Количество финансовых планов, разрабатываемых на микроуровне, значительно больше и разнообразнее по форме и содержанию, чем на макроуровне. Это является следствием многочисленности сфер деятельности, методов управления предприятий, организаций и учреждений.

При группировке децентрализованных финансовых планов необходимо учитывать определенные критерии, которые оказывают воздействие на состав доходов, расходов и методику их исчисления. К ним относится, прежде всего, форма собственности. Так, различают финансовые планы государственных предприятий и учреждений, акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, совместных и иностранных предприятий и т.д. Кроме того, финансовые планы отличаются по форме и содержанию в связи с отраслевыми особенностями, спецификой производства, сферой деятельности, типом и размером предприятия. Указанные выше признаки влияют на формирование источников финансирования, состав, структуру доходов и затрат. Так, финансовые планы бюджетных учреждений носят название смет и определяют в основном их расходы, а в случаях поступления дополнительных источников доходов разрабатываются приходно-расходные сметы. Предприятия и организации, функционирующие на коммерческой основе, составляют бизнес-план, в котором важная роль принадлежит финансовому обеспечению всех намечаемых мероприятий.

Финансовый раздел бизнес-плана включает следующие документы:

- план объемов продаж;

- план финансовых результатов;

- план движения денежных средств;

- плановый баланс активов и пассивов.

В современных условиях хозяйствования основное внимание уделяется текущему финансовому планированию и уточнению краткосрочных прогнозов. Это является следствием частых колебаний конъюнктуры рынка или иных условий производственно-хозяйственной деятельности. В такой ситуации долгосрочные финансовые планы не отличаются реальностью. Тем более, что они характеризуют движение денежных средств на перспективу, стоимость которых существенно изменяется со временем. Поэтому должная реакция на происходящие события находит реальное отражение в годовых, квартальных планах, краткосрочных финансовых прогнозах. Их целесообразно постоянно контролировать с точки зрения выполнения плана, оценки результативности отдельных заданий. По мере надобности необходимо вносить уточнения, т.е. корректировать соответствующие задания с учетом изменений внутренних и внешних условий хозяйствования.

Что касается перспективного финансового планирования, то оно в основном охватывает инвестиционные программы, обосновывает финансовое обеспечение проектов развития производства, его модернизации, внедрения новых видов продукции или деятельности предприятия. Речь идет обо всех проектах, эффект которых предусмотрен в будущем, но в настоящее время предполагает значительное авансирование ресурсов. В перспективных финансовых планах обосновывается потребность в денежных средствах для реализации предполагаемого проекта в целом и на отдельных стадиях его осуществления. Одновременно планируются будущие денежные поступления, определяются конечные результаты от реализации проекта в текущей (актуальной) стоимости.

Основой для разработки финансовых планов служат производственные показатели, установленные нормы, финансовые нормативы, учитываются сложившиеся тенденции движения ресурсов, выявленные закономерности развития показателей и т.д.

Составление финансовых планов базируется на плане объема реализации продукции, который позволяет определить денежные поступления и рассчитать затраты на производство и реализацию продукции. План объемов продаж выражается в денежных и физических единицах. Он помогает определить влияние цены, объема производства на потоки личных денежных средств предприятия.

При разработке плана финансовых результатов (баланс денежных доходов и расходов) используются все плановые задания по денежным поступлениям. Этот документ позволяет сравнить доходы от разных видов деятельности с затратами, расходуемыми на их получение, и тем самым определить финансовые результаты. План финансовых результатов состоит из двух частей: доходов и расходов. Доходы включают следующие статьи: выручка от реализации продукции, прибыль от реализации продукции, прибыль от прочей хозяйственной деятельности, прибыль от финансовой деятельности и т.д. Расходная часть включает: издержки производства и сбыта продукции, убытки от реализации продукции, убытки от прочей хозяйственной деятельности, расходы на финансовые операции и др. В конечном счете, общая сумма доходов предприятия должна быть равна итогу расходов предприятия в планируемом периоде. План финансовых результатов содержит подробный перечень денежных поступлений и затрат (в каждой сфере деятельности), поквартальную разбивку плановых заданий, часто – и отчетные данные за прошлый год.

План движения денежных средств представляет собой сопоставление плановых платежей с предполагаемыми денежными поступлениями и способствует сбалансированию денежных поступлений с обязательными расходами и устранению несоответствия между ними.

Первоначально разрабатывается расходная часть баланса, в котором определяются предполагаемые платежи. Размер указанных расходов устанавливается на основе заключенных договоров, контрактов и других документов, в которых определены условия их поставки и оплаты.

Расходы на выплату заработной платы исчисляются на основе фонда зарплаты. При этом учитывается предполагаемое движение рабочей силы в данном квартале, а также сроки выдачи заработной платы, отпускных. Оплата коммунальных услуг предусматривается на основе прежних счетов, скорректированных на возможное изменение тарифов, увеличение площадей и т.д.

Значительное место в расходах занимают налоговые платежи, отчисления в специальные государственные фонды. Данные платежи рассчитываются отдельно по видам на основе утвержденных ставок и обязательных сроков уплаты. Основанием для их прогнозирования являются, как правило, справки о взаимоотношениях с бюджетом (фондами), составляемые на год с поквартальной разбивкой.

Следующий этап – обоснование поступлений денежных средств, которые, как и платежи, определяются на основе информации о предполагаемых размерах реализации продукции, продолжительности инкассации средств, поступлениях от финансовых вложений и других доходах. Главным источником денежных поступлений является выручка от реализации товаров, услуг, работ. Упомянутые денежные поступления рассчитываются на основе прогнозов реализации, планов их поступлений в соответствии с сезонностью продажи, конкретными договорами, средними данными о документообороте и оплате денежных документов.

Прочие поступления определяются, как правило, по отдельным видам доходов – от вспомогательных подразделений, подсобных хозяйств и т.д. Аналогично прогнозируются и доходы от финансовых операций: реализации ценных бумаг, финансовых вложений в банки и других мероприятий с учетом сроков предполагаемых поступлений.

Все денежные поступления, к которым прибавляются остатки средств на счетах в банке, сравниваются с планируемыми платежами и устанавливается их соответствие. Если сумма платежей превышает поступления, то в данный период времени финансовое положение предприятия ухудшается, так как появляется просроченная задолженность. В подобных случаях могут быть нарушение ритмичности производства, увеличение потери из-за уплаты финансовых санкций. Вот почему необходимо принимать меры для сбалансирования поступлений с платежами.

Плановый баланс активов и пассивов по форме полностью соответствует бухгалтерскому отчету за год. Его разработка производится на основе отчета о состоянии важнейших позиций за последний год или несколько последних лет. Все данные бухгалтерского отчета анализируются с точки зрения эффективности существующей структуры имущества, т.е. пропорций между основными и оборотными средствами, а также рациональных соотношений между их конкретными видами. Одновременно изучается структура источников пассивов, соотношения между собственным и заемным капиталом, конкретными источниками финансирования основного и оборотного имущества.

В зависимости от стратегии развития производства и целесообразности совершенствования структуры активов, пассивов планируются изменения в отдельных статьях баланса. Увеличение объема активов предполагает и рост финансовых ресурсов – собственного капитала, а при его недостаточности – привлечение заемных средств. В планах и расчетах, обосновывающих структуру капитала, планируются оптимальные задания, которые должны учитывать затраты и предполагаемые эффекты от их реализации.

Таким образом, финансовое планирование – это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов с целью их эффективного использования [11, c.61]. Взаимосвязанные во времени и пространстве многочисленные финансовые планы составляют систему финансовых планов, которая развивается и совершенствуется в соответствии с требованиями каждого этапа экономического развития.

Наши рекомендации