Характеристика рынка чистой монополии
На рынке чистой монополии должны выполняться следующие условия:
1. Количество фирм на рынке.
Как было отмечено, существует единственный производитель товара.
2. Тип товара.
Считается, что на рынке отсутствуют заменители данного товара, т.е. товар является уникальным.
3. Условия входа и выхода с рынка.
Вход на рынок для фирм-конкурентов закрыт. Существуют 4 вида барьеров для вступления в монопольную отрасль:
а) Монополист либо обладает лучшей технологией, чем потенциальные конкуренты, и поэтому несет меньшие издержки производства, либо имеет положительный эффект масштаба производства (преимущество низких издержек крупного производства).
б) Монополист обладает исключительными правами на производство товара, которые юридически оформляются в виде патентов и лицензий.
Патент – это юридический документ, свидетельствующий об авторстве и исключительных правах на использование предмета патента.
Лицензия– право, предоставляемое владельцем патента или государством, на производство товара (использование торговой марки, изобретения и т.д.).
в) Фирма – монополист единолично владеет экономическими ресурсами, из которых производится товар.
г) Государственная защита национального рынка при помощи импортных пошлин и квот.
Импортная пошлина –это налог, устанавливаемый на ввозимый в страну товар.
Квота на импортпредставляет собой максимальное количество товара, которое можно ввозить в страну.
4. Уровень информированности.
Считается, что на данном рынке информация о ценах, технологии и вероятной прибыли недоступна.
Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи.
Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи, в соответствии с правилом максимизации прибыли. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса. Это означает, что для увеличения объема продаж монополист должен снижать цену. Поэтому предельный доход монополиста всегда будет меньше, чем устанавливаемая им цена. Общий вид кривой спроса D и кривой предельного дохода монополиста MR изображен на рис. 25.
P, MR
D
MR
0 Q
Рис. 25. Кривые спроса и предельного дохода монополиста