К наиболее значимым характеристикам структуры рынка чистой монополии относятся следующие

Не существует близких товаров-заменителей

Отсутствие свободы входа на рынок

Совершенное знание всех субъектов рынка.

Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги.

9 Спрос и выручка-

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.

К наиболее значимым характеристикам структуры рынка чистой монополии относятся следующие - student2.ru

ВЫРУЧКА ОТ ПРОДАЖ – денежные средства, получаемые продавцом от реализации товара. Вычисляется по формуле:

TR = P ∙ Q.

Максимизация прибыли монополистом

Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход монополиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая прибыль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма является единственным производителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл.

К наиболее значимым характеристикам структуры рынка чистой монополии относятся следующие - student2.ru
Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 12.2.

К наиболее значимым характеристикам структуры рынка чистой монополии относятся следующие - student2.ru
Рис. 12.2. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D — спрос; MR — предельный доход; МС — предельные издержки
Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.
Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства, приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

Минимизация убытки монополиста

Прибыль эта соответствует площади заштрихованного прямоугольника. Отметим, впрочем, что само по себе монопольное положение еще не гарантирует фирме получения положительной прибыли. Ведь вполне возможно, что покупатели не захотят платить за продукцию монополиста такую цену, которая позволила бы ему покрыть свои затраты на производство этой продукции (рис. 4).


Рис. 4. Монополия, минимизирующая убытки

В таком случае, очевидно, объем выпуска, при котором MR = MC, обеспечивает для фирмы-монополиста не максимизацию положительной прибыли, а минимизацию убытков. Площадь заштрихованного прямоугольника - это минимально возможная величина общих убытков фирмы при данных функциях спроса на продукцию монополиста и его затрат.



Наши рекомендации