Финансы коммерческих предприятий
Коммерческий расчет представляет собой метод ведения; хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности. Целью коммерческого расчета является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Некоммерческое предприятие не ставит целью своей деятельности извлечение прибыли, хотя может и должно работать с прибылью.
Под финансовыми ресурсами предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, понимаются денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работников. Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет:
1) собственных и приравненных к ним средств;
2) мобилизации ресурсов на финансовом рынке;
3) поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
В качестве первого источника формирования финансовых ресурсов предприятия выступают доходы и поступления. К. доходам относятся прибыль от основной деятельности; прибыль от выполняемых научно-исследовательских работ и другие целевые доходы; прибыль от финансовых операций, прибыль от строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом; другие виды доходов. К поступлениям относятся: амортизационные отчисления (остаются на предприятии), выручка от реализации имущества, устойчивые (долгосрочные) пассивы, целевые поступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, другие виды поступлений.
Вторым источником формирования финансовых ресурсов предприятия являются средства, вырученные от размещения на рынке ценных бумаг собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, а также кредиты. Финансирование за счет размещения собственных ценных бумаг предпочтительно для вновь создаваемых или реконструируемых предприятий.
Третьим источником формирования финансовых ресурсов предприятий служат выплаты страхового возмещения, бюджетные и отраслевые источники, дивиденды и проценты по ценным бумагам других
Организация маркетинга
Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом, иными словами это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью. Маркетинговая структура имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга.
Для осуществления всего комплекса работ и функций в сфере маркетинга, для их организации и координации в предпринимательских структурах создаются в зависимости от степени интеграции и охвата маркетинговой концепцией подразделений предприятия группы, отделы, службы и управления маркетингом.
Такие образования служат соединительным звеном между работами (видами деятельности) и работниками, устанавливая соответствующий способ взаимодействия работников как внутри своего подразделения, так и формы отношений со смежными подразделениями предприятия и субъектами определяющей среды. В этом контексте организационное образование выступает как система определенной организационной структуры. Организационная структура определяет сложившийся (или проектируемый) в организации (службе) численный состав подразделений, связи и отношения между ними, а также уровень их интеграции в единое целое.
При этом следует учитывать, что маркетинг - это функция и философия предпринимательства, организации всей деятельности предприятия в условиях рынка. В качестве философии предпринимательства маркетинг требует ориентации стратегии и тактики бизнеса на потребителя. Он обязывает участвовать в процессе удовлетворения этих потребностей все подразделения, всех сотрудников предприятия, т.к. в условиях рынка и демократии отношений между субъектами маркетинговой системы успех приходит к предприятию, когда оно ставит перед собой цель изучить потребности покупателей и производит продукцию, наиболее полно удовлетворяющую запросы потребителей.
Поэтому все сотрудники предприятия должны понимать философию маркетинга и стремиться к достижению обусловленной этой философией общей цели. Маркетинг выступает как ведущая функция предприятия, которая увязывает решения финансовых, кадровых и других производственных задач. Значение функции маркетинга может меняться в зависимости от условий внешней и внутренней среды, однако это не означает, что он стремится подчинить себе все остальные функциональные области (см. табл. 2).
Маркетинг является движущей силой, индуцирующей в каждом функциональном подразделении предприятия необходимость его участия в формировании и проведении политики предприятия, одобренной потребителями. Выступая ведущей функцией, маркетинг определяет техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью