Финансы коммерческих предприятий

В зависимости от цели их создания и деятельности юридические лица подразделяются на две большие группы: коммерческие и некоммерческие организации. Основная цель коммерческой организации — извлечение прибыли с последующим распределением ее среди участников. Целью некоммерческой организации является, как правило, решение социальных задач; при этом если организация все же ведет предпринимательскую деятельность, то полученная прибыль не распределяется между участниками, а также используется для достижения социальных и иных общественно полезных целей. Приведем краткую характеристику возможных организационно-правовых форм коммерческих организаций (см.рис.2).

Финансы коммерческих предприятий - student2.ru

Рис. 2. Виды коммерческих организаций

Хозяйственное товарищество представляет собой коммерческую организацию с разделенным на вклады участников складочным капиталом и может создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного).

Учредителями и одновременно участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, причем количество участников (полных товарищей) должно быть не менее двух. Главный признак этой формы организации предпринимательской деятельности - неограниченная солидарная ответственность участников по обязательствам товарищества; иными словами, при недостаточности имущества товарищества для погашения требований кредиторов взыскание может быть обращено на личное имущество полных товарищей.

Товарищество на вере отличается от полного товарищества тем, что в нем наряду с полными товарищами имеются один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности. Вкладчиками могут выступать как физические, так и любые юридические лица.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники, сделавшие вклад не в полном объеме, несут солидарную ответственность по обязательствам общества также и в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Число участников общества не может превышать предела, установленного Законом об обществах с ограниченной ответственностью; в противном случае оно должно быть преобразовано в течение года в акционерное общество либо ликвидировано в судебном порядке. Размер уставного капитала не может быть меньше 100-кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ) на дату регистрации.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) по сути является разновидностью ООО. Различие между ними в том, что участники ОДО принимают на себя ответственность по обязательствам общества, не только в размере вкладов, внесенных в уставный капитал, но и другим своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, что фиксируется в учредительных документах. Очевидно, что в этом случае интересы кредиторов защищены в большей степени.

Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, при этом акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, лишь в пределах стоимости принадлежащих им акций. Участники общества, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (ОАО); в том случае, если акции распределяются только среди участников общества или иного заранее определенного круга лиц, общество признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Если ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, то ЗАО такого права не имеет.

Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения им всех акций общества, однако в качестве такого единственного участника не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число учредителей ОАО не ограничено; число учредителей ЗАО согласно Закону «Об акционерных обществах» не может превышать пятидесяти; если этот лимит превышен, закрытое общество должно быть преобразовано в течение года в открытое.

Минимальный размер уставного капитала открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы МРОТ, установленной федеральным законодательством на дату регистрации общества, а закрытого общества — не менее стократной суммы; эти нормативы имеют существенное значение не только при учреждении предприятия, но и при осуществлении дивидендной политики, а также при оценке возможности реструктурирования источников средств предприятия в случае неудовлетворительного финансового состояния. Открытость ОАО также проявляется и в том, что оно обязано ежегодно публиковать свою бухгалтерскую отчетность; состав публикуемой отчетности, а также порядок этой процедуры регулируются законодательством. В отличие от других видов коммерческих организаций акционерное общество имеет более широкие возможности привлечения средств; в частности, оно обладает правом на выпуск облигаций.

Производственный кооператив (артель) - это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. В отличие от вышеописанных форм организации бизнеса членство в кооперативе предполагает личное трудовое участие в его деятельности. По своим обязательствам кооператив отвечает всем своим имуществом; при недостатке средств члены кооператива несут дополнительную ответственность в размерах и порядке, предусмотренных законодательством и уставом кооператива.

Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления; собственник имущества такого предприятия не отвечает по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство вызвано действиями собственника. Унитарное предприятие, основанное па праве оперативного управления (Федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства России на базе федеральной собственности. Такое предприятие несет ответственность по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостатке средств государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия.

Все коммерческие организации могут быть обобщенно поименованы термином «предприятие». Дело в том, что согласно ст. 132 Гражданского кодекса РФ предприятие трактуется как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В свою очередь, предпринимательской называется самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Таким образом, в зависимости от выбранной организационно-правовой формы предприятия могут создаваться различными способами, использовать различную минимальную величину уставного капитала, неодинаковые способы мобилизации дополнительных ресурсов и гарантии интересов кредиторов. Все эти и другие основные аспекты правового характера следует знать управленческому персоналу, и в том числе финансовым менеджерам; эти аспекты должны учитываться ими в отношении как своего предприятия, так и имеющихся и потенциальных контрагентов. Последнее представляется особенно важным, поскольку любая сделка с контрагентами содержит в себе потенциальный риск утери ресурсов; виды сделок и способы снижения такого риска могут варьировать в зависимости от организационно-правовой формы контрагента.

Среди различных видов предприятий все же наиболее значимую роль в рыночной экономике играют крупные акционерные общества (АО); удельный вес их в общем числе предприятий различных форм собственности может быть сравнительно небольшим, однако значимость с позиции вклада в создание национального богатства страны исключительно высока.

Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются денежные отношения, сопутствующие практически всем другим аспектам этой деятельности; поставка сырья сопровождается необходимостью его оплаты (авансовой, немедленной или отсроченной), продажа продукции - получением денег в обмен на поставленную продукцию, уплата налогов - платежами в бюджет, получение (погашение) банковского кредита - движением денежных средств по счетам предприятия и т. п. Все подобные денежные отношения как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия. Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления.

1.3 Функции финансов

Финансы как общеэкономическая категория выполняют множество функций, т. е. динамических проявлений своих свойств и предназначений. В этих функциях, по сути. и проявляется сущность финансов как одного из важнейших компонентов организационной структуры и процесса регулирования: социально-экономической системы того или иного уровня. Применительно к предприятию основными из них являются: инвестиционно-распределительная, фондообразующая (или источниковая), доходораспределительная, обеспечивающая и контрольная.

Действительно, выделенные функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия, поскольку их надлежащая интерпретация позволяет сформировать логику плана действий, направленного на решение следующих основных вопросов:

- куда вложить имеющиеся финансовые ресурсы?

- как сформировать источники финансирования?

- как удовлетворить требования собственников предприятия?

- как обеспечить ритмичность текущей финансово-хозяйственной деятельности?

- как обеспечить конгруэнтность целевых установок собственников (принципалов) и управленческого персонала (агентов)?

- насколько успешно выполняют свои функции все агенты и технический персонал?

На первый взгляд кажется, что инвестиционно-распределительная функция финансов в большей степени свойственна государственным финансам, когда аккумулированные денежные средства распределяются в основном на нужды потребления всех членов общества и финансирование стратегически важных, в том числе и социальных, программ. Тем не менее эта функция имеет место и в приложении к хозяйствующему субъекту и заключается в распределении финансовых ресурсов внутри предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию.

В рамках системы управления предприятием рассматриваемая функция проявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационных группировок, основными из которых являются: (а) структурные подразделения предприятия и (или) виды деятельности и (б) виды активов.

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезированном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда относительно большее или меньшее внимание уделяется тому или иному подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Основным критерием в этом случае является, как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций. Если некоторое структурное подразделение «обещает» доход относительно больший по сравнению со средним уровнем, оно получает дополнительные финансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы.

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Наиболее яркий пример такой оптимизации - решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы. Очевидно, что невыгодно держать на счете чрезмерно большие денежные средства, поскольку в этом случае они по сути «омертвляются», «не работают»; вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины и, как следствие, к убыткам, осложнению отношений с поставщиками, потере репутации и др. Фондообразующая, или источниковая, функция финансов предприятия реализуется в ходе оптимизации правой (т. е. источниковой, пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников: взносы собственников, кредиты, займы, кредиторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвования, целевые взносы и др. Как правило, источники небесплатны, т. е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ. Что выгоднее - масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых цепных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы финансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кредитов и др. - как раз и оценивается в терминах финансов и в известном смысле представляет собой реализацию распределительной функции финансов.

Суть доходораспределительной функции финансов предприятия заключается в следующем. Решающую роль в создании и функционировании предприятия несут его собственники; они могут ликвидировать компанию, поддерживать величину вложенного (т. е. принадлежащего им) капитала на уровне, не предусматривающем расширение ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, или могут, напротив, воздержаться от получения дивидендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет большую отдачу в будущем, и т. п. Иными словами, собственники должны иметь определенные количественно выражаемые аргументы в обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымается из него и выплачивается в виде дивидендов (обычно в денежной форме).

Смысл обеспечивающей функции финансов определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли в среднем, благодаря чему капитал собственников возрастает, что при необходимости проявляется в получении ими дополнительных денежных средств по сравнению с исходными инвестициями. Иными словами, финансы предприятия в данном случае как бы обеспечивают удовлетворение интересов собственников, количественно выражая эти интересы в виде прибыли (косвенное выражение дохода) и (или) дивидендов (прямое выражение дохода).

В чисто процедурном плане гораздо значимее второй аспект - система расчетных отношений, поскольку в современной экономике любые отношения в системах «предприятие - предприятие», «предприятие - государство», «предприятие - работники», «предприятие - собственник» и т. п. чаще всего выражаются в форме денежных отношений. Даже если имеет место движение нефинансовых ресурсов (продукция, услуги, мена и др.), оно в подавляющем большинстве случаев оформляется соответствующими денежными отношениями, т. е. выражением величины вовлеченных в операцию ресурсов в стоимостной оценке. Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной деятельности. Нормальная финансово-расчетная (платежная) дисциплина, когда предприятие в срок рассчитывается со своим кредиторами, имеет репутацию первоклассного заемщика, в полном объеме выполняет свои обязательства, является, вероятно, одним из наиболее важных индикаторов успешности его работы.

Суть контрольной функции финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и (или) индикаторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наиболее действенный контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия. Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контрагентами и государственными органами. В частности, со стороны государства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предприятия организацией системы внутреннего аудита и т. и.

В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров предприятия. Напомним, что модель взаимоотношений «принципал - агент», суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизация благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта теория объясняет, почему в данном случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании данной проблемы и ее решении исключительно высока.

Следует подчеркнуть, что в условиях рынка контрольная функция имеет не столько «карательно-негативный» оттенок (выявить неисполнение финансовых обязательств и применить соответствующие санкции), сколько «поощрительно-позитивный» (своевременность исполнения финансовых обязательств нередко поощряется всевозможными скидками с уплачиваемой цены и относительным снижением расходов). Иными словами, контроль рублем дополняется возможностями снижения расходов получения прямых и (или) косвенных доходов.

1.4 Принципы организации финансов

Предприятие как социально-экономическая система, имеющая основной целью генерирование прибыли, целесообразность любых своих действий рассматривает в основном с позиции их экономической выгодности. Безусловно, в отдельных ситуациях могут срабатывать и другие критерии, однако критерий экономической эффективности в приложении к бизнесу с очевидностью является доминирующим.

В терминах финансов предприятие может быть представлено как совокупность притоков и оттоков денежных средств, имеющих место в результате ранее сделанных инвестиций. Для того чтобы совокупность этих потоков была оптимальной, в любом предприятии формируется некая организационная структура управления финансами. Эта структура призвана не только оптимизировать ресурсный поток, но и обеспечить реализацию описанных выше основных функций финансов.

Любая социально-экономическая система в момент ее создания формирует некую систему управления, организующую технологические и финансово-хозяйственные процессы и способствующую их нормальному течению. В основе системы управления - так называемая организационная структура, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих структурных и функциональных подразделений. Важнейшим компонентом общей системы управления деятельностью предприятия является его система управления финансами. В зависимости от величины предприятия и масштабов его деятельности оргструктура управления финансами может существенно варьировать.

В малом предприятии эта структура может вообще отсутствовать, а все финансовые вопросы могут решаться руководителем предприятия совместно с главным бухгалтером. Более того, напомним, что согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» руководители предприятий могут в зависимости от объема учетной работы:

- учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, не исключена ситуация, когда какая-либо самостоятельная финансовая служба отсутствует вообще, а все решения финансового характера руководителем принимаются самостоятельно.

Что касается крупного предприятия, то подобная служба в организационном плане обязательно обособляется и, в наиболее общем виде, имеет схему, представленную на рис. 3.

Финансы коммерческих предприятий - student2.ru

Рис. 3. Финансовая служба в организационной структуре управления деятельностью предприятия

В приведенной схеме структурно выделены два крупных подразделения финансовой службы предприятия: планово-аналитическое и учетно-контрольное. Первое подразделение отвечает за вопросы прогнозирования, планирования и организации финансовых потоков; второе организует учет, финансовый контроль и информационное обеспечение различных лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Очевидно, что оба подразделения просто обязаны тесно взаимодействовать - по крайней мере, их связывает общность информационной базы, в основе которой лежат данные системы бухгалтерского учета, и общность главных целевых установок (в частности, обеспечение эффективной работы предприятия и генерирования им прибыли).

Поскольку никакая организационная структура не может быть создана раз и навсегда в неизменной форме, процесс се формирования и оптимизации протяжен во времени. При этом пытаются соблюдать ряд принципов. Приведем их краткую характеристику.

Принцип экономической эффективности. Его смысловая нагрузка определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятия с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами.

Принцип финансового контроля. Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных работников должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным.

Принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание). Этот принцип по сути тесно корреспондирует с предыдущим, а смысл его заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и организационной структуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания финансового характера.

Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев опенки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако основные из них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Индивидуальная материальная ответственность означает, что конкретное материально-ответственное лицо (кладовщик, руководитель подразделения, продавец, кассир и др.) заключает договор с руководством предприятия, согласно которому любая недостача товарно-материальных ценностей, т.е. их выбытие, не сопровождающееся оправдательными документами, должна быть возмещена этим лицом. В некоторых ситуациях устанавливаются нормативы, в пределах которых может иметь место отклонение учетных оценок от фактических; в этом случае материально-ответственное лицо должно возместить лишь сверхнормативные потери. Перечень материально-ответственных лиц определяется предприятием.

В случае коллективной материальной ответственности за возможные недостачи отвечает уже не конкретное материально-ответственное лицо, а коллектив. Эта форма ответственности помогает избежать неоправданно частых инвентаризаций.

1.5. Финансовая политика организации

Ключевой целью разработки финансовой политики предприятия является создание рациональной системы управления финансовыми ресурсами, направленной на обеспечение стратегических и тактических задач его деятельности. Указанные задачи индивидуальны для каждого субъекта хозяйствования (например, достижение оптимальной финансовой устойчивости и платежеспособности, рентабельности активов и собственного капитала и др.). Эти аспекты деятельности поддаются управлению с помощью финансового налогового и управленческого учета и анализа.

В современных условиях для многих предприятий характерна оперативная форма управления финансами, т.е. управленческие решения представляют собой реакции на текущие проблемы. Такая форма управления финансами вызывает противоречия между интересами предприятия и его партнеров. Поэтому актуальна проблема перехода к управлению денежными ресурсами на основе анализа финансового состояния, постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения в рамках принятой финансовой политики. Финансовая политика представляет собой целенаправленное использование финансов для достижения долгосрочных и краткосрочных задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли, доходности (рентабельности) активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса. В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции (12-14% в год), непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены заботиться о своем выживании. Это выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами хозяйствующих субъектов и фискальными интересами государства: ценой внешних заимствований и рентабельности производства; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и др. Содержание финансовой политики многогранно и включает следующие звенья:

1) разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиту от предпринимательского риска;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период). При этом учитывают перспективы развития производственной и коммерческой деятельности, состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная, ставка банковского процента, тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога, нормы амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам и др.);

3) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и т. д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансовой политики, стратегическими задачами которой являются:

- максимизация прибыли;

- оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

- достижение (финансовой прозрачности предприятия для собственников (акционеров, учредителей), инвесторов и кредиторов;

- использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии корпоративных ценных бумаг;

- разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния, бюджетирования и прогнозирования капитала, доходов и расходов с учетом постановки стратегических целей и поиска путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации различных интересов предприятия (его собственников и управленческого персонала), наличия достаточного объема денежных ресурсов для расширения производства и сохранения высокой платежеспособности. Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия – долговременный курс (финансовой политики, рассчитанный на перспективу (свыше одного года) и предполагающий решение крупномасштабных задач развития предприятия,

В процессе ее разработки прогнозируют основные тенденции развития предприятия:

- рост объемов производства и продаж;

- лидерство в конкурентной борьбе, что выражается показателями рентабельности капитала и продаж;

- максимизация цены фирмы;

- укрепление финансового состояния, избежание банкротства и больших финансовых потерь;

- определение финансовых отношений с государством (налоговая политика), банками (кредитная политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, подрядчиками и др.).

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используют прогнозы, опыт и интуицию специалистов для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируют конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимают оперативные управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии относят:

- анализ финансово-экономического состояния;

- разработку учетной и налоговой политики;

- выработку кредитной политики;

- управление основным капиталом, включая и амортизационную политику;

- управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

- управление текущими (операционными) издержками, доходами и прибылью;

- ценовую политику;

- выбор дивидендной и инвестиционной политики.

Однако выбор той или иной стратегии еще не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями (филиалами). При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары и услуги). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактическими целями, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, являются:

- сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;

- достаточность объемов денежных поступлений в краткосрочном периоде (декада, месяц, квартал, год);

- рентабельность капитала и продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне).

Следовательно, приоритетной задачей оперативного управления финансами предприятия является обеспечение его ликвидности. Весомым аргументом в пользу поддержания достаточной ликвидности баланса служат такие опасные последствия неплатежеспособности, как объявление о банкротстве и прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Все стратегические и оперативные решения проверяют па предмет того, способствуют ли они сохранению финансового равновесия или нарушают его. Для сохранения платежеспособности и ликвидности баланса предприятия целесообразно эффективно управлять его денежными потоками (притоком и оттоком денежных средств). Денежные средства - наиболее дефицитный ресурс в рыночной хозяйственной системе, и успех предприятия во многом определяется способностью его руководства постоянно генерировать денежные потоки. Поэтому проблема планирования и контроля денежных потоков имеет для предприятия приоритетное значение.

Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных. За счет данных источников финансируют текущую деятельность предприятия. Финансовую политику в корпоративных структурах (холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.) должны осуществлять профессионалы - главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике акционерной компании.

Для принятия управленческих решений они используют информацию приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

В ходе такого анализа воспроизводятся историческая и логическая последовательности экономических факторов и событий, направленность и сила их воздействия на результаты хозяйственной деятельности предприятий.

1.6 Сущность и состав ресурсов коммерческой организации

Финансовые ресурсы представляют собой денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении коммерческой организации и предназначенные для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством, финансирование прочих расходов.

В составе финансовых ресурсов прежде всего следует выделить капитал как часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении оборота.

Первоначальным источником финансовых ресурсов любой коммерческой организации является уставный (складочный) капитал (фонд), который образуется из вкладов учредителей. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы коммерческой организации.

Материальная величина уставного капитала на день регистрации общества в соответствии с законодательством составляет:

- в обществе с ограниченной ответственностью (ООО) – 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);

- в закрытом акционерном обществе (ЗАО) – 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

- в открытом акционерном обществе (ОАО) – не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 26 Закона об акционерных обществах).

В соответствии с законодательством РФ учредители акционерного или иного общества обязаны полностью внести уставный капитал в течение первого года деятельности. Однако если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, то ООО (в соответствии с п. 4 ст. 90 Гражданского кодекса РФ) и АО (в соответствии с п. 4 ст. 99 Гражданского кодекса РФ) обязаны уменьшить его размер в установленном порядке. Если стоимость чистых активов акционерного или иного общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.

Однако для развития бизнеса недостаточно обладания первоначальным капиталом, внесенным учредителями (акционерами). Финансовому менеджменту предприятия необходимо аккумулировать доступные финансовые ресурсы для осуществления необходимых инвестиций (долгосрочных и краткосрочных), выполнение всех финансовых обязательств, обеспечения потребностей социального характера и финансирования прочих нужд.

Коммерческая организация, заботясь о своем экономическом росте и благополучии, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков средств на расчетных счетах и в кассе.

На рисунке рассмотрены только некоторые финансовые ресурсы: прибыль, эмиссия акций, облигации и привлечение кредитов (ссуд). Однако перечень возможных источников финансовых ресурсов коммерческой организации может быть намного шире.

Известны различные классификации источников финансовых ресурсов коммерческой организации. Одна из возможных и наиболее общих группировок представлена на рис.5.

Анализ приведенной структуры источников финансовых ресурсов ОАО показывает, что основными их видами являются собственные источники (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, средства собственников в виде увеличения уставного капитала путем эмиссии акций), заемные средства (ссуды и займы банков и прочих инвесторов). Причины их образования, а также величина и доля в общей сумме источников могут быть различными.

Финансы коммерческих предприятий - student2.ru Финансы коммерческих предприятий - student2.ru Финансы коммерческих предприятий - student2.ru

Рис. 5 - Источники финансовых ресурсов ОАО

Собственные источники финансовых ресурсов являются самыми надежными. Источниками собственных финансовых ресурсовкоммерческой организации являются:

1) нераспределенная прибыль;

2) резервный капитал;

3) накопленные амортизационные отчисления;

4) дополнительная эмиссия акций (обыкновенных и привилегированных);

5) эмиссия депозитарных расписок;

6) добавочный капитал;

7) страховые возмещения по наступившим случаям, средства внебюджетных фондов и другие средства, поступающие в порядке перераспределении.

Общими источниками для всех коммерческих организаций являются все вышеперечисленные, кроме четвертого и пятого. Специфические собственные источники финансовых ресурсов для акционерных обществ – дополнительная эмиссия акций и депозитарных расписок.

Рассмотрим подробнее основные из источников.

Нераспределенная прибыль

Крупнейшим реинвестированным источником собственных средств для замены оборудования и новых вложений является в большинстве случаев нераспределенная прибыль коммерческой организации. Практика показывает, что реинвестирование прибыли – более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования ком­мерческой организации, которая расширяет свою деятельность. К достоинствамварианта реинвестирования прибыли следует отне­сти: отсутствие дополнительных расходов, связанных с выпуском новых акций (трансакционных издержек): сохранение контроляза деятельностью коммерческой организации со стороны ее владель­цев (так как количество акционеров не меняется).

Прибыль коммерческой организации зависит от соотношения доходов, полученных по итогам деятельности, с расходами, обеспе­чившими эти доходы. Выделяют валовую прибыль, прибыль от продаж, операционную прибыль, прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерского учета), налогооблагаемуюприбыль (по данным налогового учета), нераспределенную (чистую) при­быль отчетного периода, реинвестированную (капитализируемую нераспределенную) прибыль.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации – это многоцелевой источник финансирования ее потребностей. Однако основными направлениями распределения прибыли являются накопление и потребление, пропорции между которыми определяют перспективыразвития коммерческой организации.

Часть прибыли,направленная нанакопление, используется на
производственное и научно-техническое развитие, формирование
финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других компаний и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальные нужды, на­пример финансирование строительства объектов непроизводственного назначения. Конечным результатом использования фондов на­копления является приобретение или создание нового имущества организации. Таким образом, нераспределенная (капитализируемая) прибыль – часть чистой прибыли, не распределенная между владель­цами, направленная на накопление имущества коммерческой организации. К оставшейся нераспределенной прибыли могут присоединиться дивиденды, реинвестированные акционерами.

Прибыль, направляемая на потребление, не увеличивает стои­мость имущества организации. Направлениями использования при­были на цели потребления являются: выплата дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям, материальное поощрение работников организации и др.Формирование фондов накопления и потребления, а также дру­гих денежных фондов может предусматриваться учредительными документами и принятой учетной политикой организации, тогда их создание обязательно, либо решение на направление прибыли в эти фонды принимается собранием акционеров по представлению со­вета директоров (участниками).Очевидно, что большая доля накоплений дает более быстрый рост объемов продаж и прибыли в будущем, в то же время недоста­точная доля прибыли, направленной на потребление, может подорвать «экономическое здоровье» коммерческой организации. Именно соотношение между накоплением и потреблением очень часто становится источником разногласий между руководством организации и владельцами акций.Наличие нераспределенной прибыли зависит от прибыльности акционерного общества и коэффициента дивидендных выплат (payout ratio). Коэффициент выплаты дивидендов характеризует принятую организацией дивидендную политику.

Реализация политики отечественных компаний, направленной на регулярную выплату дивидендов по обыкновенным акциям, позволяет в значительной степени повысить капитализацию и инвестиционную привлекательность этих компаний.

Резервный капитал.

Резервный капитал – часть собственного капитала, выделяемого из прибыли для покрытия возможных убытков. Резервный капитал является страховым по своей природе, так как предназначен для возмещения непредвиденных потерь от финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации.

Источником формирования резервного капитала является прибыль, оставшаяся в распоряжении организации (чистая прибыль).

В новой редакции Закона об акционерных обществах изменены требования к формированию резервного фонда: теперь его минимальный размер составляет 5% уставного капитала (ст. 35 Закона). При этом размер ежегодных обязательных отчислений в резервный фонд не может быть менее 5% от чистой прибыли до достижения размера, установленного уставом общества.

Согласно ст. 35 Закона об акционерных обществах средства резервного фонда общества используются для:

- покрытия убытков общества;

- погашения облигаций;

- выкупа акций акционерного общества в случае отсутствия других денежных средств.

Резервный капитал не может быть использован для других целей.

В добровольном порядкерезервные фонды могут создавать всекоммерческие организации. Размер и порядок формирования фон­дов устанавливаются в учредительных документах.

Амортизационные отчисления

В отличие от прибыли, часть которой в виде налогов поступает в бюджет, амортизационные отчисления остаются полностью в распоряжении коммерческой организации.

Амортизация (от позднелат. amortisatio) – способ возмещения капитала, затраченного на создание и приобретение амортизируемых активов путем постепенного перенесения стоимости основных средств и нематериальных активов на производимую продукций.

Следовательно, амортизационные отчисленияотносятся на затраты коммерческой организации путем износа основных средств и нематериальных активов и поступают на расчетные счета и в кассу в составе денежных средств за реализованную продукцию. Назначение амортизационных отчислений – обеспечивать воспроизводство основных производственных фондов и нематериальных активов.Накопленные амортизационные отчисления за весь срок службы внеоборотных активов до момента их выбытия являются временно свободными денежными средствами Амортизационная политикаявляется составной частью фи­нансовой политики коммерческой организации. В зависимости от метода амортизации, принятого на предприятии и зафикси­рованного в приказе об учетной политике, суммы амортизации могут быть различными. Амортизационный фонд является одним из важнейших источников приращения капитала коммерческой организации, используемым для финансирования инвестиций. Причем при составлении инвестиционного бюджета (бюджета капитальных вложений) амортизационные отчисления рассматриваются как «свободный» капитал.

Дополнительная эмиссия акций

Когда внутренних источников финансирования (прибыли и амортизационных отчислений) недостаточно для покрытия все возрастающих инвестиционных потребностей, акционерное общество может прибегнуть к эмиссии новых выпусков акций.

Практика крупных западных компаний показывает, что большинство из них крайне неохотно прибегает к выпуску дополнительных акций как постоянной составной части финансовой политики. Они предпочитают рассчитывать на собственные возможности, т.е. на развитие компании главным образом за счет реинвестирования прибыли. Причин тому несколько. Во-первых, дополнительная эмиссия акций – весьма дорогостоящий и протяженный по времени процесс (по оценке западных экспертов, расходы могут составить 5–10% номинала общей суммы выпущенных ценных бумаг). Во-вторых, эмиссия может сопровождаться спадом рыночной ценыакций компании-эмитента.

Недостатокакционерного финансирования – отсутствие нало­гового щита. Налоговый щит–это инструмент, позволяющий в рамках действующего законодательства, снизить величину причитающихся на­логов (путем увеличения амортизационных отчислений, отнесения процентов по заемным средствам на расходы и пр.).

В отличие от долга дивиденды по акциям не создают налоговый «щит», поскольку выплачиваются из посленалоговой прибыли (п. 1 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Поэтому с точки зрения на­логообложения коммерческим организациям выгоднее эмитировать облигации, а не акции (обыкновенные и привилегированные). Величина рыночной стоимости акций определяет капитализа­цию коммерческой организации.

Капитализация (capitalization) – рыночная стоимость коммерче­ской организации, акции которой имеют хождение на бирже, т.е. рыночная цена акций, умноженная на число акций (чаше всего привилегированные акции не учитываются при расчете этого показателя).

В свою очередь, чем выше капитализация коммерческой организации, чем выше ее залоговая стоимость, тем больше и дешевле кредитов она может привлечь.

Эмиссия депозитарных расписок

Финансовые инструменты, представленные на международных финансовых рынках, довольно многочисленны: депозитарные расписки, еврооблигации, еврокредиты, коммерческие бумаги в евровалюте и др. Они варьируются в зависимости от потребностей клиентов (заемщиков), тенденций изменения курсов и ставок, ситуации на рынке.

В последнее время в связи с интернационализацией мировых финансовых рынков большое распространение получила эмиссия акций в форме американских депозитарных расписок (American depositary receipt, ADR) и международных депозитарных расписок (Global depositary receipt, GDR), обращающихся за пределами отече­ственных рынков.

Депозитарные расписка – это свободно обращающаяся на фон­довом рынке производная (вторичная) ценная бумага на акции иностранной компании, депонированные в крупном депозитарном банке, который выпустил расписки в форме сертификатов или в бездокументарной форме. ADR – рыночные ценные бумаги, об­ращающиеся на биржевом и внебиржевом рынках США, представ­ляющие определенное количество лежащих в их основе акций (т.е. отдельные ценные бумаги они представляют очень редко). Глобальные депозитарные расписки (GDR) могут продаваться за пределами США в других странах.

Цели размещенияроссийскими компаниями депозитарных расписок:

1) еврооблигация, еврокредиты, коммерческие бумаги и повышение капитализации на международном рынке;

2) обеспечение продаваемых ценных бумаг листингом на ведущих биржах всего мира;

3) косвенное привлечение внимания всего мира к продукции или услугам, предлагаемым компанией-эмитентом;

4) рост цены своих ценных бумаг на российском фондовом рынке, повышение их ликвидности.

Размещение депозитарных расписок не является формой кредитования, поскольку собственные акции продаются новым акционерам. Продавая права на акции (депозитарные расписки), компания получает новых совладельцев из числа иностранных инвесторов, которые могут облегчить доступ к зарубежным деньгам.

Добавочный капитал

Специфическим источником собственных финансовых ресурсов коммерческой организации является добавочный капитал. В отличие от уставного капитала он не делится на доли (акции) и показывает общую собственность всех участников (акционеров).

Формирование и увеличение добавочного капиталамогут производиться в следующих случаях:

1) при получении эмиссионного дохода. В акционерных обществах при продаже акций акционерного общества по цене выше номинала образуется эмиссионный доход в виде разницы между продажной ценой акций и их номинальной стоимостью;

2) при переоценке объектов основных средств. Если в результате переоценки стоимость основных средств увеличилась, но эти основные средства в предыдущие годы не подвергались уценке, сум­мы дооценки относятся на добавочный капитал;

3) при возникновении курсовых разницв результате формирования
уставного капитала, выраженного в иностранной валюте. Если ус­тавный капитал организации выражен в иностранной валюте, то при его формировании образуется курсовая разница между курсом Банка России на дату внесения взноса в уставный капитал и дату государственной регистрации учредительных документов;

4) при получении целевых инвестиционных средств из бюджета
на финансирование капитальных вложений (для некоммерческих организаций).

Средства добавочного капитала могут быть направлены:

1) на погашение сумм снижения стоимости основных средств, выявленных по результатам его переоценки. При уценке основных средств, которые в предыдущие годы подвергались дооценке, сумма уценки, равная сумме предыдущей дооценки, относится на добавочный капитал;

2) на увеличение нераспределенной прибыли при списании сумм дооценки по выбывшим основным средствам;

3) на увеличение уставного капитала, что отражается в учете после внесения изменений в учредительные документы;

4) на распределение между учредителями организации.

Вопросы для самопроверки

1. В чем особенность управления финансами хозяйствующих субъектов различных форм собственности?

2. Существует ли ограниченная на число акционеров в акционерном обществе?

3. Что такое «предприятие»?

4. В чем особенность функций финансов предприятия?

5. Какие виды финансового контроля вы знаете?

6. Есть ли разница между понятиями «финансовые ресурсы» и «источники финансовых ресурсов»?

Наши рекомендации