Методика проведения конъюнктурного исследования.
Конъюнктурное исследование – целенаправленный непрерывный процесс сбора и обработки информации о состоянии товарного рынка, анализ и выявление особенностей его функционирования, прогнозирование основных параметров и выдвижение возможных альтернатив для принятия решения.
Этапы конъюнктурного исследования:
1. Подготовительный этап:
- формулирование проблемы и предварительное изложение задачи;
- формулирование цели исследования;
- анализ имеющейся информации;
· если информации достаточно, то исследование прекращается, если нет, то
- выбор источника информации (полевые – анкеты, кабинетные – справочники, ежегодники).
2. Анализ конъюнктуры.
3. Прогноз конъюнктуры для принятия решений.
При проведении конъюнктурного исследования конкретного товара изучают:
· народно – хозяйственную конъюнктуру
· динамику производства товаров, как у нас, так и у конкурентов
· спрос и потребление товаров
· изменение конкурентоспособности товара и его сбыт
· динамику цен.
Тема 4. Модель покупательского поведения.
Модель покупательского поведения.
Факторы, воздействующие на покупательское поведение.
Процесс принятия решений на покупки.
Модель покупательского поведения.
Побудительные факторы маркетинга | Прочие раздражители | Чёрный ящик Сознания потребителей | Ответная реакция | |||
- Товар - цена - средства распространения - средства сбыта | - культ - полит | Характеристика потребителей | Процесс принятия решения о покупке | - выбор товара - марка товара - выбор торговых организаций - выбор время и места | ||
Факторы, воздействующие на покупательское поведение.
I. Факторы культурного порядка
- культура является первопричиной, определяющей потребности и поведение человека. Она является благоприятным фактором, так как наряду с воспитанием в семье и обществе, человек усваивает базовый набор ценностей, манер, поступков, характерных для общества;
- субкультура (для национальных меньшинств);
- социальное положение (принадлежность к тому или иному общественному классу)
II. Факторы социального порядка
- референтые группы – оказывают прямое или косвенное воздействие на поведение индивидуума
1) неформальные (семья, друзья, коллеги)
2) формальные (религиозные конфессии, профсоюзы)
- семья
- роли и статусы
III. Личностные факторы
- возраст и этап жизненного цикла семьи
- род занятий
- экономическое положение (или уровень дохода)
- образ жизни
- тип личности
IV. Факторы психологического порядка
- мотивация (нужда, ставшая столь необходимой, что индивид ищет пути ее удовлетворения)
- восприятие товара
- усвоение
- убеждение и отношение.
Процесс принятия решений на покупки.
Этапы процесса принятия решения о покупке товара:
1) осознание проблемы – потребитель осознает разницу между своим нынешним и желаемым состоянием (нужда может быть возбуждена внешними и внутренними раздражителями). На этом этапе, важно знать какие именно ощутимые нужды возникли, чем вызвано их возникновение, каким образом они вывели человека на товар;
2) поиск информации. Источниками информации могут быть:
- личные (семья, друзья);
- коммерческие (реклама, выставки);
- общедоступные (СМИ);
- источники эмпирического опыта.
3) оценка варианта – она осуществляется исходя из:
- свойств товара;
- весовых показателей значимости свойств;
- исходя из убеждений о марках;
- функций полезности.
4) собственно решение о покупке;
5) реакция на покупку.
Тема 5. Типологизация потребителей. Сегментация рынка.
Типы потребителей.
Виды маркетинга в зависимости от ассортимента и направленности.
Сегментирование рынка и его критерии.
Стратегии охвата рынка на основе сегментирования.