МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ. Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако их создание – сложный и длительный процесс
Развитие рыночной экономики требует адекватных институциональных механизмов, однако их создание – сложный и длительный процесс. Они с трудом поддаются заимствованию, действие законов, эффективно регулирующих экономику в развитых странах, при заимствованиях модифицируется существующей институциональной средой. Поэтому знания, которые предлагает экономистам институциональная экономика, позволят им лучше понять, как функционирует экономика, какие стимулы создает институциональная среда, как институты общества влияют на поведение людей, а следовательно, и на богатство общества.
Курс «Институциональная экономика» состоит из 2 модулей, включающих 8 тем. Первая тема первого модуля дает студентам развернутое представление об истории, становлении и текущем развитии новой институциональной теории, основных понятиях теории игр. Во второй теме первого модуля определяется понятие института, разбираются основные типы ситуаций, которые приводят к появлению институтов, проводится различие между формальными и неформальными институтами. В первой теме второго модуля вводится понятие трансакционных издержек, разбираются основные типы рыночных трансакционных издержек и способы их экономии. Во второй теме второго модуля рассматривается экономический подход к собственности. Дается экономическое определение прав собственности, студенты знакомятся со знаменитой теоремой Коуза. Третья тема посвящена контрактным отношениям. В ней дается экономическое определение понятия «контракт», рассматриваются виды оппортунистического поведения. В четвертой теме разбираются основные институциональные теории фирмы, выявляются их сравнительные преимущества и недостатки. Тема пятая посвящена экономическому анализу политических институтов, в том числе теории государства и теории общественного выбора. В шестой теме второго модуля анализируется теория институциональных изменений.
По курсу проводятся лекции, семинары и практические занятия. Важным компонентом обучения является самостоятельная работа студентов, включающая в себя чтение дополнительной и обязательной литературы, решение задач и дополнительное чтение академических статей.
Успешное овладение знаниями по данному курсу предполагает постоянную и кропотливую работу студентов на лекциях, семинарах, самоподготовке и т.д. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно, логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Курс «Институциональная экономика» как наука имеет свою терминологию, категориальный аппарат, статистические данные, которыми хорошо и сознательно должен овладеть студент, употребляя сокращения, логические схемы по ходу записи лекции. Культура записи лекции – один из важнейших факторов успешного и творческого овладения знаниями. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, подчеркнуть, текстуально выделить главное, творчески закрепить материал в памяти, развивать экономическое мышление.
Важным этапом в изучении проблем институциональной экономики является подготовка и написание эссе. Эссе (от фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») – литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, установка на разговорную интонацию. Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: постановка проблемы, обдумывание, начитывание литературы, планирование, написание, проверка, совершенствование написанного.
Объем эссе должен составлять примерно 15 страниц печатного текста (шрифт Times New Roman, размер 14, 1,5 интервал). Структурно эссе содержит: введение, содержащее постановку проблемы; основную часть, содержащую логически выдержанное изложение темы (предпосылок и путей решения проблемы); краткие выводы, обобщающие позиции автора по проблеме; список использованной литературы. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Эссе оценивается по следующим критериям:
- самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы;
- соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения;
- способность сформулировать проблему;
- уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты,
- логика изложения;
- четкость и содержательность выводов.