Институциональное направление в экономической науке
Цель: Изучить особенности институционального направления в экономической науке.
Контрольные вопросы:
1. Общая характеристика институциональных теорий.
2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена.
3. Особенности институциональных взглядов Дж. Коммонса и У.К. Митчелла.
4. Институциональные аспекты во взглядах Э. Чемберлина и Дж. Робинсон. Теория монополистической и несовершенной конкуренции.
5. Взгляды Дж.К. Гэлбрейта на развитие экономических систем. Оценка Гэлбрейтом современных экономических проблем.
6. Новые институциональные теории.
Темы докладов:
1. Содержание и значение работы Т. Веблена «Теория праздного класса».
2. Теория стоимости в трудах Т. Веблена и Дж. Коммонса.
3. Проблема конкуренции в экономической науке.
4. Экономические взгляды Д. Гэлбрейта. Теория трансформации.
5. Экономическая теория Р. Коуза.
6. Роль институционализма в интеграции наук об обществе.
Формы текущего контроля знаний: опрос.
Дж.М. Кейнс и его «Общая теория занятости, процента и денег»
Цель:Изучить теории государственного регулирования экономики.
Контрольные вопросы:
1. Теоретические положения правительственных программ 30-х гг. ХХв. по стабилизации экономики.
2. Основные положения экономической теории Д.М. Кейнса:
а) уровень занятости и совокупный спрос;
б) сбережения и инвестиции;
в) кейнсианский «крест»;
г) инструменты макрорегулирования;
б) теория мультипликационного процесса.
3. Достоинства и слабости кейнсианского подхода.
Темы докладов:
1. Кейнсианство как ведущее направление западной экономической теории.
2. Основные пути эволюции кейнсианства.
3. «Новый курс» администрации Рузвельта.
4. Отличие учения Дж.М. Кейнса от теории А. Маршалла.
Формы текущего контроля знаний:опрос.
Планы практических занятий по дисциплине
«История экономических учений»
Практика 8
Экономическая мысль России (1861-1917 гг.)
Цель:Изучить особенности российской экономической мысли в период с 1861-1917 гг.
Контрольные вопросы:
1. Распространение марксизма в России.
2. Экономические взгляды В.И. Ленина.
3. Экономические взгляды Н.И. Бухарина на строительство социализма в России («Экономика переходного периода») и их эволюция.
4. Л.Д. Троцкий: экономическое обоснование «перманентной революции».
Темы докладов:
1. Экономическое наследие А.В.Чаянова.
2. Концепция рыночного равновесия и финансовой стабилизации Л.Н. Юровского.
3. Экономические взгляды и политическая деятельность Н.И. Бухарина.
4. Экономические взгляды и политическая деятельность Л.Д. Троцкого.
5. Развитие идей В.И. Ленина о путях построения социализма в СССР: идейная твердость и причины компромисса.
Формы текущего контроля знаний:опрос.
Современный этап развития теории: противостояние и синтез
Неокейнсианские экономические теории
Цель:Изучить основные неокейнсианские теории, сочетание неоклассических идей с идеями неокейнсианства.
Контрольные вопросы:
1. Создание неокейнсианской теории роста (экономической динамики). Работы Е. Домара (США) и Р. Харрода (Великобритания).
2. Исследование природы циклов. Работа Э. Хансена «Экономические циклы и национальный доход» (1951).
3. «Неоклассический синтез» по формуле: «кейнсианская макро- и неоклассическая микротеория».
4. Учебник П. Самуэльсона «Экономикс».
Темы докладов:
1. Неоклассический синтез как сочетание неоклассических идей с идеями неокейнсианства.
2. Книга Р. Харрода «К теории экономической динамики» (1948). Уравнения фактического, гарантированного и естественного темпов роста. Объяснение механизма динамического неровновесия.
3. Работа Э. Хансена «Экономические циклы и национальный доход» (1951).
4. Использование механизмов мультипликатора и акселератора. Новое соотношение эндогенных и экзогенных циклических колебаний.
Формы текущего контроля знаний:опрос.
Планы практических занятий по дисциплине
«История экономических учений»
Практика 9.