Тема 13. Институциональное направление экономической мысли

1. Возникновение американского институционализма. Первый этап – 1920-30-е гг.

2. Второй этап институционализма – 1940-60-е гг.

3. Третий этап институционализма – 1970-90-е гг. Теории индустриального и постиндустриального общества. Дж. Гелбрэйт, У. Ростоу, А. Тоффлер, Р. Арон, Д. Белл.

4. Неоинституционализм. Р. Коуз. Теория трансакционных издержек.

Тема 14. Теории рынка несовершенной конкуренции

1. Исторические предпосылки возникновения теорий несовершенной конкуренции.

2. Э. Чемберлин. «Дифференциация продукта» и неценовые факторы конкуренции.

3. Дж. Робинсон. Условия «совершенной » и «несовершенной» конкуренции. Монопсония и экономическая дилемма: «эффективность или справедливость».

Тема 15. Экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса

1. Общая теория занятости и концепция эффективного спроса Кейнса.

2. Теория процента и денег.

3. Экономическая программа Кейнса.

Тема 16. Экономические теории неокейнсианства

1. Кейнсианская революция. Концепции государственного регулирования: стокгольмская школа; французский дирижизм.

2. Неокейнсианские теории экономического роста (Е. Домар, Р. Харрод).

3. Теория экономического цикла А. Хансена. Принцип акселератора. Меры антициклического регулирования.

4. Неоклассический синтез. П. Самуэльсон. Дж. Хикс.

Тема 17. Эволюция неоклассической школы и неолиберализм

1. Возвышение теорий свободы предпринимательства.

2. Фрайбургская школа. Концепция «социального рыночного порядка».

3. Экономические концепции Ф.Хайека и Й. Шумпетера.

4. Монетаризм. М. Фридмен.

5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий.

Тема 18. Экономическая мысль в России в XX веке

1. Экономические платформы партий и общественных движений России начала ХХв.

2. Концепции ведущих отечественных экономистов 1920-1930-х гг. Теория кооперации А. Чаянова. Теория «длинных волн» в экономике Н.Д. Кондратьева.

3. Экономико-математические разработки оптимального планирования.

4. Дискуссии о создании многоукладной экономики в период «перестройки».

5. Монетаристские концепции в период проведения рыночных реформ.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(индивидуальных заданий для студентов дневной и заочной формы обучения)

1. Экономическая мысль древневосточных государств, античности и средневековья.

2. Предпосылки становления и два этапа в развитии меркантилизма.

3. Возникновение классической политэкономии. Общее и особенное во взглядах У. Петти и П. Буагильбера.

4. Классическая политэкономия во Франции: экономическая теория физиократов.

5. Экономическое учение А. Смита и Д. Рикардо.

6. Развитие классической политэкономии в теории Ж.Б. Сэя и Т.Р. Мальтуса.

7. Завершение классической политэкоомии в теории Дж.С. Милля.

8. Мелкобуржные концепции С. Сисмонди и П. Прудона.

9. Историческая школа Германии.

10. Возникновение и развитие экономического учения марксизма.

11. Возникновение маржинализма. Австрийская школа.

12. Экономические идеи Л. Вальраса и В. Парето.

13. Развитие ординализма в теории Е. Слуцкого, Р. Аллена, Дж. Хикса.

14. Теории общественного благосостояния. А. Пигу, В. Парето.

15. Англо-американская или кембриджская школа: вклад в развитие экономической науки.

16. Экономическая теория А. Маршалла и Дж.Б. Кларка.

17. Возникновение и этапы развития институционализма.

18. Представители маржинализма и институционализма в России.

19. Теории несовершенной и монополистической конкуренции. Дж. Робинсон и Э. Чемберлин.

20. Экономическая теория и экономическая программа Дж. М. Кейнса.

21. Неокейнсианство - одно из главных течений современной экономической мысли.

22. Два подхода во взглядах на роль государства в экономике: дирижизм и экономический либерализм.

23. Модели экономического роста Е. Домара и Р. Харрода.

24. . Кейнсианские и неоклассические теории цикличности развития экономики.

25. Теория «длинных волн» Н. Д. Кондратьева.

26. Неоклассические теории экономического роста.

27. П. Самуэльсон, Дж. Хикс. Неоклассический синтез.

28. Содержание современного монетаризма. Монетарная концепция М. Фридмена.

29. Экономические воззрения Л. Мизеса и Ф. Хайека.

30. Теории денег: многообразие подходов.

31. Современный этап институционализма. Проблемы качества жизни. Теории постиндустриального общества.

32. Основные течения в современной экономической науке. Экономический империализм. Теории общественного выбора.

33. Теории предпринимательства, риска и инноваций.

34. Экономические взгляды Дж.К Гэлбрейта.

35. Экономические воззрения Й. Шумпетера.

36. Л. В. Канторович - создатель теории линейного программирования.

37. Неоинституционализм. Теории трансакционных издержек; прав собственности; новой экономической истории.

38. Современная экономическая мысль и нобелевские лауреаты по экономике.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

1. Экономическая мысль Древней Греции.

2. Экономическая мысль Древнего Рима.

3. Экономические идеи в эпоху феодализма в Западной Европе. Ф. Аквинский.

4. Средневековая экономическая мысль арабского Востока. Ибн-Хальдун.

5. Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

6. Особенности раннего меркантилизма.

7. Особенности позднего меркантилизма.

8. Особенности меркантилизма во Франции, Англии, России.

9. Общая характеристика физиократизма. Ф. Кенэ. А. Тюрго.

10. Возникновение и развитие классической школы. У. Петти, П. Буагильбер.

11. Экономическое учение А. Смита.

12. Экономическое учение Д. Рикардо.

13. Экономическое учение Прудона.

14. Экономическое учение С. Сисмонди.

15. Экономическое учение Ж.Б. Сэя.

16. Экономическое учение Т.Р. Мальтуса.

17. Экономическое учение Дж. С. Милля.

18. Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.

19. Экономическая теория марксизма.

20. Историческая школа Германии.

21. Сущность и этапы «маржинальной революции».

22. Австрийская школа. К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер.

23. Лозаннская школа. Л. Вальрас, В. Парето.

24. Кембриджская школа. А. Маршалл.

25. Американская школа. Дж. Кларк.

26. Институционализм, причины возникновения, этапы развития.

27. Экономические концепции Т. Веблена, Дж. Коммонса, У. Митчелла.

28. Развитие институционализма: второй (1940-60-е гг.) и третий этап (1970-90-е гг.).

29. Теории неоинституционализма. Р. Коуз. Теория трансакционных издержек; теория прав собственности.

30. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

31. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

32. Основные положения теории Дж.М. Кейнса.

33. Экономическая программа Дж.М. Кейнса.

34. Неокейнсианские доктрины государственного регулирования экономики.

35. Неолиберализм, его различные направления.

36. Концепция социального рыночного хозяйства фрайбургской школы.

37. Либерализм Л. Мизеса и Ф. Хайека.

38. Чикагская школа неолиберализма. Монетаризм М. Фридмена.

39. Теория «экономики предложения». Концепция «рациональных ожиданий».

40. Неоклассический синтез. П. Самуэльсон.

41. Российская экономическая мысль начала ХХ – 90-е гг. ХХ века.

42. Современная экономическая мысль. Теории капитала, процента и денег.

43. Теории предпринимательства. Й Шумпетер.

44. Теории общественного благосостояния. А. Пигу; стокгольмская школа.

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История экономических учений

1. Древневосточные и античные авторы идеализировали:

а) рыночные экономические отношения;

б) натурально-хозяйственные отношения;

в) крупную торговлю и ростовщические операции.

2. Аристотель относит к сфере хрематистики:

а) земледелие и ремесло; б) мелкую торговлю.

в) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

3. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является:

а) рост заграничных инвестиций;

б) превышение импорта над экспортом;

в) превышение экспорта над импортом.

4. Предметом изучения классической политической экономии является:

а) сфера обращения; б) сфера производства;

в) сфера обращения и сфера производства одновременно.

5. Приоритетным методом анализа в классической политэкономии является:

а) эмпирический метод; б) каузальный метод; в) функциональный метод.

6. В соответствии с классической политической экономией, деньги- это:

а) искусственное изобретение людей;

б) важнейший фактор экономического роста;

в) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен.

7. У. Петти и П. Буагильбер - авторы теории стоимости, определяемой:

а) затратами труда (трудовая теория); б) предельной полезностью;

б) производственными издержками (теория издержек).

8. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представляют:

а) производительный класс; б) класс собственников земли;

в) бесплодный класс.

9. Согласно А. Смиту, в развитом обществе стоимость товаров обусловлена:

а) затратами труда; б) затратами труда и капитала; в) суммой доходов.

10. Понятие «догма Смита» означает, что Смит:

а) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике;

б) допускает деление капитала на основной и оборотный;

в) отождествляет определение ценности «годичного продукта труда» и цены «всякого товара».

11. По мнению Д. Рикардо, заработная плата имеет тенденцию к снижению, потому что:

а) предприниматели снижают цену труда рабочих;

б) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение труда;

в) машины и механизмы вытесняют труд рабочих.

12. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются:

а) несовершенство социального законодательства;

б) высокие темпы роста численности населения;

в) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса;

г) несправедливость распределения при капитализме.

13. Что не относится к основным постулатам «закона рынков» Ж.Б. Сэя:

а) спрос создает соответствующий ему уровень предложения;

б) предложение создает соответствующий ему спрос;

в) цены, заработная плата и процентная ставка эластичны и подвижны;

г) допускается вмешательство государства в экономику;

д) деньги нейтральны.

14. В концепции реформ Дж. С. Милля рекомендуется:

а) изменить законы производства;

б) изменить законы распределения;

в) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной ассоциации;

г) ниспровергнуть систему частной собственности.

15. По Марксу, прибавочная стоимость создается:

а) трудом, капиталом и землей;

б) неоплаченным трудом производительных рабочих;

в) постоянным и переменным капиталом.

16. Причиной низкой заработной платы рабочих С. Сисмонди считает:

а) занижения цены труда предпринимателями;

б) избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости;

в) вытеснение труда рабочих машинами и механизмами.

17. Историческая школа Германии:

а) выступает за принцип экономического либерализма;

б) признает универсальность экономических законов для разных стран;

в) признает зависимость экономического развития нации от традиций и национальной культуры;

г) признает метод логической абстракции классической политэкономии.

18. Предмет изучения субъективного направления экономической мысли:

а) сфера обращения (спрос); б) сфера производства (предложения);

в) сфера производства и обращения; г) сфера распределения.

19. Предмет изучения неоклассического направления экономической мысли:

а) сфера обращения (спрос); б) сфера производства (предложения);

в) сфера производства и обращения; г) сфера распределения.

20. Приоритетеным методом экономического анализа неоклассического направления экономичесокй мысли является:

а) эмпирический; б) каузальный;

в) функциональный; г) все перчисленные.

21. На первом этапе «маржинальной революции» стоимость (ценность) определяется на основе:

а) трудовой теории; б) предельной полезности и предельных издержек;

в) теории предельной полезности; г) теории издержек.

22. А. Маршалл определяет цену товара на основе:

а) трудовой теории стоимости;

б) предельной полезности и предельных издержек;

в) изменения предельной полезности;

г) определения стоимости по издержкам.

23. Что считает Т. Веблен основной проблемой капитализма:

а) несовершенство юридических норм; б) нечестную конкуренцию;

в) противоречия между индустрией и бизнесом;

г) отсутствие системы социального обеспечения по безработице.

24. Кто из экономистов институционального направления рассматривал развитие общества, опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвина:

а) У.К. Митчелл; б) Т. Веблен; в) Дж. Коммонс; г) Дж. Гелбрэйт.

25. Кто из представителей институционализма считал, что конфликты являются внутренним источником развития общества:

а) Дж. Гелбрэйт; б) Т. Веблен;

в) У. Митчелл; г) Дж. Коммонс.

26. С чем связывает Э. Чемберлин возникновение монополии:

а) с наличием товаров субститутов (заменителей);

б) с дифференциацией продукта;

в) с крупными объемами производства;

г) с государственными лицензиями.

27. Основу методологии исследования Дж.М. Кейнса составляют:

а) приоритет микроэконгмичекого анализа;

б) приверженность «закону рынков» Сэя;

в) концепция «эффективного спроса»;

г) концепция полной занятости.

28. Неолиберализм в отличие от неоклассических теорий предполагает:

а) либерализацию экономики;

б) свободное ценообразование;

в) приоритет частной собственности;

г) госудаственную политику по поддержке рыночных механизмов

29. Неолиберализм в отличие от кейнсианства к задачам государства относит:

а) меры по инвестированию убыточных отраслей экономики;

б) организацию общественных работ;

в) политику по поддержке рыночных механизмов;

г) рост объемов правительственных заказов.

30. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые применил;

а) Дж.М. Кейнс; б) А. Мюллер-Армак; М. Фридмен; П. Самуэльсон.

31. В какой стране неолиберальное направление получило разновидность «ордолиберализма»:

а) США; б) Германия; в) Франция; г) Англия.

32. Кто из экономистов не относится к неолиберальному направлению:

а) В. Ойкен; б) М. Фридмен; в) Л. Эрхарад; г) Дж. М. Кейнс.

33. Чем объясняет М. Фридмен нестабильность в экономике:

а) объективными факторами, присущими капитализму;

б) недостаточным регулированием экономики;

в) некомпетентным вмешательством государства в экономику;

г) отсутствием протекционизма во внешней политике.

34. К экономическим идеям Ф. Хайека относится:

а) снижение государственного регулирования экономики;

б) поддержание государством темпов экономического роста;

в) необходимость перераспределительной бюджетной политики;

г) неприемлемость государственного регулирования экономики.

35. Какой российский экономист разработал теорию «длинных волн» в экономике:

а) В. Немчинов; б) Н. Кондратьев; в) В. Новожилов; г) Л. Канторович.

36. Основоположником линейного программирования является:

а) Л. Канторович; б) Г. Фельдман; в) В. Новожилов; г) В. Леонтьев.

Наши рекомендации