Требования к структурным элементам работы

Использование местоимения «мы», формально подчеркивающего, что излагаемая точка зрения отражает мнение группы людей, принадлежащих к определенному научному течению (научной школе). В то же время в научно - и учебно-исследовательских работах практически не используется личное местоимение «я».

Соблюдение этих правил позволяет избежать ряда наиболее часто совершаемых студентами ошибок при изложении материала курсовой работы.

Курсовая работа выполняется на основе глубокого изучения студентом библиографических источников. Это позволяет ему ознакомиться с современным состоянием изучаемого вопроса, расширяет его постановку, знакомит с применяемыми методами исследования и т.д. В этой связи на публикации последних лет нужно обращать особое внимание. В них отражается действующая практика, нерешенные вопросы и проблемы, а также высказываются суждения о возможных путях и методах совершенствования действующей практики с учетом отечественного и зарубежного опыта. Самая свежая информация может быть получена из газет, журналов, отчетов о проведении научно-исследовательской работы (НИР).

Работа над литературным источником - творческий процесс. Необходимо не просто цитировать и конспектировать изучаемых авторов, а критически излагать их точки зрения, сопровождая это собственными заключениями, суждениями и оценками. Задача чтения и реферирования не только в узнавании нового материала, но и в критической оценке прочитанного.

При изучении библиографических источников необходимо:

1) внимательно читать и прорабатывать те места в книгах и статьях, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой теме;

2) выписывать из прочитанных текстов наиболее важную информацию, которая может быть использована при написании курсовой работы;

3) целесообразно составлять краткий конспект текста, содержащего предложения по совершенствованию действующих положений, их аргументацию. Очень важно, чтобы в нем приводились точки зрения авторов по существующим проблемам, давался их анализ. При анализе взглядов различных авторов на имеющиеся проблемы студент имеет возможность проявить свои творческие способности. Он может аргументировано поддержать точку зрения какого - либо автора или доказать неубедительность его позиции, высказать свое мнение, внести предложения по решению проблем.

Записи из библиографических источников следует делать на отдельных карточках (листах), которые целесообразно открывать на каждый вопрос плана курсовой работы. В них необходимо указывать номер источника по списку. Такая систематизация при конспектировании проблемных вопросов позволяет более глубоко и всесторонне осветить вопросы темы.

Навыки работы с научной литературой очень важны, так как, только тщательно изучив все предшествующие научные достижения в узкой области, можно выйти к границам неисследованного.

При написании курсовой работы студенту целесообразно создать «Портфель курсовой работы на тему …», в котором могут содержаться следующие файлы: титульный лист, собственные мысли по теме курсовой работы, содержание курсовой работы, введение; 1 глава, 2 глава, 3 глава, заключение; библиография; приложения; выступление на защите курсовой работы; презентация курсовой работы.

"Портфель курсовой работы на тему …»…." позволит студенту структурировать, систематизировать материалы курсовой работы и оптимизировать работу по ее написанию.

Файлы Портфеля могут формироваться и наполняться ксерокопиями статей, правовыми и нормативными документами, бланками документов, таблицами, графиками, собственными записями и прочее. Материалы Портфеля являются основой для написания курсовой работы.

Общая структура курсовой работы включает в себя следующие разделы:

* титульный лист;

* содержание;

* введение;

* теоретическая часть (глава 1);

* основная (специальная) часть (главы 2, 3);

* заключение (выводы и предложения);

* библиографический список;

* приложения.

Требования к структурным элементам работы

Титульный лист является первой страницей и оформляется по строго определенному стандарту (прил. 1).

В «Содержании» последовательно перечисляются заголовки всех разделов (глав) и подразделов, пронумерованные согласно их размещению в работе. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в работе, с обязательным указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять названия разделов и подразделов в тексте работы. Сокращение или представление их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускаются. Названием раздела служит слово “СОДЕРЖАНИЕ”, записанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Во «Введении» (2-3 страницы) следует обосновать значимость темы и ее актуальность, современное состояние вопроса, охарактеризовать нерешенные проблемы, обосновать цель и задачи работы, указать объект и предмет исследования, методы и приемы, использованные при проведении исследования, и источники исходной информации (официальные, литературные, учетные, статистические и др.). Названием раздела является слово “ВВЕДЕНИЕ”, написанное в отдельной строке заглавными буквами без кавычек и без точки.

Под актуальностью темы исследования принято понимать степень его важности в определенный момент времени и в определенных условиях для решения конкретной проблемы.

Способы обоснования актуальности:

- по отдельным фактам выясняется состояние вопроса на практике;

- анализируются данные специальных исследований, выполненных самим автором или другими учеными;

- выявляются причины, порождающие результат;

- анализируются тенденции развития практики и ее нужды

- выявляются и обосновываются потребности развития практики и теории.

От обоснования актуальности логично перейти к постановке проблемы, которая требует своего разрешения. Зачастую она формулируется в форме вопроса. Формулировка проблемы должна быть идентична названию темы курсовой работы.

Далее переходят к формулировке цели проводимого исследования. Цель курсовой работы, как правило, определяется ее названием (темой) и состоит в исследовании частных вопросов в рамках уже апробированных концепций и методик.

Следующим этапом является определение объекта и предмета исследования. Объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения, например изучаемое предприятие (организация). Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (проблема, над которой работает исследователь).

Далее следует выстроить гипотезу исследования. Гипотеза исследования – это версия или предположение, при каких условиях будет проходить данный процесс. ( если…, то…).

От выстраивания гипотезы переходят к постановке задач курсовой работы, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Задачи исследования формулируются в глагольной форме и вытекают из цели исследования (изучить ..., исследовать..., проанализировать..., оценить..., охарактеризовать..., обосновать ..., определить ...). Формулировки задач обычно отражают название разделов и подразделов курсовой работы. Они должны быть точными и краткими.

После формулировки задач следует указать методологическая( теоретическую) основу исследования, т.е. те методики, технологии, теории, группы теории, с указанием фамилий ученых, на которых опиралось исследование.

Завершает введение указание методов, базы и этапов исследования.

Методы исследования:

- теоретические (теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация, логический, моделирования, прогнозирования и др)

- имперические (наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, собеседование, интервьюирование, экспертные оценки, эксперимент и др.)

- статистические ( шкалирование, ранжирование, рейтинг и др.)

Теоретическая часть (глава 1) (до 15 страниц) представляет собой изложение теоретических основ изучаемого вопроса на основе исследования литературных источников. Эту часть работы следует четко увязать с темой и с последующими разделами (главами), она не должна быть изолированной от них. Студенту необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество литературных источников должно составлять не менее 15 наименований (законодательных и нормативных документов, книг, статей и др.). Они должны достаточно полно характеризовать состояние вопроса. Материалы данной части следует расположить таким образом, чтобы сведения давали последовательное логическое представление в теоретическом аспекте об актуальности, современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывали способы их решения. При изучении литературы необходимо обращать особое внимание на передовой опыт, освещающий пути повышения эффективности деятельности организаций. При написании данной части следует помнить, что использование материалов учебников по дисциплине в качестве литературных источников является нежелательным. Наибольшую ценность представляют материалы статистических и научных исследований, характеризующие различные аспекты изучаемого вопроса. Разделы этой части должны иметь краткие и емкие названия, отражающие их суть.

Основная (специальная) часть (главы 2, 3) (до 35 страниц) является центральной в работе. В ней подробно характеризуют как объект исследования в целом, так и конкретное состояние изучаемого вопроса с обоснованием предложений по совершенствованию исследуемых процессов.

Первым разделом основной части (глава 2) является глава, представляющая организационно-экономическую характеристику объекта исследования- за последние 3-5 лет. Объем раздела - не более 15 страниц. Материалы раздела должны охватывать следующие направления:

* название, год и цель создания организации, ее местонахождение;

* организационно-правовая форма;

* профиль и характер деятельности;

* схема производственной (организационной) структуры, структуры управления;

* характеристика внешней среды;

* анализ внутренней среды;

* основные результаты деятельности.

В целях краткости изложения все материалы целесообразно представить в виде статистических данных и оформить их в виде таблиц. После каждой таблицы делается взвешенный анализ.

Наши рекомендации