Тема 1. Научные основы прогнозирования. Основные виды прогнозов и принципы процесса прогнозирования
Сущность рынка продуктов отрасли, его функции и инфраструктура. Субъекты и объекты рынка. Классификация рынков.
Конъюнктура рынка, как объект прогнозирования. Основные характеристики рыночной конъюнктуры. Система показателей рыночной конъюнктуры, масштаб и типология рынка, динамическое и пространственное развитие рынка. Факторы, влияющие на показатели конъюнктуры.
Методология экономического прогнозирования. Кейнсианская, монетарная, марксистская теории, как основа прогнозирования в экономических процессах. Совокупность принципов, видов прогноза, методов и методик. Основные подходы к прогнозированию: системно-структурный, исторический, комплексный подходы. Принципиальная возможность научного предвидения.
Тема 2. Классификация методов прогнозирования рынков
Продуктов отрасли
Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, точечные и интервальные оценки показателей. Вариантные и инвариантные прогнозы.
Система методов прогнозирование рынков продуктов отрасли. Классификация и общая характеристика методов прогнозирование рынков продуктов отрасли. Экспертные оценки, применение аналогий, экстраполирование, экономико-математическое моделирование в методах прогнозирования.
Методы прогнозирования этапов жизненного цикла товаров. Альтернативные, дополняющие и корректирующие факторы в прогнозировании жизненного цикла товаров.
Сегментация рынков продуктов отрасли. Дифференцированное прогнозирование на различных сегментах рынков.
Тема 3. Интуитивные методы прогнозирования показателей рынков
Продуктов отрасли
Сущность интуитивных методов прогнозирования. Подготовка и проведение экспертизы. Формирование репрезентативной экспертной группы. Критерии и методы отбора экспертов: документальный, экспериментальный, голосование, «приятелей», попарное сравнение.
Организация и форма опроса экспертов. Методы индивидуальных экспертных оценок: анкетирование и интервьюирование, аналитический, написание сценария. Методы коллективных экспертных оценок: «комиссий», дельфи, «коллективной генерации идей», морфологического анализа.
Типовые задачи интуитивного прогнозирования. Статистическая обработка полученных результатов опроса экспертов и получение объективных (групповых) оценок. Экспертные системы прогнозирования показателей рынка.
Тема 4. Модели прогнозирования показателей основанные на теориях рынков
Кейнсианская, монетарная и марксистская теория, как основа методологии прогнозирования рынков продуктов отрасли.
Теория предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности. Полезность и цена. Кривые безразличия и их карта. Предельная норма замещения. Бюджетная линия. Эффекты дохода и замещения. Связь прогнозирования и теории полезности.
Жизненный цикл товара. Кривые жизненного цикла товара. Прогноз этапов жизненного цикла товара. Учет основных факторов в прогнозировании жизненного цикла товара. Комплексная оценка рынков продуктов отрасли.
Сегментация рынка. Дифференцированное прогнозирование на различных сегментах рынков продуктов отрасли. Прогнозирование стратегического развития рынков.
Тема 5. Прогнозирование рынков продуктов отрасли
Методом экстраполяции
Сущность методов интерполяции и экстраполяции. Перспективная и ретроспективная экстраполяция. Формальная и прогнозная экстраполяция. Формулировка гипотез в прогнозировании показателей рынков продуктов отрасли.
Применение методов АВС и XYZ анализа в прогнозировании временных рядов показателей рынков продуктов отрасли.
Временные (динамические) ряды их представления и анализ. Сглаживание временных рядов, понятие тренда. Основные кривые роста, используемые в сглаживаниях экономических временных рядов рынков продуктов отрасли. Показатели оценки качества подбора кривых роста.
Метод скользящего среднего его достоинства и недостатки при выделении тренда. Ошибки прогноза, способы их оценки.