Состояние и прогнозные оценки экономического развития регионов РФ.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Региональное хозяйство и региональная экономика.
Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов.
Модели регионального развития.
Состояние и прогнозные оценки экономического развития регионов РФ.
9.1 Региональное хозяйство и региональная экономика. Региональное хозяйство представляет собой весь хозяйственный, экономический, производственный и социальный комплекс, который формируется независимо от состава отраслей и ведомственной подчиненности предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории республики, края, области, автономного округа.
Все предприятия и организации промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, связи, сферы культурно-бытового обслуживания можно разделить на три большие группы подчинения: федерального; субъекта Федерации; муниципального или местного.
Отношения между местными органами, которые являются основой системы регионального управления, с одной стороны, и предприятиями и организациями – с другой (в соответствии с уровнем подчиненности), варьируются от полного подчинения (предприятия и организации муниципальной собственности) местным органам до осуществления последними отдельных функций управления.
Вне зависимости от форм управления и подчиненности все предприятия (организации), расположенные в данном регионе, подконтрольны местным органам управления в вопросах использования земли, недр, лесов и вод, охраны природы, соблюдения санитарных, противопожарных, правовых, социальных, жилищно-бытовых норм и правил. Территориальные органы управления ведут контроль за жилищным и социально-культурным строительством, строительством местных дорог, производством продовольствия и товаров народного потребления, осуществляемого всеми предприятиями, находящимися на данной территории.
Объектами регулирования на региональном уровне являются: процесс приватизации государственной собственности; налогообложение предприятий и населения; формирование местных бюджетов; социальная защита населения и др.
В последние годы в Российской Федерации проводится работа по формированию государственной региональной политики. Под региональной политикой в РФ понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Основными целями региональной политики в РФ являются:
1) обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;
2) обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты населения независимо от экономических возможностей регионов;
3) выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
4) предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
5) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
6) максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
7) становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
9.2 Методология прогнозирования экономического и социального развития регионов. В последние годы на уровне регионов (республик, краев, областей) проводилась и проводится работа по составлению краткосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социально развития.
Методологическими предпосылками такого прогнозирования являются следующие положения:
1) регион представляет собой целостную подсистему общей системы общественного производства, выполняющую определенную народнохозяйственную функцию посредством производства некоторого числа продуктов или услуг, являющихся предметом его специализации;
2) ухудшение показателей экономической деятельности региона способно вызвать негативные изменения в функционировании всей системы общественного производства или социально-экономической системы общества;
3) необходимый уровень результатов функционирования региональной экономической системы к заданному моменту времени не может быть обеспечен при сложившихся инерционных тенденциях регионального развития;
4) преобразование режима функционирования региональной экономической системы в рамках существующей системы территориального управления и при данных ресурсах в заданный срок невозможно.
Исходя из этих положений определяются основные этапы и схема разработки прогноза регионального экономического развития, его содержание. Процесс разработки прогноза включает в себя три блока: аналитический, концептуальный и прогнозный.
В рамках аналитического блока необходимо исследовать внутреннюю связанность данной территории, определить существенные структурные связи, экономическое ядро региональной системы и производства, определяющие эффективность функционирования системы в целом. Это дает возможность определить те звенья регионального хозяйства, которые выполняют основную функцию региона в системе общественного разделения труда. Кроме того, необходимо рассмотреть тенденции развития региона в составе всей экономики страны. Это покажет степень зависимости всего общественного производства в данный момент и в перспективе от функционирования региональной экономики.
Основным содержанием исследований в рамках концептуального блока является выработка концепции развития региональной экономической системы с учетом стоящих перед регионом экономических и социальных целей.
При разработке концепции регионального развития можно выделить два основных этапа:
1) формирование целей и их конкретизация в виде определенных задач, направленных на решение соответствующих проблем;
2) определение приоритетов целей и задач экономического и социального развития и разработка на этой основе стратегии регионального развития.
Специфика целей, конкретных проблем и факторов развития в каждом данном регионе не позволяет унифицировать решение этой проблемы.
Вместе с тем можно назвать ряд целей и задач, присущих всем регионам. Это:
1) стабилизация производства и обеспечение экономического роста;
2) формирование развитых рыночных отношений;
3) решение комплекса социальных вопросов;
4) защита окружающей среды и т.д.
Основной задачей в рамках прогнозного блока является определение количественных параметров и показателей развития региональной экономической системы в перспективе. При этом используются три типа прогнозов: общеэкономические прогнозы развития региональной экономической системы в целом; прогнозы развития отдельных отраслей и производств регионального хозяйства; прогнозы развития отдельных административно-территориальных единиц региона (городов, районов и т.д.).
Основным методом разработки указанных прогнозов является составление сценария перспективного развития. В этих сценариях описываются вероятные ситуации будущего развития региональной экономической системы и ее структур, ее взаимосвязь с другими системами, определяются оптимальные показатели развития региональной экономики при различных сочетаниях факторов и условий регионального развития.
Вся совокупность сценариев регионального развития делится на три группы:
1) сценарии общеэкономического развития;
2) сценарии развития отдельных отраслей и производств;
3) сценарии развития отдельных административно-территориальных единиц региона.
Можно выделить три группы сценариев общеэкономического развития региона:
1) сценарии, определяемые условиями развития экономики страны, оказывающими воздействие на параметры роста производства в региональной системе;
2) сценарии, определяемые внутрирегиональными факторами развития производства, среди которых наиболее важны структурные изменения, обеспеченность финансовыми, природными ресурсами, показатели эффективности производства и др.;
3) сценарии общеэкономического развития региона, сочетающие условия, складывающиеся при сохранении отраслевого подхода к прогнозированию развития экономики отдельных регионов.
При построении сценариев развития отдельных отраслей и производств необходимо руководствоваться тем, что сочетание факторов и условий развития для разных групп отраслей различно. Всю совокупность отраслей материального производства необходимо разделить на однородные группы с точки зрения сочетания факторов и условий перспективного развития:
1) отрасли народнохозяйственной специализации;
2) отрасли регионального значения.
Для обеих групп отраслей необходимо разработать два варианта сценария или прогноза развития: поисковый и нормативный.
В соответствии с первым прогнозом развития обеих групп отраслей будет определяться сложившимися тенденциями базового периода. В соответствии же со вторым нормативным вариантом прогноза развитие первой группы отраслей будет определяться общеэкономическими потребностями и ресурсами, а развитие второй группы отраслей будет определяться региональными потребностями в соответствующей продукции, а также финансовыми и ресурсными возможностями региона.