Требования к содержанию практики в бухгалтерии в производственных, торговых и предприятиях сферы услуг.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Филиал в г. Домодедово

Кафедра экономико-

управленческих дисциплин

Программа производственно-профессиональной практики для студентов 4 курса

Обучающихся по специальности

Экономика и управление на предприятии

(городское хозяйство)»

Домодедово 2012

Программа производственно - профессиональной практики для студентов 4 курса обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городской хозяйство)»

Составитель: к.э.н., доцент Ферафонтова М.В.

Программа утверждена на заседании кафедры "Экономико-управленческих дисциплин".

Протокол № 8 от 15.02. 2012 г.

Пояснительная записка

Программа предназначена для студентов IV курса обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» в качестве руководства при прохождении производственно - профессиональной практики.

Программа определяет цели, задачи, регламентирует сроки, порядок прохождения практики, а также формы контроля и отчетности студента о выполнении программы практики.

Общие положения

Производственно - профессиональная практика является важным элементом процесса обучения студентов в филиале и направлена на получение практических навыков производственно-профессиональной деятельности. Она органически входит в учебный процесс, продолжающийся в условиях работы на предприятиях и в организациях любой формы собственности и видов деятельности.

Производственно - профессиональная практика студентов IV курса направлена на:

· закрепление на практике теоретических знаний в области экономики;

· изучение многогранности и взаимозависимости экономических процессов, происходящих в реальной действительности;

· получении необходимой информации о работе конкретного предприятия (организации);

· приобретение навыков анализа финансовой и статистической отчетности;

· приобретение навыков оценки экономической эффективности принимаемых решений на примере конкретного предприятия.

Содержание производственной практики определятся знанием студентами следующих дисциплин: Организация предпринимательской деятельности; Банковское дело; Рынок ценных бумаг; Экономическая оценка инвестиций; Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия; Налоги и налогообложение; Маркетинг; Инвестиционный процесс; Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли; Организация городского хозяйства; Основы градостроительства; Муниципальный менеджмент.

Цели и задачи практики.

Цели практики

- приобретение профессиональных навыков специалиста на основе теоретических знаний, полученных в процессе обучения;

- овладение методами и приемами анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- проведение подбора материалов к предстоящей дипломной работе, обобщение и анализ

Основные задачи производственно - профессиональной практики:

  • изучить конкретные виды работы по месту практики;
  • овладеть функциями сотрудника на конкретном рабочем месте, в соответствии с должностной инструкцией;
  • научиться собирать и обрабатывать экономическую информацию о деятельности предприятия (организации) и документально оформлять результаты ее обработки;
  • освоить приемы экономического анализа результатов деятельности предприятия (его подразделения) и подготовки индивидуальных решений, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия (организации);
  • научиться вести бухгалтерскую и статистическую отчетность;
  • изучить передовой опыт работы и инновационные технологии на данном рабочем месте.

Объекты практики

Производственно - профессиональную практику студенты проходят на предприятиях (организациях), профиль деятельности которых соответствует избранной специальности.

В качестве объектов практики могут быть выбраны предприятия и организации любых размеров (крупные, средние, малые), разных форм собственности (государственные, частные, смешанные), организационно-правовых форм (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные частные предприятия и др.), различных сфер деятельности (производство, торговля, выполнение работ, оказание услуг, в т.ч. финансовых). Кроме того, в качестве объектов практики могут выступать государственные учреждения и ведомства.

Производственно - профессиональную практику студенты проходят, работая в различных структурных подразделениях предприятий (организаций), выполняя обязанности дублеров (стажеров) менеджеров различных уровней управления.

Отношения с организациями-базами практики оформляются договорами, заключенными с филиалом, либо строятся на основании индивидуальных писем-договоров, предоставляемых студентами с мест предполагаемой практики (Приложение 1).

График работы студентов определяется графиком работы предприятий (организаций), являющихся базами практики, согласовывается с руководителем практики от филиала и предприятия (организации).

При наличии вакантных мест студентам могут быть предложены оплачиваемые должности при условии соответствия выполняемых ими функций программе практики.

Организация практики

Производственная практика студентов проходит в соответствии с учебным планом специальности в течение 4 недель.

Общее руководство производственной практикой осуществляет директор филиала или зав. кафедрой «Экономико-управленческих и правовых дисциплин», который:

§ заключает договоры с предприятиями (организациями), являющимися объектами практики;

§ устанавливает календарные графики прохождения практики;

§ осуществляет контроль за организацией и проведением практики, соблюдением её сроков и сроков отчетности студентов.

Методическое руководство производственно - профессиональной практикой осуществляет кафедра, которая:

· определяет базы практики,

· разрабатывают программы практики и индивидуальные задания студентам,

· назначают руководителей от филиала.

Руководители практики от филиала:

· устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляют рабочую программу проведения практики;

· разрабатывают тематику индивидуальных заданий;

· принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;

· несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

· осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;

· оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной работе);

· оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

Руководитель практики от организации - базы практики обеспечивает:

· составление календарного плана прохождения практики в соответствии с учебным планом филиала;

· организацию практики в соответствии с настоящей программой и календарным планом;

· необходимые условия для освоения студентом всех видов работ и разделов, предусмотренных программой практики;

· возможность ознакомления с экономической, бухгалтерской, финансовой и другой документацией, необходимой для успешного выполнения студентами программы практики и индивидуального задания;

· проверку и регулярное подписание Дневника практики студента;

· выдачу объективной характеристики о работе студента и оценку качества подготовленного им отчета по завершении практики.

В течение прохождения практики студент обязан:

§ своевременно прибыть на базу практики и соблюдать график ее прохождения;

§ выполнять действующие на предприятии (организации) правила внутреннего распорядка и соблюдать требования трудового законодательства;

§ пройти инструктаж по технике безопасности;

§ нести ответственность за порученную ему работу наравне с другими работниками данного предприятия (организации) (в соответствии с правилами внутреннего распорядка данной организации);

§ своевременно и качественно выполнять задания, предусмотренные программой практики;

§ выполнять указания и поручения руководителя, направленные на более качественную реализацию программы практики;

§ осваивать эффективные приемы и методы работы, существующие на предприятии (организации) и обеспечивающие ее конкурентоспособность;

§ регулярно и аккуратно вести Дневник прохождения производственно - профессиональной практики (Приложение 2).

Дневник является основным документом, подтверждающим пребывание студента на практике и ежедневно фиксирующим ход ее проведения. В дневник записываются этапы и результаты проделанной работы, а также все замечания и предложения по ходу выполнения работы. В конце недели дневник представляется руководителю практики от предприятия (организации) для подписи.

По мере выполнения программы студент собирает материал и составляет Отчет о прохождении практики.

В недельный срок после окончания практики студент обязан сдать отчет на кафедру для проверки. Вместе с отчетом необходимо также сдать:

- характеристику на студента-практиканта, подписанную руководителем практики от предприятия (организации) (Приложение 4);

- Дневник практики студента, подписанный руководителем практики от предприятия (организации).

После проверки отчета преподавателем - руководителем практики от филиала студент защищает отчет. Отчет оценивается по пятибалльной системе с учетом характеристики студента, полученной от предприятия (организации), содержания отчета и ответов студента.

Отчеты, в которых отсутствуют положительная характеристика на студента, заверенный Дневник практики, а также приложения, к защите не принимаются, а практика не засчитывается.

Содержание практики

Требования к содержанию практики в бухгалтерии в производственных, торговых и предприятиях сферы услуг.

Студент должен на основе данных бухгалтерской и статистической отчетности обобщить и проанализировать основные показатели экономической и финансовой деятельности предприятия, уровень его технической оснащенности. Экономические показатели, характеризующие деятельность предприятия (организации), должны быть представлены в форме таблиц.

На основании этих данных студенту необходимо провести анализ финансового состояния предприятия (организации).

Для этого следует:

1. Составить аналитический баланс, оценить динамику и провести анализ активов и пассивов.

Статьи аналитического баланса Начало периода Конец периода Абсолют-ное отк-лонение Темп роста Темп приро-ста %
  тыс. руб. % тыс. руб. %      
АКТИВ
Имущество, всего              
1.1. Иммобилизованные активы              
1.2. Мобилизованные активы:              
1.2.2. Дебиторская задолженность              
1.2.3. Денежные средства              
ПАССИВ
Общие источники средств              
1.1. Собственный капитал              
1.2. Заемный капитал              
1.2.1. Долгосрочные пассивы              
1.2.2. Текущие обязательства              
1.2.2.1. Краткосрочные активы              
1.2.2.2. Краткосрочная кредиторская задолженность              
1.2.2.3. Расчеты по дивидендам              
                     

2. Определить тип финансовой устойчивости предприятия, рассчитать коэффициенты:

· автономии;

· соотношения собственных и заемных средств;

· обеспечения внеоборотных активов собственными средствами, на основании которых оценить финансовую устойчивость предприятия.

3. Оценить ликвидность бухгалтерского баланса, для чего сгруппировать статьи его актива и пассива, а также рассчитать величину платежного излишка или недостатка средств.

Актив На начало периода На конец периода Пассив На начало периода На конец периода Платежный излишек
На начало периода На конец периода
Наиболее ликвидные     Срочные обязательства        
Быстро реализуемые     Краткосрочные        
Медленно реализуемые     Долгосрочные        
Трудно реализуемые     Постоянные        
Итого:     Итого:        

4. Оценить платежеспособность предприятия на основе расчета соответствующих коэффициентов.

Показатель Начало периода Конец периода Изменения Норма
Коэффициент абсолютной ликвидности        
Коэффициент текущей ликвидности        
Коэффициент покрытия        
Коэффициент общей платежеспособности        

5. Провести анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности; средств, вложенных в сырье и готовую продукцию; собственного капитала.

6. Оценить состояние основных средств предприятия.

Наши рекомендации