Стратегия экономического развития регионов

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3

Стратегия экономического развития регионов…………………………............5

Основные положения стратегии экономического развития регионов…...........5

Инструменты управления экономическим развитием региона………………15

Региональный маркетинг………………………………………………………..20

Резервы устойчивого развития экономики региона…………………………...22

Потенциал устойчивости экономики региона………………………………....26

Региональные «точки роста»……………………………………………………39

Заключение…………………………………………………………………….....42

Список использованной литературы…………………………………………...45

Введение

Федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. Политика выравнивания была обусловлена рядом обстоятельств.

Тема важности и способов разработки региональной стратегии социально-экономического развития довольно редко освещается в экономических деловых изданиях, в ходе научно-практических дискуссий. Лишь совсем недавно правительство приступило к разработке постановления на эту тему, а президент России призвал руководителей субъектов федерации наладить долгосрочное планирование путей развития.

Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население, устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, себя фактически исчерпала, а унаследованная Россией от Советского Союза региональная организация вступила в период масштабной перестройки. Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет были:

1) формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

2) демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа;

3) открытие национальной экономики для внешнего рынка;

4) изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов;

5) новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ;

6) следующий этап урбанизации, когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной к человеку среды жизни.

Так как данные процессы привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны, то в этом и видна актуальность данной темы. Это вызвало необходимость формирования специальной государственной политики регионального развития и принятия настоящей «Концепции Стратегии», подготовленной в соответствии с приоритетами деятельности Правительства Российской Федерации, определенными в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года».

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Региональный маркетинг

Региональный маркетинг – одна из наиболее удачных концеп­ций современного менеджмента. Маркетинг позволяет сориенти­ровать всю деятельность коммерческого предприятия на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются и разрабатываются в рамках регионального маркетин­га, осуществляемого государственными органами регионального управления.

Региональный маркетинг – это система привлечения в реги­он новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Региональный маркетинг может осуществлять­ся в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застрой­ки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные меры регионального маркетинга включают в себя публикацию и распространение печатных материалов о регионе, целенаправлен­ные визиты региональных руководителей, встречи с руководите­лями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизне­са, кампании, проводимые совместно с торговой палатой, и пр. Региональный маркетинг представляет собой действенный инст­румент социально-экономического развития.

Одна из целей регионального маркетинга – донести информа­цию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели используются реклама, распространение печатных материалов, деловые визиты и пр. В развитых странах публичные кампании проводятся, как правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по туризму и другими частными организациями, городская админи­страция принимает активное участие в их деятельности.

Своеобразной сверхзадачей регионального маркетинга являет­ся создание новых и усиление имеющихся преимуществ для при­влечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона. Точно так же, как маркетинг продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для потребителей: для предпринимателей – близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы; для туристов – климатические ус­ловия, достопримечательности; для инвесторов – цены на недви­жимость, отработанность процедур купли-продажи титулов соб­ственности.

Можно по-разному оценивать мероприятия регионального марке­тинга. Существует мнение, что региональный маркетинг, который сво­дится лишь к изданию брошюр, – это подмена живого дела бумаго­творчеством; существует и противоположное убеждение, что все пе­речисленные действия местных властей по «продаже» региона представителям деловой общественности – необходимые условия успешного стимулирования экономического развития. Думается, что даже в условиях жесткого кризиса, с которым столкнулись многие российские регионы, разнообразная деятельность по региональному маркетингу представляет собой весьма действенный и эффективный рычаг воздействия на экономическое развитие региона.

Конкретным инструментом регионального маркетинга может стать план продвижения региона, состоящий из следующих раз­делов:

• исследования, экономический анализ деловой среды и ком­мерческой деятельности;

• образование;

• связи с общественностью и реклама.

Дополняется план разделами о его финансировании и проце­дурах контроля.

План продвижения региона полностью аналогичен плану про­движения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей, что «товаром» является сам регион вместе со сложным комплек­сов услуг, а потребителем – весьма разнородные группы (населе­ние региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государ­ственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. План продвижения региона – один из действенных методов управления развитием региона.

Региональные «точки роста»

Существенные подвижки в сфе­ре экономики, усиливающиеся тенденции глобализации и интеграции в экономике, политике и других сферах побуждают к развитию и теоретической базы практической региональной политики.

Среди современных региональных теорий все более заметную роль играет концепция полюсов, или центров роста.

Согласно разработкам Ф. Перроу, экономическое пространство правомерно определять как силовое поле, напряженность кото­рого неравномерна. В направлении к полюсам действуют опреде­ленные центростремительные силы; существуют и силы центро­бежные. Эти полюсы как бы группируют нововведения, однако вокруг определенной лидирующей отрасли, и в результате обра­зуют территориальные концентрации. Последние характеризуют­ся, в частности, тем, что четко прослеживается связь между про­изводимым совокупным доходом и инвестициями, экономичес­ким и социальным уровнем развития и т.п.

Таким образом, региональный полюс роста представляет со­бой сочетание развивающихся и расширяющихся отраслей, спо­собных вызвать экономический рост в зоне своего влияния1.

Исследователями также установлено, что возникновение территориальных «точек роста» обусловлено:

• неравномерностью масштабов и эффективности производ­ства;

• наличием особо удобных территорий для размещения пред­приятий нескольких сопряженных отраслей;

• набирающей силу тенденцией смещения инноваций из крупных городов в малые и средние, где имеется высоко­технологический потенциал, и другими причинами.

Концепция «точек роста» применительно к территориальной организации РФ и ее регионов, а во многих случаях городов и Районов может стать на практике весьма продуктивной. Это оп­ределяется тем, что цивилизация движется к постиндустриальной Фазе и «локомотивами» и экономики, и социальной сферы, и общественно-политических механизмов все более становятся про­рывы в технике и технологии. Они, однако, во всех существующих отраслях произойти одновременно не могут.

Для Российской Федерации это имеет особое значение. До­стигнутая к началу 1999 г. депрессивная стабилизация экономи­ческого развития и сама по себе неустойчива, и может изменить­ся к худшему, и не гарантирует экономического роста. Наконец, в России нет средств для обновления производственного аппара­та (согласно расчетам, необходимо повысить коэффициент ввода и выбытия машин и оборудования почти в три раза), инвестиции в 1999 г. снизились до рекордно низкого уровня – 9% от ВВПпри норме для стабильной экономики в 23-25%.

Трудно надеяться на многочисленность и мощность зарубеж­ных инвесторов. Они, однако, могут рискнуть вложить средства в «территориальные точки роста», где имеются инновационно-технологические возможности.

Опыт реализации этих возможностей показывает, что в одних случаях осуществляется стратегия преследования, т.е. освоение конкурентоспособной продукции и укрепление своих позиций на соответствующих рынках за счет имеющихся ресурсов, в том числе инновационного и интеллектуального потенциала региона. Может быть осуществлена и стратегия передовых рубежей, когда ориен­тируется на использование достижений научно-технического про­гресса (НТП)для создания новых продуктов и технологий, фор­мирования спроса, новых рынков и т.п.

В тех случаях, когда есть в достатке природные ресурсы, можно осуществлять стратегию их освоения и экспорта, привлечения инвестиций, использования доходов для социальных нужд реги­она и развития производств, проектирования на локальный ры­нок.

На сочетание таких стратегий ориентированы многие субъекты РФ, в том числе Москва и Московская область, Санкт-Петербург и т.д.

Заключение

Цели разработки стратегии диктуются стремлением администрации любого уровня – республики, края, области, муниципального образования – повысить благосостояние жителей своей территории за счет увеличения занятости населения и вовлечение его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики.

Можно сделать вывод о том, что стратегия социально-экономического развития дает возможность определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития региона, учесть и «применить» интересы и стратегические планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и гео-экономический потенциал, получив таким образом синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) для развития региона на длительный период времени.

Подводя итоги, можно выделить, что именно стратегия социально-экономического развития позволяет:

· согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого вектора развития. Этот вектор формируется с учетом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочная региональная стратегия – это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в нее необходимых корректировок с учетом анализа ее промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках;

· создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Известно, что конкуренции на рынке инвестиций становится более жесткой и интернациональной. Что бы победить в этом соревновании, инвесторам следует представить убедительные планы стратегического развитии на длительную перспективу, создать лучшие условия и гарантии, выдержать схватку за инвестора у других схожих регионов. Это особенно актуально для значительного числа российских регионов, не имеющих нефтегазовых месторождений, и зачастую в глазах инвесторов почти не отличающихся друг от друга;

· сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволяют создать в регионе целые кластеры – группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций. Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.

Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого сбалансированного социально-экономического развития1.

Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета.

Так же наличие стратегии позволяет главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических и административно-правовых методов управления территорией.

Список использованной литературы

Содержание

Введение…………………………………………………………….……………..3

Стратегия экономического развития регионов…………………………............5

Основные положения стратегии экономического развития регионов…...........5

Инструменты управления экономическим развитием региона………………15

Региональный маркетинг………………………………………………………..20

Резервы устойчивого развития экономики региона…………………………...22

Потенциал устойчивости экономики региона………………………………....26

Региональные «точки роста»……………………………………………………39

Заключение…………………………………………………………………….....42

Список использованной литературы…………………………………………...45

Введение

Федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. Политика выравнивания была обусловлена рядом обстоятельств.

Тема важности и способов разработки региональной стратегии социально-экономического развития довольно редко освещается в экономических деловых изданиях, в ходе научно-практических дискуссий. Лишь совсем недавно правительство приступило к разработке постановления на эту тему, а президент России призвал руководителей субъектов федерации наладить долгосрочное планирование путей развития.

Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население, устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий.

В конце 1990-х — начале 2000-х годов государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, себя фактически исчерпала, а унаследованная Россией от Советского Союза региональная организация вступила в период масштабной перестройки. Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет были:

1) формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

2) демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа;

3) открытие национальной экономики для внешнего рынка;

4) изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов;

5) новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ;

6) следующий этап урбанизации, когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной к человеку среды жизни.

Так как данные процессы привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны, то в этом и видна актуальность данной темы. Это вызвало необходимость формирования специальной государственной политики регионального развития и принятия настоящей «Концепции Стратегии», подготовленной в соответствии с приоритетами деятельности Правительства Российской Федерации, определенными в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года».

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Наши рекомендации