МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Направление подготовки
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.3 ЭКОНОМИКА
Направление подготовки
Юриспруденция
Профиль «Гражданско-правовой»,
«Уголовно-правовой»
Уровень высшего образования
БАКАЛАВРИАТ
Мурманск 2015
Рабочая программа дисциплины «ЭКОНОМИКА» для студентов направления подготовки 40.03. 01. 62 «Юриспруденция» – Мурманск.: СЗФ МГЭИ, 2015.- 15 с.
Рабочая программа дисциплины «ЭКОНОМИКА» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры, протокол № 10 от «14» мая 2015 г.
© СЗФ МГЭИ, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы | ||
Место дисциплины в структуре образовательной программы | ||
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости | ||
Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине | ||
Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся | ||
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины | ||
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины | ||
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины | ||
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем | ||
Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине | ||
Лист дополнений (изменений) рабочей программы дисциплины |
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Цель изучения дисциплины –формирование у студентов экономического мышления и высокого уровня экономической культуры, глубокое осмысление сути хозяйственных процессов, происходящих в современной российской и мировой экономике в условиях глобализации.
1.2. Основные задачи дисциплины:
Программа курса включает 9 тем, не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: предмет экономики, товар и деньги, собственность и хозяйствование, рыночный механизм, закон спроса и предложения, рыночное равновесие, поведение потребителя и производителя, теория фирмы, совершенная и несовершенная конкуренция, равновесие на рынке факторов производства, труд, капитал и земля, валовой внутренний продукт, макроэкономическое равновесие и нестабильность, государственное регулирование экономики, государство в открытой экономике.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: собственность и хозяйствование, рыночный механизм, закон спроса и предложения, рыночное равновесие, поведение потребителя, поведение производителя, теория фирмы, равновесие на рынке факторов производства, труд, капитал и земля, валовой внутренний продукт, макроэкономическое равновесие, инфляция и безработица, макроэкономическая нестабильность, бюджетно-налоговая и денежно-кредитная системы, международная торговля и валютные отношения, проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: субъекты собственности, методы государственного вмешательства в механизм ценообразования, частнопредпринимательская фирма, государственная фирма, виды рыночных структур, процентная ставка в условиях совершенной конкуренции, стабилизационная политика, безработица в условиях полной занятости, инструменты монетарной политики, реальный валютный курс.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.
1.3 Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса выпускники направления подготовки «Юриспруденция» должны:
знатьсистему экономических категорий и законов; основные положения и методы экономической науки и хозяйствования, их юридическое отражение и обеспечение в российском законодательстве; современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков; роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества; принципы и методы организации и управления малыми коллективами; методы анализа экономических процессов и явлений на макроуровне; принципы поведения макроэкономических агентов и современную систему национального счетоводства и ведущие макроэкономические переменные; макроэкономические пропорции общественного воспроизводства; равновесие национального рынка и механизм его обеспечении; современные формы проявления макроэкономической нестабильности и основные направления стабилизационной политики государства; содержание и методы регулирования национального рынка, основы теории экономической политики в смешанной и переходной экономике; современные модели, воспроизводственные факторы и пути обеспечения прогнозируемого нового качества экономического роста;
уметь использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач; находить эффективные организационно-управленческие решения; самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики; самостоятельно анализировать сложные социально-экономические процессы, происходящие в национальной экономике; творчески применять полученные знания для обоснования стратегии и тактики макроэкономической политики; самостоятельно исследовать сложные макроэкономические процессы в современных условиях; всесторонне и глубоко оценивать макроэкономические последствия политических решений органов государственного управления, а также современные особенности институциональных преобразований в социальной и экономической сфере; выявлять и обосновывать конкретные пути повышения эффективности функционирования национальной экономики с использованием мер фискальной и монетарной политики; на практике использовать результаты макроэкономического анализа для определения состояния и перспектив нового качества экономического роста в условиях переходной экономики;
владеть навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов; навыками исчисления основных макроэкономических переменных, составления воспроизводственных пропорций и графических моделей национального рынка; применения методов государственного регулирования в целях обеспечения макроэкономической стабилизации; прогнози-рования темпов экономического роста с учетом различных факторов общественного развития.
Процесс изучения дисциплины «Экономика» направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):
способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщению, анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3);
способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
способность и готовность к использованию основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способность и готовность к анализу социально значимых проблем и процессов (ОК-9).
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данный курс является дисциплиной базовой части первого цикла учебного плана по направлению подготовки «Юриспруденция» и преподается студентам в 1-м семестре, в объеме 3-х зачетных единиц (108 часов).
Освоение экономики базируется на знаниях, приобретенных в рамках изучения таких предшествующих дисциплин школьного курса, как математика, экономическая география, обществоведение.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), одна зачётная единица равна 36 часам.