Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Информационные системы в экономике

Направление подготовки 080200 Менеджмент

Профили подготовки Финансовый менеджмент

Производственный менеджмент

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Уфа 2012

Составитель:

доцент ____________ Аблеева А.М.

Программа составлена в соответствии с документами:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 544.

2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержден ректором ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ «29» августа 2011 г.

3 Рабочий учебный план по направлениям подготовки высшего профессионального образования, рассмотренный Научно-методическим советом и утвержденный Ученым советом Башкирского ГАУ «22» марта 2011 г. (протокол № 8).

Программа учебной практики обсуждена и одобрена на заседании кафедры статистики и

информационных систем в экономике 22 января 2012 г. (протокол № 5).

Зав. кафедрой статистики и информационных систем в экономике

к.э.н., доцент ______________ Аблеева А.М.

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии экономического факультета 31 января 2012 г. (протокол № 5).

Председатель методической комиссии экономического факультета

д.э.н., профессор ______________________ Рафикова Н.Т.

Согласовано:

Декан экономического факультета

к.э.н., доцент ______________________ Лукьянов В.Н.

1. Цели учебной практики «Информационные системы в экономике»

Являясь обязательной частью подготовки бакалавров менеджмента, учебная практика предназначена для общей ориентации студентов в реальных условиях будущей деятельности по выбранной специальности на предприятиях, учреждениях и организациях и получения первичных профессиональных умений и навыков.

Основнымицелями учебной практики «Информационные системы в экономике» являются:

· закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных в Университете;

· выработка умений применять полученные практические навыки при решении конкретных экономических вопросов;

· приобретение практических навыков самостоятельной работы.

2. Задачи учебной практики «Информационные системы в экономике»

Задачами учебной практики «Информационные системы в экономике» являются:

· приобретение умений и навыков на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения;

· получение представлений об использовании компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки экономической информации;

· формирование умений и навыков выполнения экономического анализа и экономических расчетов;

· организация систематической самостоятельной работы с учебной, научной, специальной, нормативно-методической литературой, способствующей формированию творческого подхода к решению проблем профессиональной деятельности.

3. Место учебной практики в структуре ООП бакалавриата

Программа учебной практики составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 20.05. 2010 г. № 544.

Учебная практика бакалавра в соответствии с ООП базируется на основе полученных ранее знаний обучающихся по таким предметам как «Информатика», «Статистика», «Основы финансовых вычислений», «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Стратегия инновационной деятельности», «Операционный менеджмент».

Содержание учебной практики логически и содержательно-методически тесно взаимосвязано с вышеуказанными дисциплинами, поскольку главной целью учебной практики является, в первую очередь, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений, полученных студентами при изучении этих дисциплин.

«Входные» знания, умения и готовности студента, необходимые для успешного прохождения учебной практики и приобретенные в результате освоения этих дисциплин включают:

- комплексные знания принципов, закономерностей, механизмов организации и функционирования предприятия как хозяйственной системы в условиях рыночной экономики, ее располагаемых ресурсах; умение их использовать при характеристике организационно-правовой формы, производственной и управленческой структуры, основных условий обеспечения экономической устойчивости, отдельных составляющих и параметров деятельности конкретного предприятия (организации);

- знание и понимание статистической методологии учета и анализа, умение и готовность применять её при изучении основных параметров, тенденций развития и экономической эффективности предприятия (организации);

- знание математических основ финансового менеджмента, умение и готовность применять их при проведении учетных операций и анализа текущего состояния экономики предприятия (организации);

- знание принципов и методов государственного регулирования экономикой, умение и готовность применять их в практике на предприятии (организации) для повышения его эффективности;

- знание основ управления инновационной деятельностью предприятия, содержания и основных видов инновационной деятельности, методов оценки экономической эффективности инновационных проектов; умение и готовность применять эти знания при разработке и внедрении конкретных инновационных мероприятий;

- знание теоретических основ экономических информационных систем, умение и готовность применять их при комплексном изучении деятельности конкретного предприятия в условиях рыночной экономики.

Знания, умения и практические навыки, полученные в ходе учебной практики, необходимы также для успешного освоения ряда дисциплин профилей «Финансовый менеджмент», «Производственный менеджмент», которые будут изучаться после ее прохождения (в третьем и четвертом семестрах): «Экономико-математические методы и модели», «Математическая экономика», «Теория экономических информационных систем», «Математические основы финансового менеджмента», «Эконометрика», «Теория менеджмента», «Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)», «Экономика фирмы». Содержание этих дисциплин в значительной степени опирается на комплекс знаний, умений и практических навыков, полученных в результате учебной практики.

В процессе прохождения учебной практики бакалавр должен получить первичные навыки решения следующих профессиональных задач:

· поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;

· подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

· обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;

· построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;

· подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;

· проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;

· организация выполнения порученного этапа работы.

4. Формы проведения учебной практики «Информационные системы в экономике»

Практика проводится в структурных подразделениях Университета и является учебно-лабораторной.

Руководителями учебной практики от Университета назначаются преподаватели кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» экономического факультета. Руководство учебной практикой студентов на всех её этапах осуществляется закрепленными преподавателями.

При прохождении учебной практики по информационным системам в экономике предусматриваются: лабораторно-практические занятия, работа с научной литературой, учебниками и учебными пособиями, домашние задания, зачетные работы и консультации по темам. По итогу практики студенты сдают зачет.

В период учебной практики организуются учебно-ознакомительные экскурсии на предприятия, организации и в учреждения по профилю обучения студентов.

5. Место и время проведения учебной практики «Информационные системы в экономике»

Учебная практика проводится в компьютерных классах 157/1, 159/1 кафедры «Статистики и информационных систем в экономике».

Сроки практики утверждаются в ООП на начало учебного периода и закрепляются в учебном плане. Учебная практика проводится на первом курсе во втором семестре.

Перед проведением практики студентам выдаются индивидуальные задания.

Продолжительность практики составляет 2 недели (72 часа).

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики «Информационные системы в экономике»

В результате прохождения учебной практики обучающийся по направлению подготовки «Менеджмент» должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

· владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

· готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

· способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

· способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

· владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

· пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

· владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

· способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

· владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· способностью использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала (ПК-11);

· способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);

· владеть современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

· владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

· готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

· знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);

· знанием современной системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности (ПК-23);

· способностью решать управленческие задачи, связанные с операциями на мировых рынках в условиях глобализации (ПК-24);

· способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

· способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

· знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

· умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

· способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

· владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);

· владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

· умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);

· умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

· способностью применять основные принципы и стандарты финансового учета для формирования учетной политики и финансовой отчетности организации (ПК-38);

· владением навыками составления финансовой отчетности и осознанием влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации (ПК-39);

· способностью анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения (ПК-40);

· способностью оценивать эффективность использования различных систем учета и распределения затрат; иметь навыки калькулирования и анализа себестоимости продукции и способностью принимать обоснованные управленческие решения на основе данных управленческого учета (ПК-41);

· способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-42);

· способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);

· способностью обосновывать решения в сфере управления оборотным капиталом и выбора источников финансирования (ПК-44);

· владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);

· умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

· способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49);

· способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

7. Структура и содержание учебной практики «Информационные системы в экономике»

Общая трудоемкость учебной практики составляет 2 зачетные единицы, 72 часов.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля
Подготовительный этап организационное собрание инструктаж по технике безопасности. Отметка в календарный план
Экспериментальный этап ознакомительные лекции сбор, обработка и анализ полученной информации Отметка в календарный план
Научно-исследовательская работа студентов индивидуальное задание издание научных статей, участие в конференции Отметка в календарный план
Подготовка отчета по практике     Отметка в календарный план
Защита практики у руководителя     Зачет

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные

Наши рекомендации