Тема: “Организационная структура управления (ОСУ)”.
Вопросы:
1) ОСУ и принципы его формирования
2) Методы проектирования ОСУ
3) Этапы построения гибкой ОСУ
Организационная система управления (ОСУ) – представляет собой сочетание отдельных звеньев в их взаимосвязи и соподчинённости, выполняющие различные функции управления организацией и характеризует собой один из базовых элементов системы управления.
Звено управления – это структурное подразделение, выполняющие определённую функцию по осуществлению процесса управления.
Ступень аппарата управления – совокупность звеньев управления на одном иерархическом уровне системы управления.
Принципы ОСУ:
1) Соответствие структуры управления задачам производственной хозяйственной деятельности организации и её производственных звеньев.
2) Чёткое разделение труда внутри аппарата управления и его специализация.
3) Сокращение многоступенчатости управления. Приближение оперативного руководства к производству.
4) Единство руководства всех звеньев управления и производственных участков.
5) Оснащение аппарата управления орг. техникой, вычислительной техникой и средствами автоматизации сбора, передачи и хранения информации.
6) Создание условия для принятие оптимальных управленческих решений.
Основные типы ОСУ:
1) Бюрократический тип.
Бюрократический тип исторически сформировался первым. Концептуальные положения бюрократического типа:
· Организация – это, прежде всего порядок, организационным моментом которого служит трудовое поведение персонала направленное в определённое русло.
· Необходимое поведение персонала достигается регулированием распределения задач, разделение полномочий и регулирования распространения соответствующей информации.
· Общий порядок управления достигается в результате создания уровня управления, что ведёт к формированию уровней иерархии и соответствующих иерархических связей.
· Ограничение поведенческого диапазона работников достигается действующими правилами, инструкциями, что создаёт предпосылки для единообразного поведения персонала.
· Использование общих (типовых) правил организационного поведения, что в результате обеспечивает эффективность деятельности о координации в организации.
· Главное в бюрократическом стиле является должность, а не человек с его индивидуальностью.
Бюрократический тип ОСУ имеет следующие разновидности:
v Линейно функциональная.
v Линейно штабная.
v Дивизиональная.
Органический тип.
Органический тип ОСУ возник как антипод бюрократическому стилю. В своей основе предполагает:
· Импровизацию управленческой деятельности вместо планирования
· Коллегиальность принятия решений вместо коллегиальности
· Доверие среди персонала вместо власти.
· Основной особенностью органического типа ОСУ является постоянная готовность к прогрессивным изменениям.
Разновидности ОСУ органического типа:
v Проектные – создание специального подразделения по управления, работающего в течении времени необходимого для реализации проекта.
v Матричная – создаётся с помощью совмещения двух типов ОСУ (проектной и линейно-функциональной). В такой ОСУ руководитель аппарата управления взаимодействует как с членами проектной группы, так и сотрудниками линейный (функциональных) подразделений, временно подчинённых на период реализации проекта.
v Бригадная – представляет собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из которых состоит и менеджеров и специалистов исполнителей.
Основные принципы деятельности бригадных ОСУ:
§ Автономность.
§ Универсальность.
§ Самостоятельность в принятии решений.
§ Самостоятельность в координации действий и взаимодействия с другими бригадами.
§ Замена жёстких связей на гибкие связи.
v Целевая – представляет собой комбинация нескольких видов ОСУ. В такой структуре прибегают, когда цель является нетрадиционной.
Методы проектирования ОСУ.
Пре разработки и проектирования ОСУ применяются следующие подходы:
1) Классический подход . Рассматривает организацию чисто с механистических позиций. Структура организации считается заданной. Участники рассматривается как одноцелевые пассивные элементы, строго выполняющие свои функции и работающие в соответствии с предписанным алгоритмам. В качестве формального аппарата при разработки модели систем при классическом подходе используется классическая математика, законы элементарной физики и механики.
2) Поведенческий подход. В нём главное внимание уделяется вопросам поведения человека в организации, взаимоотношений членов в организации и реакции членов организации на различные стимулы.
3) Системно-ориентированный (системный). Рассматривает организацию как систему, её взаимосвязь с факторами внешней и внутренней среды.
Традиционный, классический и поведенческий формирования структуры управления предполагают осуществление следующей системы работ.
1) Определение целей и установление на их основании спецификации работ, подлежащих управлению.
2) Установление необходимых функций по обеспечению эффективного управления производственно хозяйственной деятельностью, кол-во этих функций, состава и характеристики каждой.
3) Разработка нормативов численности персонала для каждой функции управления и расчёт необходимой численности работников, а так же их состава по специальности.
4) Установление комплексов функции управления и определения кол-во структурных подразделений, а так же их состава.
5) Выявление степени централизации и децентрализации. Выполнение функции управления.
6) Формирование и разработка организационной структуры управления, должностных инструкций и положений.
7) Установление правильных взаимоотношений между работниками, с тем что бы каждый из них знал своё место в процессе производства.
8) Организация труда непосредственно на рабочих местах в каждом структурном подразделении.
Система управления организацией, использующая органическую структуру имеет следующие преимущества:
1) Более высокую гибкость, особенно в учёте и оценке хозяйственных рисков.
2) Меньшую привязанность к правилам и нормам.
3) Преимущественно групповую организацию труда персонала.
4) Механизм принятия решений не базирующийся на авторитете (власти), правилах или традициях, а использующий доверие, убеждение, единую цель организации.
5) В своей основе имеет интегрирующие факторы, эмиссии и стратегии развития.
6) Творческий подход в работе персонала, основанный на связи результатов деятельности каждого работника с миссией организации.
7) Постоянная готовность к проведению прогрессивных изменений в её организации и технологии.
Этапы построения гибкой организационной структуры управления.
Для построения гибкой ОСУ используют методику реинжиниринга.
Этапы:
1) Формирование цели и миссии организации.
2) Обратный инжиниринг организации (менеджеры с участием разработчиков информационных систем детально описывают действующую организацию, идентифицируют, документируют её основные хозяйственные (бизнес) процессы)
3) Прямой инжиниринг организации (включает перепроектирование бизнес процессов, определение способов использования информационных технологий и изменений в работе персонала, изменение различных видов работ, система мотивации, разработку поддерживающих систем (информационных , ресурсных и т.д.))
4) Формирование вариантов новой ОСУ (моделирование, а так же экономическая оценка)
5) Выбор варианта ОСУ.
6) Внедрение ОСУ.