Тема 4. Организационная структура управления

Задание:

1. Составьте организационную структуру управления промышленного предприятия (используя список примерного состава органов управления).

2. Проанализируйте составленную Вами организационную структуру. При анализе определите:

а) сколько и каких подразделений имеется в аппарате управления;

б) насколько эффективна их деятельность, нельзя ли сократить некоторые из них;

в) проанализируйте реальный состав работников аппарата, определите численность административно-хозяйственного аппарата, специалистов, технических исполнителей и найдите соотношение между ними по численности.

Примерный состав органов управления для составления схемы организационной структуры управления предприятием:

1) отдел главного технолога;

2) административно-хозяйственный отдел;

3) отдел главного механика;

4) отдел кадров; 5) юрисконсульты;

6) зам. директора по экономическим вопросам;

7) отдел главного конструктора;

8) зам. директора по общим вопросам;

9) гл. инженер;

10) финансовый отдел;

11) отдел труда и заработной платы;

12) бюро рационализаторских предложений и изобретательства;

13) отдел материально-технического снабжения;

14) отдел комплектации и кооперации;

15) зам. директора по производству;

16) гл. бухгалтер;

17) технический архив;

18) производственный отдел;

19) директор;

20) планово-экономический отдел;

21) зам. директора по кадрам;

22) отдел главного энергетика;

23) машинописное бюро;

24) отдел стандартизации;

25) отдел сбыта;

26) отдел главного метролога;

27) отдел технического обучения;

28) отдел технического контроля;

29) отдел научно-технической информации;

30) зам. директора по коммерческим вопросам и сбыту;

31) канцелярия;

32) зам. директора по материально-техническому обеспечению;

33) производственные цеха.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 5. Мотивация деятельности в менеджменте

Кейс-стади

В проектно-конструкторском бюро фирмы работают 6 человек.

Алексей Максимович - средних лет мужчина, грузный, меланхоличный, тяжелый на подъем, увлекается шахматами, обладает аналитическим складом ума.

Юрий Борисович - молодой человек, симпатичный, коммуникабельный, честолюбивый, занимается в самодеятельной театральной студии.

Люда – незамужняя девушка, ничем не увлекается, имеет три любимых занятия: разглядывать журнал мод, наблюдать происходящие за окном, обсуждать с подругами фирменные новости и события.

Мария - молодая женщина, исполнительная, трудолюбивая, имеет семью и маленького, часто болеющего ребенка.

Валера – худощавый молодой человек, отличный инженер, но педантичен и чрезмерно самолюбив, страдает хроническим заболеванием; в настоящее время в отпуске.

Шестой человек – менеджер бюро, это Вы.

Вас вызвал главный менеджер проектно-конструкторского отдела и объявил, что фирма заключила договор на разработку проекта, успешное выполнение которого принесет фирме неплохую прибыль. Проект, как отметил главный менеджер, технически сложный, имеет большой объем чертежных работ, должен быть выполнен за счет сверхурочной работы. И, кроме того, на заключительном этапе необходимо согласование проекта с заказчиком и в связи с этим предстоит длительная командировка в г. Тьму-Таракань. Если бюро справится с работой, его сотрудников ждет хорошее вознаграждение. Однако сумму вознаграждения главный менеджер не сообщил.

Ваше задание:

1.Определить основные проблемы. Принять необходимые в этой ситуации управленческие решения, в частности решение по распределению работ между сотрудниками;

2.Провести анализ потребностей каждого сотрудника: определить его индивидуальные потребности, оценить степень влияния каждой потребности по пятибалльной шкале, сгруппировать потребности как источник мотивов, определить сумму баллов по каждой группе мотивов и определить доминирующую потребность.

На основании этого разработать стиль поведения по отношению к каждому сотруднику при распределении работ. Использовать при этом теоретический материал: классификацию стимулов, различные варианты концепций мотивации, способов мотивации. Разрешается “приписывать” героям кейс-стади какие-то дополнительные сведения, связанные с личной жизнью, событиями, связанными с прошлым периодом работы, но не идущие в разрез с его характеристикой.

3-й этап. Работа в группах 15 - 20 минут.

4-й этап. Презентация результатов работы представителями групп.

5-й этап. Пленарная дискуссия.

6-й этап. Ролевая игра.

Сценарий ролевой игры:

Преамбула событий.

Фирма, действующие лица, управленческие проблемы - те же.

В результате развития событий и благодаря высокопрофессиональной работе Менеджера, разработавшего индивидуальный стиль поведения по отношению к каждому сотруднику бюро, удалось справиться с проектными работами. Следующий пункт договора включал 2-месячную командировку на фирму заказчика с целью передачи информации по проекту, обучения и консультирования работников фирмы.

Менеджер проектного подразделения планировал командировать для выполнения данных работ Юрия Борисовича, но ряд обстоятельств помешал данному решению. Тогда Менеджер решает направить в командировку Люду.

2. Для проведения ролевой игры каждая группа выбирает двух человек – одного на роль Менеджера, другого на роль Люды.

Организуется место действия - стол, два стула.

3. Задача Менеджера уговорить Люду, используя для этого различные стимулы, провести два месяца в г.Тьму-Таракань.

Задача Люды суметь отказаться от поездки, аргументируя свой отказ.

4. После проведения игры поочередно каждой группой провести пленарную дискуссию: обсудить результаты ролевой игры и сделать выводы.

Используя положения теории ожидания Виктора Врума, рассчитать уровень мотивации, предполагаемый Менеджером и фактически значимый для Люды.

Бланк для оценки уровня мотивации

Таблица – Бланк для оценки уровня мотивации

1. Определяющий стимул___________

2. Примерное “ожидание”, то есть оценка вероятного завершения работы при соответствующих затратах труда

Коэффициент “ожидания”=(0,0 до 1,0)

3. Примерная “инструментальность”, то есть оценка вероятности вознаграждения за результаты работы.

Коэффициент “инструментальности”= (0,0 до 1,0)

4. Примерная валентность, то есть ценность вознаграждения

Коэффициент “валентности”=(-1,0 до +1,0)

5. Рассчитанный уровень мотивации: У=О*И*В

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Наши рекомендации